[162x236]
Снился Осирис. И стражники с отрубленными головами, головы летели с высокой золотой лестницы.
Снилось еще какое-то существо, какое-то ужасное, не помню его, из-за него весы в царстве мертвых опрокинулись и вышли из строя, и все, кто вошел в это царство, должны были вернуться обратно.
Стала искать информацию о Египте.
БОГИ
Первоначально в Египте было четыре неразделимых бога:
1) Материя, вещество, из которого произошло все. Свет со всем, что в нем есть, произошел из этого вещества; но само первоначальное, вещество не могло произойти из чего-нибудь, оно несотворенное. Это богиня Нет.
2) Дух, который действует и живет в материи. Это бог Неф. Неф и Нет неразрывно связаны между собою; материя совершенно немыслима без сил, которые действуют в ней; точно так же нет никакой силы без вещества, в котором она могла бы держаться. От бога Неф и из богини Нет произошло все, что только существует.
3) Вещество занимает пространство, так как первоначальная, материя не создана в начале, а существует от века, то бесконечное пространство должно быть точно также несозданное, вечное. Это богиня Пашт. Она все обнимает, в ней все покоится, все восстает и исчезает.
4) Что ни есть, все существует в пространстве, и что бывает, бывает во времени. И время без начала и конца, не произошло, не сотворено. Неразделимое время, вечность, есть бог Себек. Дух и вещество, время и, пространство неотделимы одно от другого. Неф и Hет, Себек и Пашт - четыре первых величайших бога, через которых, из которых и в которых произошло все; но они не произошли; они несозданны, непреходящи, неразделимы, - они одно целое.
Но как нужно представлять себе это единение, этого не знает ни один человек, это никому непонятно, это амун, т. е. скрытое, таинственное (ом = не, нет; ун = открытый). Амун - непонятное единение четырех первых божеств, само есть высочайшее божество; Амун есть великое четвероединство, состоящее из Нефа и Нет, Себека и Пашт, Амун есть все во всем.
I. Амун, четыреединый, непостижимый, состоящий из:
1) бога Неф - дух, первобытный дух;
2) богини Нет - материя, вещество;
3) бога Себек - нераздельное время, вечность;
4) богини Пашт - бесконечное пространство.
II. Божества внутри мира:
1) бог Мент - творящий дух;
2) бог Птах - первоначальный огонь, теплота;
3) богиня Пэ - небесный свод;
4) богиня Анке - земля;
5) бог Ра - солнце;
6) бог Эаг - луна;
7) богиня Сате - светлая половина мира, день;
8) богиня Гатгар - мрачная половина мира, ночь.
ОСИРИС
Из пяти божеств, рожденных Реей и Кроносом, – братьев и сестер – особенно близкими были Исида и Осирис, полюбившие друг друга еще во чреве матери. Взойдя на престол, Осирис стал усиленно заботиться о своем народе. Именно он приобщил народ к культуре, очаровал и подчинил себе людей своей музыкой. Но Осирис заботился не только об египтянах, он странствовал по всей земле, неся людям блага культурной жизни, освобождая их от тьмы варварства. Во время странствований Осириса его возлюбленная жена и сестра Исида обеспечивала в Египте порядок и спокойствие. Но тайная смута против благодетельного и доброго Осириса все же возникла; ее возглавил родной брат Осириса Тифон, завидовавший его авторитету и популярности. Однажды Тифон (Сетх) и 72 его единомышленника устроили вернувшемуся из очередного странствия Осирису торжественную встречу. Было объявлено, что великолепный, очень ценной работы сундук достанется тому, кому он придется по росту. Желающие получить подарок ложились в сундук, но он не приходился им по росту. Но вот в него лег Осирис, и, ко всеобщему изумлению, сундук оказался как бы специально сделанным для него (сундук и в самом деле был изготовлен по росту Осириса). Тифон (Сетх) и его шайка злодеев немедленно захлопнули крышку, забили ее гвоздями и по Танитскому рукаву Нила спустили сундук с Осирисом в море. Море выбросило сундук на берегу финикийского города Библа, и здесь произошло чудо: из сундука выросло вдруг великолепное дерево, скрыв его своими корнями. Прибывшая Исида освободила сундук с останками Осириса от корней и доставила его в Дельту, укрыв в болотах близ города Буто, где находился сын Осириса Хор. Но неугомонный и злобный Тифон (Сетх) добрался и сюда. Он извлек из сундука тело Осириса и рассек его на 14 частей, которые разбросал по всему Египту. Неутешная Исида разыскала все части тела мужа, за исключением фаллоса, проглоченного нильской рыбой. Каждую часть тела она хоронила там, где находила ее – отсюда множество погребений Осириса по всему Египту. Так закончилась жизнь царя-бога Осириса на земле. Это произошло на двадцать восьмом году его царствования. Однако Осирис вернулся из преисподней и подготовил своего сына Хора к отмщению. Хор начал неутомимую и длительную войну против Тифона (Сетха) и его союзников и в конце концов победил их всех, завладев троном отца. Таково содержание мифа, по Плутарху.
Но в рассказе Плутарха нет ни слова о том, что Исида зачала своего сына «Хора-дитя» от уже умершего Осириса, отсутствуют подробности, порой очень интересные, о смертельной схватке между Хором и Сетхом, об оживлении умершего Осириса Исидой, о его мумификации и т. п. Воскресший Осирис передал Хору власть над Египтом, а сам спустился в преисподнюю, где стал судьей в царстве мертвых.
В египетских текстах Осирис никогда не выступает как символ живого, правящего фараона – последний становится Осирисом, сливается с этим богом лишь после физической смерти. Правящий фараон, как уже отмечалось, являлся олицетворением сына Осириса Хора, отомстившего за смерть отца и наследовавшего его престол. Умерший же фараон никогда не назывался Хором и не уподоблялся ему. Итак, каждый живой и правящий фараон – это Хор (но никак не Осирис!), а умерший фараон – это Осирис (но никак не Хор!). В текстах эти различия строго соблюдаются.
У Осириса были и другие аспекты: то он выступает в облике лунного божества, то в виде созвездия Орион, то отождествляется с другими богами: с Харсафесом, с богом зерна Непри, с богом Сепа, с богом Пта и, конечно, с богами потустороннего мира – Сокаром, Упуаутом и некоторыми другими. Но еще до наступления эпохи Нового царства начинают определяться черты Осириса как вселенского бога. Гимн Осирису на стеле Амонмеса, начальника стад бога Амона (XV в. до н.э.), начинается словами: «Слава тебе, Осирис, владыка вечности, царь богов!».
МАГИЯ
Одной особенностью, на которой необходимо остановиться, является огромная роль слова в космогонических текстах. Эта роль наиболее отчетливо выражена в мемфисской космогонии, в которой слово и мысль становятся основными инструментами творения мира богом. Но опора на «игру слов», за которой стоит вовсе не игра, а вера в творящую силу речи, заметна и в других описаниях. Приведем два примера. В гелиопольс-ком сказании фраза «Я еще не изрыгнул Тефнут» опирается на созвучие «тефни» — «я изрыгнул» и Тефнут; процесс начала творения передается в этом тексте звуковыми ассоциациями между «Хепра» — бог Солнца, «хепер» — существовать, «хепру» — «существования». Кажется, что здесь само произнесение имени приводит к порождению сущности, названной им.
Наверное, наиболее уязвимым для магического воздействия объектом является в египетской культуре имя. Подлинное имя человека или бога — сокровенная тайна, которую нельзя раскрывать даже в самых критических ситуациях. Это утверждение хорошо иллюстрирует миф о Ра и Исиде. Исида, стремясь узнать подлинное имя бога Солнца, сотворила змея, который ужалил Ра. Спасти Ра от гибели может только произнесенное богиней заклинание, но для этого она должна назвать его настоящее имя. Ра пускается на всевозможные ухищрения для сохранения тайны и выдает ее лишь под угрозой неминуемой смерти. Интересно, что свое признание он облекает в следующую формулировку: «Да обыщет меня Исида, и да выйдет мое имя из моего тела в ее тело». Очевидно, что имя здесь мыслится как материальная субстанция, обладающая способностью перемещения.
СЕМЬ ОБОЛОЧЕК ЧЕЛОВЕКА
Посвященные Древнего Египта считали, что человек -- это многомерное существо, которое имеет семь оболочек (из которых были поименованы пять), соответствующих семи уровням его существования.
Первая оболочка человека (др.-егип. Сах) -- его вещественное тело, видимая часть человеческого существа. Она является лишь малой частью того, что на самом деле представляет собой человек. Египтяне дорожили сохранностью тела умершего. Более всего они заботились о сохранности головы -- «седалища жизни». Обезглавливание и сожжение считались в Египте страшной участью.
Вторая оболочка человека (др.-егип. Ку, позд.-егип. Ка, Кэ) представляла собой его жизненную энергию, эфирное тело, энергетический двойник человека, душу-двойник. Из современных понятий более всего этому соответствует термин «биополе».
Ка -- это, с одной стороны, совокупность психических ощущений живого человека, а с другой -- Ка неразрывно связано с личностью, индивидуальностью умершего, его телесными и духовными чертами.
Посвященные могли узреть Ка в виде цветного, радужного сияния вокруг вещественного тела. Обычно вещественное тело и энергетический двойник человека не разлучаются. Но при слабом здоровье, сильном нервном потрясении или возбуждении эфирная оболочка Ка может частично покинуть тело Сах. В результате этого человек впадает в полубессознательное состояние или транс.
Незадолго до смерти, когда энергетическому двойнику Ка становится неуютно в вещественном теле Сах, он может выйти из него. (В этом заключено удивительное явление привидения-двойника -- многие видят своих двойников перед смертью.)
После смерти человека его Ка может находиться в потустороннем мире, чтобы встретить там умершего, направляющегося к своему Ка. Они оба пребывают в мире ином, вместе с тем Ка обитает в гробнице, в которой покоятся останки умершего, и принимает там подношения от живых родственников умершего (вернее, принимает энергетические двойники-Ка яств и напитков, ладана и проч.)
Третья оболочка человека (др.-егип. Би, поз/7.-егип. Ба, Бэ) -- сущность человека, то, что называют «жизненной силой», душа-проявление, оболочка подсознания, которую в современной литературе нередко именуют «астральным телом».
Ба образуется из совокупности человеческих чувств, желаний, эмоций. Ба с удивительной быстротой меняет свою форму под влиянием каждого воздействия ощущении, чувств, желаний и мыслей.
В Древнем царстве считалось, что Ба обладают только боги, цари и первосвященники, то есть великие посвященные.
Ба мыслилось как нечто отдельно существующее только после смерти великого посвященного. Б а изображалось в виде сокола с головой человека. Полагали также, что Ба -- это энергия, которая оживляет изваяние или фетиш бога, или мумию (при этом Сах и Ба мыслились связанными тесными узами).
Когда сущность (Ба) отделяется от тела (Сах), последнее впадает в сонное оцепенение. Посвященные египтяне могли по своему желанию совершать в виде Ба странствия в различные места и даже в мир иной.
Вместе с тем Ба, которое, как птица, могло покидать тело спящего, мумию в гробнице, изваяние бога или царя и удаляться сколь угодно далеко, неизменно должно было возвращаться к тому телу, чьей душой оно являлось. Ба изображалось иногда сидящим на дереве близ гробницы, пьющим воду из пруда, но непременно спускающимся в гробницу к телу, с которым оно было связано.
Ба образуют мир иной душ и мир сновидений. Более того, именно Ба умершего обладало способностью переселяться в другие тела, переходить в другую вещественную сущность.
В «Книге Мертвых» говорится о вселении Ба умершего в божественного золотого ястреба, в птицу Феникс, в журавля, ласточку, овна, крокодила, змею.
Боги тоже имели свои души Ба, нередко несколько. Бог Ра обладал даже семью Ба, астральными энергиями семи светил (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна). Кроме того, планета Марс считалась Ба Гора (Красный Гор), Юпитер -- Ба Гора и Ба Сета, Сатурн -- Ба быка Гора.
Неподвижные звезды и созвездия также рассматривались как Ба богов. К примеру, созвездие Ориона считалось Ба Осириса (особенно Пояс Ориона), созвездие Большого Пса (звезда Сириус) -- Ба Исиды. 36 звездных деканов воплощали Ба определенных богов.
Иногда один бог считался Ба другого бога. В частности, Ра именуется в текстах Ба Нуна, Апис -- Ба Птаха, Сокарис -- Ба Осириса.
Четвертая оболочка человека (др.-егип. Иб, позд.-егип. Эб) -- душа-сердце, вместилище человеческого сознания (для сравнения более всего подходит современное понятие «ментальное тело»).
Эб образовано человеческими мыслями и мыслеобра-зами. Эб чрезвычайно подвижно, прозрачно и нежно. Согласно ощущениям посвященных, при поступательном развитии Эб приобретает сияющую неземную красоту. Эб -- это бессмертная душа.
Средоточием человеческого сознания египетские посвященные считали сердце. Отсюда -- единое именование для двух понятий: «ментальное тело» и «сердце». После смерти человека Эб возвращается к своему всеобщему первоисточнику -- Эб бога Осириса.
Эб рассматривалось как нечто, наиболее осведомленное о скрытых помыслах человека и тайных мотивах его поступков. Поэтому на Загробном Суде Эб могло стать опасным свидетелем, дать богам неблагоприятные показания о земной жизни умершего. Ведь Эб фиксирует запись всех добрых и злых мыслей человека.
«Книга Мертвых» (главы 27 и 30) содержит магические заклинания, побуждающие Эб не свидетельствовать на Загробном Суде против умершего.
В процессе мумификации тела в него нередко вкладывали искусственное сердце в виде изваяния скарабея с начертанными на нем заклинаниями. Амулет скарабея пеленался и над сердцем мумии. Эб-скарабей должен был обеспечить умершему благоприятные показания о его земных деяниях на Загробном Суде.
Данная символика иносказательно описывает Эб как энергию Солнца, ведь скарабей -- символ бога Хепри (одна из ипостасей Ра -- бог восходящего Солнца).
Пятая оболочка человека -- также Эб, душа-причина или надсознание (ближайшее современное понятие: «причинное или кармическое тело»). Душа-причина бессмертна, передает информацию в следующие воплощения в виде неосознанных устремлений. Она ответственна за место и время рождения человека, все его врожденные телесные пороки и заболевания.
Именно душа-причина позволяет человеку родиться в определенной семье, роде, племени, народе, товариществе и государстве, с членами которых у нее были связи и в прежних воплощениях.
Шестая оболочка человека -- также Эб, душа-смысл или самосознание; по египетским понятиям, душа, производящая смысл. Благодаря ей человек может наблюдать за течением своих собственных мыслей, осознавать свое существование, усматривать сокровенный смысл своей жизни.
Если душа Эб (сознание) загрязнена злыми мысле-образами, то они препятствуют душе-смыслу (самосознанию) воспринять бесконечность сознания, как облака и мгла препятствуют Солнцу (Оку Уажат) воспринять поверхность Земли.
Седьмая оболочка человека -- дух (Ах), часть всеобщей энергетической подосновы вселенной. По-египетски Ах буквально означает «светлый, просветленный, освещенный, блаженный».
Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно все, что существует во вселенной. Ах находится и тут и там, в каждой точке пространства и содержит всю информацию во всех ее видах. Ах пребывает и в вещественном мире и в мире бестелесного, он вездесущ.
Ах -- один на всех. Этот дух защищает от зла: злых мыслей, слов и деяний,-- перекрывая его источник плотными заслонами причинной оболочки.
Дух-Ах есть и у богов. Чаще всего упоминается Ах (дух-душа) Осириса, Гора, Ра, а также собирательная множественность духов-душ или душ-духов инобытия, которые гостеприимно или враждебно встречают различные виды душ умершего (его Ка, Ба, Ах).
Дух Ах изображался в виде хохлатого ибиса.
Магическое значение имели числа -- единица, двоица, троица, четверица, семерка, восьмерка, девятка, десятка, двенадцать, четырнадцать, двадцать один, тридцать и сорок два. Магической символикой обладал цвет. Белый, красный, зеленый, лазурный, черный нередко упоминаются в «Книге Мертвых». Зеленый цвет, к примеру, символизировал жизнь и все живое.
В «Книге Мертвых» ряд глав передают заклинания души умершего (его Ка, Ба, Эб, Ах), заклинание враждебных ему духов и божеств, заклинания всякого рода препятствий, преград, ворот, пилонов, Чертогов Храма Осириса, стоящих на пути душ умершего к Обители Блаженных, заклинания охраняющих их губительных духов и строгих богов, заклинания чудовищ, пожирающих души грешников, заклинания 42 богов инобытия и самого царя Загробного Царства -- Осириса.
Чтобы облегчить умершему странствие, боги создали в Дуате (Царстве Мертвых) ариты -- места отдыха, остановки, где душа могла остановиться и передохнуть. Однако войти в ариту мог не каждый, а лишь знающий имена богов и определенные заклинания.
Заклинание предполагает точное знание имени. По представлениям египтян, восходящим к доисторической эпохе, имя-Рын человека, духа или божества являлось составной сокровенной частью его сущности. Сам великий Ра творил мир силой слова. Давая вещам и существам имена-Рмн, он тем самым определял их сущность и место в мироздании. Знание подлинного, сокровенного имени давало власть над его обладателем.
ЦАРСТВО МЕРТВЫХ
«Книга Мертвых» представляет собой большой сборник подобных иносказаний, благочестивых откровений «мистического опыта» нескольких поколений посвященных. Все они были выходцами из среды жрецов, участвовавших и руководивших мистериями.
Посвященные в таинства подразделялись на три группы по степени посвященности.
Посвященные первой степени (ее имела большая часть младшего храмового персонала) вследствие слабого здоровья или сильного душевного потрясения испытывали хоть раз в своей жизни «непреднамеренный» выход, странствие и возвращение души-проявления Ба. Их душа странствовала в инобытии и запоминала все виденное там.
Посвященные второй степени от природы и вследствие особых упражнений имели способность по своему желанию отправлять свою душу в странствие по инобытию. Они исследовали весь доступный их душам путь многократно, запоминая малейшие частности и подробности.
Посвященные третьей степени, иначе именуемые чудотворцами, были одарены богами способностью не только самостоятельно отправлять свою душу в мир иной, но и помогать душам других людей совершать подобные странствия для познания инобытия.
Заупокойная литература всех времен египетской истории, даже вполне «низовая», говорит о том, что душа-двойник Ка умершего потребляет не сами заупокойные приношения, а насыщается их душами-двойниками. Ка умершего ест не хлеб, а Ка хлеба, пьет не пиво, а Ка пива. Душа-проявление Ба и душа-сердце Эб вообще удовлетворяются не заупокойными подношениями и дарами родственников, близких и друзей, а их благочестивой и нелицемерной памятью, заботой об умершем, их ритуальной чистотой и отсутствием злого умысла.
Для того, чтобы человек наверняка обрел новую жизнь, было необходимо положить в саркофаг свиток Книги Мертвых. Основное ее назначение - открыть путь к вечной жизни, помочь преодолеть препятствия, предупредить о грозящей опасности душу умершего.
Несмотря на то, что не всегда все церемонии могли быть выполнены, любая душа оказывалась в Царстве Мертвых, но далеко не каждой удавалось попасть на Загробный суд, так как а пути к нему ее ждали страшные испытания и трудные препятствия. Об этом нам и свидетельствует Книга Мертвых.
Для того, чтобы попасть на суд Осириса, душа должна пройти через три этапа.
Первый - нисхождение в подземный мир, где живут демоны. Необходимо пройти через девять охраняемых ими дверей, для этого необходимо знать специальные заклинания-ключи, они были написаны в Книге Мертвых. Заклинание-ключ - это молитва-восхваление великих богов.
Часто в этом качестве выступали гимны богам. Но демоны, которые охраняют двери - это «ни что иное, как те связи, которые еще существуют у души с земной жизнью». Самое большое испытание - прохождение через девятую дверь, где происходила встреча со змеем, кольца которой - привязанность к самому миру живых.
Второй этап - пребывание в сердце подземного мира, где человек встречался со своей собственной тенью. Демоны тьмы - это отражение его недостатков. Они терзали душу, и было необходимо, чтобы сила света оказалась сильнее своей тени.
Третий этап - преображение. По образу и подобию Ра душе необходимо пройти через двенадцать часов дня (отсюда и египетское название Книги Мертвых - «Книга выхода души при свете дня»). Если душа проходила эти испытания, она оказывалась в чертоге Двух Маат (истины), т. е. на Суде Осириса.
[322x231]
На Загробном суде умершего ожидает сам повелитель Царства мертвых Осирис, к которому обращены такие слова: «Преклоняюсь пред тобой, о ты, великий Бог, ты - повелитель двух богинь Маат! Я пришел к тебе, о мой Владыка, и я заставил себя прийти сюда и созерцать твою красоту. Я знаю тебя, и я знаю твое имя, и я знаю имена сока двух богов, живущих с тобой в этом чертоге как стражи грешников и пьющими их кровь, когда решается судьба их пред лицом Твоим. Я пришел к тебе и принес Маат, и я уничтожил зло» (Книга Мертвых. CXXV). Затем умерший читает так называемую «Исповедь отрицаний», которая считается египетским эталоном моральных норм. Вот ее небольшой отрывок:
Я не чинил зла. <…>
Я не творил дурного.<…>
Я не кощунствовал.
Я не поднимал руку на слабого.<…>
Я не был причиной недуга.
Я не был причиной слез.
Я не убивал.
Я. Не приказывал убивать.
Я никому не причинял страданий.
Я не совершал прелюбодеяния.
Я не сквернословил.
Я не отнимал молока от уст детей
Я не чинил препятствий богу при выходе.
Я чист, я чист, я чист, я чист! (Книга Мертвых. 125)
После того, как умерший произносил эти слова, происходило взвешивание сердца. На одну чашу весов клалось перо, а на другую - сердце умершего. Если сердце не тяжелее пера, то душа человека оправдывалась, если же нет, его сердце пожирало чудовище Амма.
После того, как человека признавали праведным, он получал бессмертие и отождествлялся с верховными богами - Ра и Осирисом: « Я властелин тех, кто воскрешен из мертвых, Повелитель выходящих из тьмы, чьи обличия - из дома мерт-вых… Повелитель святилища, стоящего в Центре Земли. ОН - ЭТО Я, А Я - ЭТО ОН. ( Книга Мертвых. LXIV). Таким образом, конечная цель всей человеческой жизни - соединиться с Богом и существовать с того момента в этом единении целую вечность, будучи ею самой: «Я есть День Вчерашний, День Сегодняшний и День Завтрашний, и я способен возродиться к новой жизни» (Книга Мертвых. LXIV).
Источники:
http://www.countries.ru/library/ancient/egprostr.htm
http://revolution.allbest.ru/history/00009317_0.html
http://www.rodon.org/kma/rde.htm#a13
http://godsbay.ru/egypt/myth_egypt4.html