• Авторизация


Живую фею зовут Анна Павлова 27-02-2011 14:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Павлова отказалась выступать в следующих «Русских сезонах» Дягилева в Париже. Спросила: «Могу ли я показать что-то своё?» И получила в ответ: «Общее, Аннушка, общее».


Это означало – вся слава, шквал цветов и аплодисментов, восторженной прессы, гонораров, будущих контрактов должны достаться самому Сергею и его молодому другу Вацлаву Нижинскому. Потом уж Мише Фокину, который на Нижинского поставил и «Павильон Армиды», и «Сильфид». Конечно, летающий, не от мира сего Вацлав – гений. И Миша – громадный талант, какой номер ей поставил – «Лебедь» Сен-Санса. Публика с ума сходит, а показать нельзя. Ты же партнёрша Вацлава! Так что «общее, Аннушка, общее».



А как прекрасен «Лебедь»! Какая печальная, нежная музыка. Она вспомнила, как он появился в её репертуаре. Однажды вошла к Фокину, а он со своим другом разучивал на мандолине «Лебедя» Сен-Санса. На мандолине! Зачем ему эта экзотика? Да и Сен-Санс свой «Карнавал животных» – эту «зоологическую фантазию» написал для небольшого ансамбля: флейта, кларнет, стеклянная гармоника, ксилофон, 2 фортепиано, 2 скрипки, альт, виолончель, контрабас, но не для мандолины же. Анна потом специально выясняла, нет ли в «Карнавале...» пьесы, подобной «Лебедю». Куда там. Оказалось, это юмористическое произведение, где узыкой остроумно высвечены разные животные как человеческие типажи.


В «Королевском марше льва» царь зверей любуется собой, как Дягилев перед зеркалом, и грозно «рычит» фортепиано! Под «Черепах» можно лишь ползать, хотя взята мелодия... канкана из оперы «Орфей в аду» Оффенбаха, только звучит раз в сто медленнее. А в пьесе «Слоны» под тяжеловесный «Вальс сильфов» Берлиоза разве что слонам и танцевать.

«Лебедь»... Непонятно даже, как он на этом «Карнавале...» оказался. Единственная часть, лишённая иронии. Звуки виолончели, плеск зёрной воды, пытающаяся взлететь, бьющая крыльями птица. Камилл Сен-Санс – «слишком ребёнок», и исполнять эту его музыку нужно искренно и просто, без пируэтов, без туров, без антраша. Невыгодно. «А что, если «Лебедя» так поставить, – предложил Фокин, – представь себе: занавес поднялся. На тёмной сцене появляется светящееся пятно прожектора, в нём ты в белоснежной пачке-оперении плывёшь по чёрной глади сцены».

Фокин сочинил миниатюру за несколько минут. Он фантазировал, показывая ей движения, а она тут же повторяла их, и руки её превращались в крылья. «Но вот опускается солнце, и лебедь засыпает». Всё-таки Миша гениален! Анна сразу поняла: её «Лебедь» будет бисироваться не раз. И не ошиблась.

Ошиблась, но тоже гениально, её костюмерша. Однажды, готовя пачку Анны к этому танцу, она перепутала брошки, и вместо жемчужной прикрепила к лифу рубиновую брошь. Тёмнокрасный рубин – будто кровавая рана на груди. И тогда Анна поняла: её лебедь не может уснуть, он обречён. Рана смертельна.

Это был её и только её «Лебедь». Другие балерины так не могли войти в эту роль, потому что для Павловой это была не роль, а жизнь. Не случайно о ней говорили, что «вся она из нервов – чуткая, порывистая, безумно смелая, сверкающая!» Танцующая музыка! Хрупкая,печальная, как умирающий лебедь. Отныне этот танец стал называться так.

Что ж с того, что ей не разрешили на «Русских сезонах» в Париже показать «Лебедя», тогда она исполнит его в Нью-Йорке и Лондоне. Безжалостно брошенный Дягилев бомбардировал её телеграммами, письмами, упрекал в жадности. Любуясь своими огромными афишами, она не испытывала угрызений совести. На гастролях в Лондоне она была единст венной примой, полу- чала 1200 фунтов стерлингов в неделю. Годовое жалованье в Мариинке было много скромнее, и танцевать она обязана была, что дают. А здесь, в Нью-Йорке и Лондоне, то, что хочет, – «Жизель», «Лебединое озеро». В Петербурге об этих балетах можно было только мечтать, причём очень долго. А век балерины короток.

Конечно, она уже многого достигла. И в Мариинке её не затёрли, она была примабалериной, и Николай II, любивший некогда совсем другую танцовщицу, восхищаясь её искусством, приказал изваять танец Павловой в скульптуре, и за границей успех был оглушительным. Она всегда писала об этом матери. Пусть радуется вместе с нею. Бывшая прачка, её мать, в беспросветной бедности воспитывавшая свою Нюрочку, теперь могла радоваться, гордиться дочерью и больше не считать каждую копейку.

Поклонники из высшего света не верили, что такое божественное создание, как Анна Павлова, появилось в столь низкой семье. За спиной шептались, что отец её – вовсе не отставной солдат, умерший, когда Нюре было два года, а богатый еврейский коммерсант, в доме которого одно время работала мать. Отца-солдата Анна не видела никогда, а коммерсант не появился ни тогда, когда им с матерью было очень трудно, ни потом, когда Анна стала знаменитой. Может, его вообще не было в природе?

Девочки без отцов склонны к мечтаниям о прекрасных принцах и, если они появляются в их жизни, могут не сомневаться в верности подруг. В Нью-Йорке она получила телеграмму из России: «Ваше присутствие необходимо для дачи показаний в связи с делом Виктора Дандре». Буквы поплыли перед глазами. В кратчаиший срок она вернулась в Россию.

Дандре арестовали 28 декабря 1911 года, подозревая в растрате средств, предназначенных на постройку Охтинского моста. Виктор был куратором этой стройки, и газеты намекали, что растратил он деньги на свою любовницу, то есть Павлову. Она быстро заткнула их бумажные глотки и выкупила Виктора под колоссальный залог в тридцать пять тысяч рублей. Однако Дандре выпустили только под подписку о невыезде. Решено было тайно уехать в Европу.

А там Анна распрощалась со своими импресарио, администраторами, секретарями — Виктор Дандре с лёгкостью заменил их. Он стал её мужем. Обвенчались они тоже тайно. Но быть абсолютно счастливой она всё же не могла – путь на родину теперь был ей заказан. Из-за Дандре.

Что ж, их дом – весь мир. Но человеку, тем более артисту, гастролирующему по городам и весям, так жить невозможно. Им нужен был дом, где можно уединиться, где нет вокзальной суеты, чужих запахов, чужой речи. Хоть на несколько дней необходима идиллия! Наконец-то такой дом у них появился в Лондоне — Айви-Хаус, то есть дом, увитый плющом. Анна Павлова арендовала эту усадьбу с огромным парком и озером, с подстриженной на английский лад лужайкой и ухоженными клумбами. Этот дом принадлежал некогда великому пейзажисту Уильяму Тёрнеру! Здесь высокие потолки, просторные комнаты, камины... Но главное – парк, озеро, лебеди.

Анна летит навстречу гостю. Он сам захотел встретиться с ней —Камилл Сен-Санс, седовласый, но ещё не дряхлый старик.

– Анна! Вы дарите людям счастье! – Так приятно слышать это от композитора, подарившего счастье тебе. – Маленькая дочка моих знакомых так прямо и написала в своём школьном сочинении: «Я видела живую фею. Её зовут Анна Павлова. Теперь я всю жизнь буду счаст лива!»

Счастливая Павлова стала вдруг таинственной и важно пригласила Сен-Санса последовать за собой. Легко и быстро полетела она к озеру. Когда же композитор подошёл к нему, он увидел, как к этой удивительной женщине подплыл лебедь и она обняла его! А птица, способная ударом крыла перебить человеку руку, нежно прижалась и радостно заклекотала!

— Это мой Джек, – каким-то особенно ласковым голосом сказала Анна. – Мы из одной стаи, лебединой.

Непонятная связь была у этой хрупкой женщины с нашими меньшими братьями. Не только с лебедями, сопровождавшими её всю жизнь, но и со слонами, и с птицами, кошками, собаками. Они учили её любви и свободе. Однажды Анна решила искупать большего неуклюжего пса, проживавшего в их доме. Он сопротивлялся, но она упрямо подталкивала его к воде, пока тот не схватил её за ногу. Не укусил, но держал крепко – пришлось договариваться. И договорились. Анна поняла, что никого не надо заставлять что-либо делать насильно. А в Петербурге – этот случай она не могла забыть – ехала в санях с любимой своей лайкой мимо застывшей, заснеженной Невы. Увидев этот белый простор, пёс выскочил на ходу из саней и бросился в бескрайнее, как ему, наверное, показалось, поле. Быть может, он вспомнил родину и свободу. Жил у Павловой и любимый английский бульдог Буль, потом бостонтерьер. Этот был великим конспиратором. Не желая расставаться с хозяйкой на время гастролей, он залезал в корзину и затихал, ничем ни разу не выдав себя на таможне. Так объехал с Павловой всю Северную Америку.

[306x480]Но в ужас и трепет всех поверг случай, происшедший с балериной в одном из парков той же Америки. Павлова ежедневно гуляла там и подкармливала... медведей сахаром и шоколадом. Не одна она, конечно. Но именно её облюбовал огромный зверюга, встал на задние лапы и, как партнёр, переднюю когтистую положил ей на плечо. Все замерли в ужасе, а она минут пять поговорила с ним, и мишка, лизнув ей руку, попрощался и уковылял. Как же плакала Анна, когда дома ей сообщали о смерти очередного лебедя, не все из них могли прижиться в её усадьбе. Как умирают лебеди, смотреть она не могла.



Кстати

«Приготовьте мне костюм лебедя», – были последние слова Павловой. Умерла она неожиданно 23 января 1931 года в Гааге на гастролях. Говорили, от плеврита. Через два дня труппа замечательной танцовщицы Нинетт де Валуа, боготворившей Павлову, почтила её память. Перед началом второго действия спектакля поднялся занавес, поплыла грустная музыка Сен-Санса. На затемнённой сцене появилось белое пятно прожектора. Луч его передвигался, будто следовал за движением невидимой танцовщицы. Зал встал.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Живую фею зовут Анна Павлова | vall-12 - Свет мой ,зеркальце ,скажи... | Лента друзей vall-12 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»