[290x698]
Почему-то захотелось написать пост о волынке.
Считается, что звук волынки ужасен, но с течением времени я убеждаюсь, что это не так. Древние музыкальные инструменты - интересный пласт нашей культуры, в них есть свое очарование и гипнотические свойства.
Волынка: инструмент из глубины веков
Волынка относится к числу наиболее древних музыкальных инструментов человечества. Считается, что происхождением ее мир обязан Ближнему Востоку. С помощью волынки услаждали свой слух древние халдеи, ассирийцы, египтяне и греки. Имеются письменные свидетельства того, что своими громогласными и протяжными звуками волынка придавала дополнительной храбрости и без того полным мужества и силы римским воинам. Предполагается, что именно из Древнего Рима волынка во времена борьбы римлян с варварами перекочевала в Британию и далее в Шотландию, где и приобрела статус народного инструмента и, более того, стала национальным символом этой страны.
Заслуженным, пусть и меньшим признанием, чем в Шотландии, пользуется волынка и в других странах. Правда, и называется она там иначе. “Мюзет” – так называют аналог волынки во Франции, «лабанора дуда» – в Литве, «гудаствири» – в Грузии, «иллианпайп» – в Ирландии, «зампогна» – в Италии, «гайда» – в Болгарии. Существовала волынка и на территории нашей страны, где ее называли “дуда”. Отметим, что у разных народов волынки различаются по таким параметрам, как материал, размер, количество игровых труб. Соответственно, тональность, звучание и тембр этих родственных по своей сути инструментов также отличаются друг от друга.
В основе принципа звучания волынки лежит монотонная гармония, сопровождающая голос. Такая форма исполнения музыки в буквальном смысле слова идет из глубины веков.
Волынка начала завоевывать Европу в эпоху подъема общеевропейской культуры, связанного, прежде всего, с крестовыми походами и сопутствующими им, помимо горя и разрушений, которые они несли, расширением культурных горизонтов и обменом достижениями культуры различных народов. Но инструментом “для аристократов” королевских дворов Европы волынка так и не стала, оставаясь веками именно народным инструментом, спроектированным для громкого звучания на открытых пространствах, зовущим на жестокий бой и бесшабашный танец.
Увы, лидерство волынки как музыкального инструмента было недолгим. Западноевропейская музыка по мере своего развития дала серьезный тренд к усложнению звучания, совершенствованию музыкальной техники и инструментов. В такой ситуации волынка, обладавшая слишком ограниченными функциями и узким диапазоном звучания, была обречена на прозябание и постепенное умирание.
Устройство волынки.
[406x600]
Резервуар - мешок из кожи или пузырь с выходами (стоками) для чантера, бурдона и вдувной трубки.
Чантер - мелодическая трубка с игровыми отверстиями.
Бурдон - трубка, поддерживающая постоянный звук. Количество их может варьироваться.
Трости бывают двух видов : одинарная (слева) - это кусок тростника с надрезанным язычком, закрытытый с одной стороны. У многих волынок такие трости стоят как в бурдонах, так и в чантерах, но по большому счету эта трость считается бурдонной. Двойная - чантерная (справа) состоит из двух лепестков тростника, соединенных вместе. Звук возникает при прохождении воздуха через щель трости, что заставляет вибрировать края лепестков у двойной и язычок у одинарной трости. Чем больше давления воздуха требуется для извлечения звука, тем громче волынка и, соответственно, труднее на ней играть.
Вдувник - трубка для нагнетания воздуха в мешок. Обычно имеет запирающий клапан, который не дает воздуху возвращаться из мешка и "надувать" играющего, хотя многие волынки обходятся без него - в этом случае вдувник либо затыкают языком, либо перегибают относительно мешка. В некоторых волынках вместо вдувника может использоваться "лягушка" - мех, который с помощью эластичной трубки присоединяется к мешку и приводится в действие правой рукой. Наиболее известная волынка этого типа - ирландский "Uillean", пожалуй, самая сложная и дорогая из современных волынок. Ее обычно покупают частями, присоединяя к первоначальному набору все новые детали.
Русская волынка
Сычуг из козлиной шкуры мехом вовнутрь, к которому приделаны три трубки, одна из которых предназначена для вдувания воздуха в резервуар, а две других снабжены специальными язычками. Причем одна из них имеет семь игровых отверстий для исполнения нехитрых мелодий в пределах октавы, а другая издает один непрерывный и монотонный бурдонный звук.
Русская волынка богата родственниками в разных странах Highland bagpipe — в Шотландии, dudelsack в Германии, gaita в Испании, cornemuse и musette во Франции, дуда на Украине, гудаствири в Грузии, чимпой в Молдавии и др. Многие народы, занимавшиеся скотоводством, используют этот пастушеский инструмент, являющийся следующей эволюционной ступенью после жалейки. Протяжные звуки русской волынки, услаждавшие слух высокогорных пастухов, не всегда вызывали восторг у жителей равнин, которые придумали неодобрительно окрашенные фразеологизмы типа «тянуть волынку», «волынить» в значении «сознательно замедлять процесс».
http://ru.wikipedia.org/wiki/Волынка
http://www.volynki.ru/
http://elf.org.ru/index.php?i=bagpipes
http://pipesland.ru/