• Авторизация


Пояснение издалека 07-03-2009 01:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Тексты, претендующие на категоричность, бескомпромиссную радикальность, часто нуждаются в комментирующих оправданиях. Собственно последние часто и являются целенаправленным существом обвинений и угроз. В фиксации такого явления как «духовный менеджмент» кому могли привидеться марксистские иллюзии; здесь же виднелось подобие экономико-центризма. Действительно, критика знаменитого коммунального «жидовина» была безупречна на все времена, если бы ни одно «но»; она обратилась старением уже при своей генезе, при образовании железнодорожных сетей она стала насколько архаичной, настолько вдохновенно профетичной. Да, собственно, дело не в «доброй» старине марксизма. Принцип неотвратимости и глобальности изменений коммуникационных средств (кстати, продукт рефлексии самого недооцененного мыслителя 20 века М. Маклюэна) наконец объяснил глубинную «фичу» в шутке совмещений «Чингисхана» и «телеграфа». Оказалось, что «перемены в приемах» – это не просто изменения коммуникационного инструментария, это нечто большее, настолько огромное, что переворачивает знакомое бытие вверх ногами. Это критический момент, когда многочисленные травести переодевания и пластические манипуляции все-таки переросли в смену «пола». Все взоры устремлены на расплющенное нутро коммуникаций; постмодернист ли ты, или твои симпатии на стороне «поздних модернистов», или доморощенная эмпатия сосредоточена на многовековой классике, не важно. Текущее разнообразие существующих направлений – всего лишь лексическое отображение «школьных» предпочтений, доминантных метафор, случайного отбора словесных изысков на теле одной-единственной, правда, чересчур размытой, проблемы. Для профана все величественные текстуальные сражения не будут стоить и трех строчек… Французский, лидирующий, постмодерн – это тонкий монолог повзрослевших переростков-студентов Высшей нормальной школы или Коллеж де Франс (короче, свинцовой атмосферы язвительной анти-Сорбонны), замешанный на «поздних» играх психоаналитических сеансов, радикально социологических прозрениях, запутанных этимологических лабиринтах, «кэролл-льюис» словотворчестве, и, как ни странно, вкусовых ощущениях именно «модернистской» литературы. В чащобах «франц-модерна» редко встретишь «прусскую» ригористичность в категориях и дефинициях; вожделение сциентистской точности и протокола здесь подменилось живой сиюминутностью соответствия метафоры и прозрения, около-бытовым «удачно подметил, сорванец». Специфическая литературность в обход принудительного господства старых понятий призвана уловить вдохновенный миг силком удачного знака-образа. «Прусский» же рефлектирующий «модерн», ставший протоколируемой цепочкой отточенных временем и пользованием понятий, бравирует «детским» оптимизмом и «пенсионным» здравомыслием. Как витиевато двигалась на просторах провинциальных германских университетах, финальной «юдоли» рассудочности и трезвого склада ума. Ничего не выдумывая и не изобретая, взять, да и упаковать неуживчивую реальность в оберточную бумагу традиционных латинизмов. Так различия в доступных средствах, интимных «преференциях» вылились в идеологические войны «сиамских близнецов» - позднего модерна и постмодерна – в «умной толпе» эклектичных собратьев. Да, фишка не в них, не в их локальной войне. Гораздо занятнее та болезненная агония тотальных обобщений, подведений под одинокий знаменатель. Культуру сразила неуместная зависимость, приставучая аддикция, свести под омофор своих кумиров всех и каждого. «Козленок» хочет просчитать, не важно, чьей «математикой» он воспользуется, не важно, кто на этот раз будет ведомым и ведущим. Мифология, Религия, Мораль, Государство, Общество, Знак, Язык, Смысл – инфицированы «волей к редукционизму», несносному желанию выстроить в линейку и скомандовать, дать взаимообратимые директивы. Поэтому в описании «духовного менеджмента» нет «центризма свободного рынка», существует другое – «постсовременная» мутация приоритетов, значений, мотивов… И далее.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (16):
word-man 07-03-2009-13:42 удалить
Воспоминание из 90-х: заходит ко мне как-то одна подруга - филолог, да ещё и ведьма. А у меня на столе лежал только что изданный какой-то выперд Ролана Барта (не помню что именно). Она открывает на первой попавшейся странице и читает: "Поскольку Бог злой, то..." (ну или что-то в этом роде, точно не помню). Её реакция: "Зачем ты это читаешь? Он же явно ненормальный, этот Барт!" Я посмотрел - ну да, в натуре, больной человек. Бог ему, видите ли чем-то не понравился. Вообще, вот эти феноменологические "подмечания" галльских петухов-эссеистов меня напрягали ещё при чтении Камю, в мои молодые годы. Те ещё акыны, плодящие знаковый абсурд.
word-man 07-03-2009-14:36 удалить
Да и ещё, по существу поста: почему-то мало кто обращает внимание на загадочные слова самого Спасителя - "В доме Отца Моего обителей много".
Ответ на комментарий word-man # Пример хороший, как не тавтологично - жизненный;) А если бы филологиня знала о его гомосексуализме, любви к 'бесовским структурам', и т.д., каково бы оказалось ее восприятие? Или хуже некуда. Вообще в идейном плане среди 'франк-модернистов' он остался самым плодотворным по-моему.
Насчет слов Христа, поясни. Ты имел в виду, что к правде можно подойти разными путями? У меня совершенно иное восприятие Писаний - стандарт библеистское (историко-критическое), из-за этого для меня часто загадкой является употребление цитат к современным ситуациям.
word-man 07-03-2009-16:49 удалить
Исходное сообщение Максим_Мищенко Пример хороший, как не тавтологично - жизненный;) А если бы филологиня знала о его гомосексуализме, любви к 'бесовским структурам', и т.д., каково бы оказалось ее восприятие? Или хуже некуда. Вообще в идейном плане среди 'франк-модернистов' он остался самым плодотворным по-моему.
То что постмодернисты, через одного, либертинисты - это не секрет. Фуко, например. Если человек - пидор, то к его философским сентенциям нужно относиться очень осторожно. Вспомни хоть Платона :) Но не уверен, что ведьму можно уж совсем удивить "бесовскими" структурами :)
word-man 07-03-2009-16:53 удалить
Исходное сообщение Максим_Мищенко Насчет слов Христа, поясни. Ты имел в виду, что к правде можно подойти разными путями? У меня совершенно иное восприятие Писаний - стандарт библеистское (историко-критическое), из-за этого для меня часто загадкой является употребление цитат к современным ситуациям.
При всём моём уважении к историко-критическому методу в библеистике, не стоит забывать очевидного - Христос - вочеловеченный Создатель мира. И то, что Он говорит - суть Откровение. Имеющее прямое и непосредственное отношение к Истине. По существу: я имел в виду, что в Евангелие есть не только универсализм единой Истины, но и загадочные стихи о множественности обителей. О чём многие религиозные ригористы забывают.
Ответ на комментарий word-man # Да, процент 'изврасченцев' на душу 'гениального' населения невероятно высок. Своей интесивной работой они выписали себе карт-бланш на либертинаж или медленно мучительное самоедство.
word-man 07-03-2009-19:26 удалить
Главное, чтобы они под свой личный либертинаж не подводили философскую базу.
Да, понимаю, тебя и твое отношение к евангельскому универсализму. Со своей стороны отвечу; я столь часто сталкивался с дичным применением цитат из ВЗ и НЗ, что часто воспринимаю их употребление как отход от дискуссий, хитрый стратегический ход, бесплодное перебрасывание снарядов-ссылок (к тебе, Вордман это не относиться). Короче, чрезмерное число трактовок (самых противоположных) знакомых мест, вызывают во мне реакцию здорового ;) скепсиса. Вне историко-филологического метода поэтому НЗ-сноски воспринимаю настороженно
word-man 07-03-2009-20:12 удалить
Да, мне тоже приходилось часто сталкиваться с экстравагантными интерпретациями Евангельских слов, с вырыванием из контекста и т.д. Только что в цитатнике у Ники 1313 столкнулся с невообразимой русофобской белибердой о христианстве и русском народе. Едва отошёл от гнева. Но дело не в этом :) Насчёт Евангелия. Одно время, я им просто мыслил, то есть часто содержание сознания как-бы цитирует Евангелие. Этот опыт говорит мне о том, что в книгах Нового Завета есть взаимосвязанный и нетривиальный контекст. В который можно, при определённых усилиях, вникнуть.
Ответ на комментарий word-man # Не, Вордман, я в личностные размышления над НЗ не лезу, здесь он для каждого может образовать или единый контекст, или кладезь этических истин, или... А я имею в виду конвенциальные вещи - типа, 'эта истина в НЗ известна большинству'. К сожалению, НЗ как предельный авторитет включается в любые разнородные концепции, имея слабые ген.связи с ними.
word-man 07-03-2009-22:09 удалить
Ну и правильно что не лезешь. Тем более то свои личностные размышления я вряд ли смогу внятно транслировать. Насчёт конвециональностей. Новый Завет по-хорошему противоречив, объёмен (уж, извини, явные формальные аналогии с принципом дополнительности). И поэтому им, часто в самом деле, оправдывают всякую чушь.
Ответ на комментарий word-man # Вот, блин, это и есть различие восприятий, разнообразие трактовок. Для меня НЗ - некий сакрально исходный (первичный) смысл, узко ограниченный набор религиозных значений (истинных или посредственных - вопрос иной), затерянный в последующих переосмыслениях, а для тебя - исходник с богатейшим кладезем взаимодополняющих идей.
word-man 07-03-2009-23:01 удалить
Чевой-то? Моя не понимай! :) Вот это чего такое - "Для меня НЗ - некий сакрально исходный (первичный) смысл, узко ограниченный набор религиозных значений (истинных или посредственных - вопрос иной)"?
Ответ на комментарий word-man # Всего лишь имел в виду, что в вести Иисуса заложена простая вещь - то ли близость осуществленной эсхатологии межзаветного иудаизма, то ли религиозно-политическое мессианство, то ли 'либеральный' этицизм, то ли кенозис Господа... И если никто не способен дать однозначного ответа, это не значит, что Иисус совместил их в одном всеобъемлющем решении
word-man 08-03-2009-02:41 удалить
А, ну эту т. зрения я понимаю.


Комментарии (16): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Пояснение издалека | Максим_Мищенко - Дневник Брат Максим | Лента друзей Максим_Мищенко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»