|
Выдающиеся отечественные спортивные достижения ХХ века явились результатом массовой подготовки рабочих, колхозных и армейских спортсменов и учащейся молодежи профсоюзными спортивными обществами и клубами. Огромная роль в деле широкой пропаганды физической культуры и спорта принадлежит плакату. Традиции любительского спорта в России были заложены еще в конце XIX века, когда велосипедные, лыжные и конькобежные гонки, товарищеские футбольные матчи, состязания по плаванию и лаун-теннису стали новым увлекательным зрелищем, а приобщение детей к физической культуре и спорту активно пропагандировалось передовой педагогикой. После окончания Гражданской войны физическая культура и спорт приобрели в нашей стране массовый организованный характер. Причиной тому стала государственная политика, направленная на укрепление здоровья, физическое развитие и организацию досуга молодежи, и общемировые тенденции развития рабочего спорта в рамках профсоюзных движений стран Западной Европы в 1920-е годы. Плакаты постоянно рекламировали спортивные праздников и товарищеские состязания по отдельным видам спорта. Новой задачей стала пропаганда в плакате физической культуры. Именно физическая культура и спорт способствовали приходу в плакат изображений красивой и стройной молодой физкультурницы и героического атлета — мужчины. Можно без преувеличения сказать, что советский спортивный плакат стал единственной областью, где чувственные образы служили целям пропаганды социалистического образа жизни. Перед спортивным плакатом на рубеже 1920–1930-х годов была поставлена важная политическая задача — утвердить социальную значимость физкультурника и спортсмена в городе и на селе. Эту задачу смогло решить поколение молодых художников — любителей спорта, поддерживающих хорошую физическую форму. В числе наиболее активных пропагандистов спорта были художники А. Дейнека, А. Кокорекин и В. Говорков. А. Дейнека в 1933 году создал лучший советский спортивный плакат — динамичный выразительный портрет метательницы диска. А. Кокорекин служил спортивному плакату верой и правдой всю свою творческую жизнь. Символом середины 1930-х годов стал плакат В. Говоркова «Все мировые рекорды должны быть нашими», где белизна спортивного костюма оттеняет загорелое тело девушки, на грудь которой легла ленточка с призывным патриотичным лозунгом. В это время развитие спортивного движения в СССР достигло апогея. Афиши спортивных состязаний стали важной частью городского оформления. Молодежь проводила выходные дни на стадионах. Страна готовился к участию в Олимпийских играх в Берлине (1936), чтобы продемонстрировать всему капиталистическому миру свою спортивную мощь. Одним из самых ярких периодов в истории спортивного плаката стал конец 1940-х–1950-е годы. После победы над фашистской Германией, подготовка советских спортсменов к международным соревнованиям была выдвинута в качестве приоритетной политической задачи. Неуспехи в отдельных видах спорта показали необходимость широкой подготовки спортивной смены. Прозвучал лозунг «Молодежь — на стадионы!» (плакат Л. Голованова, 1947). Страна вступила в знаменитое спортивное десятилетие, блестяще завершившееся строительством спортивного комплекса в Лужниках и проведением Спартакиады народов СССР 1956 года, когда спорт в стране по-настояще-му приобрел массовый характер. Впервые широко стали пропагандироваться его игровые виды: футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, регби. Не были забыты зимние виды спорта, плавание, легкая атлетика и гимнастика. Регулярно проводимые соревнования рекламировал Б. Зеленский, демонстрируя в плакате гибкость и пластику спортсменов; пропагандировал физическую силу В. Корецкий; атлетически сложенное тело воспели Л. Голованов и А. Кокорекин. В создании плакатов принимали участие В. Иванов, П. Караченцов, С. Луппов, М. Длугач, В. Храповицкий и другие авторы. Во второй половине 1950-х годов в спортивный плакат пришли молодые художники О. Савостюк, Б. Успенский, Н. Терещенко, Б. Решетников, В. Каленский и И. Каленская. Обратились к пропаганде спорта и физической культуры В. Сачков, М. Громыко. Жизнеутверждающий характер плакатов начала 1960-х годов соответствовал настроению страны, отражал успехи спортсменов на международных соревнованиях. Особенно всех воодушевляли спортивные победы юных гимнасток и пловчих. Плакат активно пропагандировал здоровое красивое тело, физическую культуру, привлекал к занятиям спортом молодежь. Художникам удалось наполнить работы внутренней энергией, наличие которой и сегодня заставляет нас поверить в высочайшую эстетику зрелища спортивной борьбы. .http://www.plakat.ru/Info/p_r21.htm |
|