Дорогие друзья, мы продолжаем знакомить вас со старинными ремёслами, бытовавшими в нашем районе. И сегодня хотим поговорить о гончарном ремесле.
Изначально гончарное ремесло служило для приготовления посуды для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел. Глиняная посуда обязательно обжигалась. В глубокой древности изготовлением посуды занимались женщины, лепилась она от руки и обжигалась либо в кострах, либо в обычной печи. Такой способ домашнего производства сохранился до наших дней у мордвы, да и в некоторых рязанских селах еще несколько лет назад встречалась такая посуда. Конечно, была она недолговечной из-за плохого обжига. Положение изменилось, когда в конце 1 тыс. нашей эры в Среднем Поочье появляется гончарный круг и горны - специальные печи для обжига керамики. И с этого же времени появляются профессиональные ремесленники, занимающиеся только производством посуды.
Со временем ассортимент изделий из обожжённой глины становился всё более разнообразным, и ремесло превратилось в настоящее гончарное производство. Производить стали не только посуду, но и строительные кирпичи, изразцы, трубы. Научившись смешивать глину с другими веществами, мастера начали изготавливать более изысканные предметы обихода из фаянса и фарфора.
К счастью, до наших дней сохранились некоторые данные о том, где и какие изделия из глины производились в Шиловском районе. Так, до XVIII века мастера – гончары делали посуду в с. Новосёлки, Берёзово, д. Акулово, затем в с. Чёмбар, Терехово. А во второй половине XIX века наряду с глиняной посудой ещё одним важным направлением гончарного производства стало изготовление кирпичей. Например, в с. Константиново и д. Городище (Городище продолжение с. Константиново) в это время работало сразу три кирпичных завода. Производили кирпичи и кустарным образом. Мастера – кирпичники были в сёлах Берёзово, Инякино, Ирицы, Крутицы, Сасыкино, Тимошкино, в д. Слобода. Большинство «каменных» церквей и зданий в селах нашего района построены из кирпичей, изготовленных на таких местных заводах.
В фондах Шиловского «Музейного комплекса» хранится большое количество самых разных изделий из глины, которые периодически можно увидеть на наших выставках и экспозициях. И сейчас мы предлагаем вам познакомиться с одной из таких выставок, посвящённых гончарному ремеслу.
Текст экскурсии приводим без поправок и сокращений. Надеемся, что наше виртуальное путешествие понравится и взрослым, и детям.
Тематическая выставка «Огня не страшусь - воды не боюсь»
(Экскурсию ведёт девушка в народном костюме в роли дочери гончара)
Дочь гончара:Доброго здравия, люд честной, добро пожаловать в гончарную мастерскую. В нашей мастерской, как в музее, чтоб люди пришли да посмотрели. Здесь все, что душе угодно: горшки, крынки, плошки, жаль, нет деревянной ложки.
А впрочем, почему жаль? Ведь посуда-то здесь не деревянная. А какая? Правильно, глиняная. А как мастера называют, который посуду глиняную делает? Гончар. В старину-то их «горнчарами» называли, от слова «горн», а потом букву «р» для удобства убрали, и получился просто гончар. В моём роду все гончары: и папенька, и дед, и прадед. Папенька мой хотел сыну мастерство передать, да одни девки родились. Вот потому-то я гончарному ремеслу и обучаюсь.
Я сначала как думала: берёшь кусок глины, мнёшь его, потом на гончарный круг - плюх – и крути себе. Чего тут трудного? Ан, нет! Оказалось, что сперва глину надо подходящую найти, ведь не всякая глина для посуды годна.
Глина должна быть чистой. А где такую взять? Места надо знать.
Да и чистая глина-то в природе редко встречается. А потому привезёшь её домой, всю переберёшь, очистишь от всяких примесей, от крупных частиц. А потом ещё на 1 или 2 года в воде или на воздухе оставляешь, и тогда только можно в дело употребить.
Сначала её водичкой разбавишь, да чтоб не крута и не жидка была. А потом-то в деревянном ящике мнёшь её, мнёшь, долго - долго, пока глина станет мягкой, пластичной, без единого комочка.
Глиняная посуда известна с древних времён. Эти древние сосуды ещё мой прадед нашёл, когда молодым был. Глядит, а на них знаки какие-то, рисунки чудные. Пошёл он тогда к старому мастеру, а тот и говорит: «Да, в старину часто на глиняных горшках разные знаки рисовали, это обереги такие, чтоб еду от всякой нечисти защитить».
А вы знаете, что самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи делались от руки и не имели правильной формы? Вот, поглядите, вроде бы и круглые, да не совсем ровные. А этот - поровней. Наверное, мастер был очень опытный, много-много за свою жизнь горшков сделал.
Интересно, как наши предки делали глиняную посуду от руки? Посмотрите-ка на эту посудину и расскажите, как её сделали? (Раскатали глину жгутом (колбаской) и, наложив жгут ряд за рядом, затёрли, т. е. сравняли стенки сосуда). А этот горшок? (Взяли кусок глины, вдавили середину, выровняли стенки сосуда).
Таким способом сделать ровный круглый предмет очень трудно. Только когда изобрели гончарный круг, посуда стала круглой.
Гончарный круг бывает ручной, там круг рукой вертится. Ох, и трудно это: и крутить рукой, и горшок вытягивать. Да-да, гончары именно так и говорят: «вытягивать».
А вот у меня гончарный круг немножко другой. Поглядите да скажите, чем здесь крутят круг? Ногой. А может кто-то из вас хочет попробовать, милости прошу (2 -3 ребенка садятся на круг и пробуют его крутить ногой).
Затем горшок надо обжечь, иначе в него ни воды не нальёшь, ни каши не сваришь, весь размякнет да развалится. А на чём обжигать-то будем? На огне, в специальной печи, или в горне, как раньше говорили. После обжига горшок ни огня не страшится, ни воды не боится.
Да, долго учиться такому ремеслу. Посуду делать, не лапти плести. Здесь нужна сноровка и уменье. Зато посуда получается на загляденье.
Посуда из глины с древних времён славится, всем она нравится. Про неё даже загадки сочиняют. Не верите? Хотите, загадаю?
Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,
Молод был – людей кормил,
Стар стал – пеленаться стал.
Что это? Горшок.
А что значит «на кружале» (на гончарном круге), а на пожаре (обжиг), а на базаре (продавали)? Верно, верно, мы с папенькой нашу посуду тоже продаём: на базарах, ярмарках. Идёт нарасхват!
А вот дальше в загадке: «молод был – людей кормил, стар стал – пеленаться стал» Что это значит? А значит это, что люди раньше были рачительными да бережливыми, запросто вещами не разбрасывались. Когда горшок был новый да целый – в нём еду готовили, а если треснет, его обворачивали полосками из бересты. Такой, конечно, в печь не поставишь, а вот хранить в нём зерно или муку можно.
В старину не было ни одной крестьянской семьи, где не пользовались бы глиняными горшками. Вот и папеньке моему приходится делать самые разные горшки: с поливой и без поливы, разных размеров. И даже вот такие горшочки, которые в старину махотками называли, от слова «махонький». А что значит - махонький? Маленький. Что же в них поместится? И для чего они вообще нужны? Как вы думаете? В них готовили молочные сладкие каши для детей. И то верно, маленькому ребёнку ведь неудобно есть из большой посудины вместе с остальными, а из собственного маленького горшочка – в самый раз. А еще махотки использовали для лечения при простуде, как обычные банки. Вам банки когда-нибудь ставили? А когда я была маленькой, маменька меня именно махотками лечила
А хотите знать, какую мой папенька ещё посуду делает?
Вот - постава. Большая, круглая, а горлышко-то узкое, ни как у горшка. Что ж туда можно положить? (ответы) Наверное, квас можно налить или что-нибудь насыпать. Да и название интересное – «постава». (Задумчиво) Это почему ж её так назвали? Как вы думаете? От слова «ставить», «поставить». Может быть и так. У русского народа каждое слово, каждое название со смыслом.
Глядите, вот крынки глаз не отвести, такие не стыдно на ярмарку везти.
В них будут холодными квас и молоко, да и ехать не надо далеко,
Ведь ярмарки во многих сёлах бывают, сделать покупки все успевают.
Наверное, именно от старинных крынок и кувшины произошли. Да только в крестьянских семьях крынки чаще использовали. А что, очень удобно. Взял её за высокое горлышко, налил себе молочка парного в кружку. Вкуснятина…
Кстати, а чем крынка от кувшина отличается? У кувшина есть специальный слив на горлышке и ручка.
Такой узкогорлый кувшин с ручкой с интересным названием «бальзам» известен уже более 100 лет. Сперва-то он для вина был приспособлен, а позже в нём стали хранит в основном керосин.
Тарелей, мисок, плошек у нас не перечесть, для творога съестного, для супа и жаркого. А может для картошки иль даже для окрошки.
Папенька мне рассказывал, когда он маленьким был, вся семья собиралась за столом, на столе стояла одна большая чашка со щами, а вокруг неё – ложки. Первым начинал есть хозяин (большак) – самый старший в семье мужчина, а потом и все остальные, строго по очереди зачёрпывали ложкой щи из одной чашки – вот так и обедали. Сейчас-то у нас у каждого своя собственная чашка или тарелка.
Есть в нашей мастерской даже специальная посудина для сметаны. А может, догадаетесь, как она называется? Сметанник. А скажите-ка мне, в сметаннике сметану делали или хранили? Верно, хранили. В сметаннике сметана густа, вкусна, беляна.
Есть банки для соленья, а также и варенья. А вы думали, что варенье только в стеклянных банках можно хранить? Я раньше тоже так думала. А оказывается, в глиняных банках всякие соленья да варенье не портятся, хранятся долго-долго.
Коль хотите сбитень пить, надо сбитенник купить. А что такое сбитень, знаете? Это вроде бы и чай, но в то же время и не чай. Напиток такой на травах да на меду. Как-то на ярмарке дедуля один носил вот точно такой сосуд да всё кричал: «Сбитень, сбитень, кому сбитень?» Я тоже попробовала. Вкусно...
Это что за чудо?! Вот так посуда!
Два горшочка, посредине ручка – странная штучка.
А горшочки-то, глядите, совсем одинаковые, прям, как близнецы. Вспомнила, папенька так и говорил: «близнятки». Для чего они нужны, знаете? Может, отгадаете? Слушайте внимательно:
«Дорогой капитал все души напитал». Что это? (Щи)
А вот еще одна загадка:
«В городе Торжке продают бабу в горшке». А это что такое? (Каша).
Щи да каша – пища наша. Когда в поле работаешь, хлеб собираешь, времени сбегать домой да пообедать нету. Летом каждый день год кормит. Вот и придумали люди такие двойные горшочки: в один щи нальют, в другой – кашу. Сразу два блюда – и нести удобно.
Для переноски еды и питья делались и другие сосуды. Такие, например, с двумя ручками.
А теперь маленькая загадка: для чего у этого сосуда три ушка? Это – маслобойка, в ней масло пахтали. Маслобойки-то ещё и деревянные использовали, их можно было поставить на стол. А вот глиняную надо было подвесить к специальному крюку в потолке, зацепив за все три ушка – для устойчивости, чтобы не перевернуть ненароком.
А эту посуду, фарфоровую да фаянсовую, мы с папенькой на ярмарке прикупили. Глядите, какая красота! Мы такую не делаем, у нас только из глины посуда. А папенька-то надо мной посмеивается, да всё спрашивает: «Из чего же фарфоровая посуда сделана?» А я и не знаю. Может быть, вы знаете? Подскажите мне. Неужто из глины? Погодите-ка, я видела, как папенька сюда какую-то записочку прятал. (Достаёт записку) Сейчас прочитаю. (Читает) Фарфор сделан из глины с добавлением песка, полевого шпата и других добавок. А фаянсовая – из белой глины с добавлением мела и кварцевого песка. Вот это да! Точно, из глины. То-то папенька посуду эту в нашу мастерскую принёс: и тарелки, и чайники, и чайную чашку…
Ой, а я ведь про чайную чашку сказку знаю. Хотите послушать?
История чайной чашки
Жил на свете один юноша. И нравились ему всякие старинные безделушки, особенно чайные чашки.
Вот однажды в далекой, незнакомой стране набрел он на антикварный магазинчик, где нашел старую чайную чашку. Юноша взял в руки находку, как вдруг чашка заговорила с ним:
«Мой дорогой странник, я не всегда была чашкой. Было время, когда я была просто куском красной глины. Тысячи лет лежала я в земле и ждала, не зная чего…
И вот пришел мой Мастер. Он поднял меня, отнес домой, бросил на деревянный стол и стал мять и катать меня, пока я не закричала: «Довольно! Оставь меня в покое!». Было очень больно, но он лишь улыбнулся и промолвил: "Еще не время".
С этими словами он кинул меня на стремительный круг, и мир завертелся у меня перед глазами – быстро, быстро. «Что ты делаешь! – прошептала я. – Мне плохо». Но Мастер сказал: «Еще не время».
Затем он бережно поставил меня в печь. Я не знала, что на свете существует такая жара. Я кричала: «Выпусти меня!» Но вот, дверца открылась. Мастер осторожно вынес меня из печи и поставил на полку, где я вздохнула свободно. Как хорошо, когда тебя, наконец, оставили в покое.
Но это был не конец. Мастер собирался… раскрашивать меня! И не только. Там была эта ужасная штука – лак, такой ядовитый. «Пожалуйста, смилуйся надо мной!» Но Мастер снова сказал: «Еще не время».
После раскраски он вдруг засунул меня обратно в печь. На этот раз там было жарче в два или три раза. Я поняла, что живу последний миг своей жизни.
Как вдруг я почувствовала, что Мастер вытаскивает меня из печи. Он снова поместил меня на полку, где я остыла и стала ждать, ждать и ждать…
Ты хочешь узнать, что было потом? Через час Мастер вернулся. Он подошел ко мне и поставил передо мной зеркало. «Взгляни на себя», - сказал он. То, что я увидела в зеркале, было таким чудесным, что я воскликнула: «Это не я!». Это не могло быть мною… Это было таким красивым, слишком красивым…
Тогда я услышала полные сострадания слова Мастера: «Это то, чем ты должна была стать. Я видел, как тебе было больно и плохо, но поверь мне, все это я делал для твоего блага. Теперь ты превратилась в чудесную чашку, и твоя жизнь обрела смысл».
Здесь чашка закончила свой рассказ. Юноша заплатил хозяину антикварного магазина и взял чашку с собой.
С тех пор юноша всегда помнил, чтобы добиться в жизни чего-то хорошего, нужно преодолеть множество трудностей. А вам, гости мои дорогие, я желаю, чтобы в вашей жизни было как можно меньше трудностей и препятствий. Чтобы вы выросли хорошими людьми и помнили традиции своих предков.
Вот вы и побывали в гончарной мастерской: увидели да услышали много интересного. Осталось нам только попрощаться. До свидания! (Кланяется).