• Авторизация


Рождение 'духовного менеджмента'. 04-03-2009 12:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Трезво рассудительные противники исторических спекуляций и типологических классификаций вряд ли серьезно отнесутся к привычным высказываниям, в которых ключевым станет утверждение «… а ранее все было по-другому…». Традиционные религии яростно верещат в сторону своих новоявленных собратьев – как они посмели сократить, свести к минимуму самый замечательный, харизматический, первый этап спиритуального зарождения ради косного второго – формирования организации, создания духовной инфраструктуры, короче, коммерческой институции. Лукавое желание «догнать и перегнать» сделало некоторые из молодеющих деноминаций просто инсайдерами религиозного мира; доктрина еще не сформирована, «батальоны мучеников» не рекрутированы, профетический арьергард не распущен, а денежка уже капает, льется тонкой струей. И действительно, зачем мучительно простукивать небеса в поиске живительной «влаги духа», чтобы потом выпячивать впоследствии сей благородный факт ради удержания завоеванной организационной власти? Зачем, если и без этого можно прослыть удачным продавцом на специфическом рынке «серьезно развлекающих смыслов». Можно понять теперь дряхлеющие исповедания, чихвостящие за «деструктивность, коммерциализм, сектантство» «нынешнюю молодежь», ведь последние обходят устоявшиеся правила, плюют на регламент и традиции. Думаю, это всего лишь зеркальное отражение сегодняшней, внезапно нагрянувшей, эпохи «взросления» (или циничной прагматичности) в головах «стариков». Поступать так, как все, иначе эволюционная ветка жестоко оборвется вместе с нашим существованием; история же благородно-бестолковых мучеников прикроет «современную звериность религиозного социал-дарвинизма». Тонкие движения совести – вытеснить собственные этика-антиномии долга и вожделения на беспринципных, быстро повзрослевших, юнцов. Не важно, происходят ли кардинальные изменения или история движется по проторенным дорожкам рецитаций – этот метафизических вопрос погружен в дебрях бинарного кодирования, в чаще не разрешенной альтернативы. Да и ранее, например, в позднюю античность, епископа приветствовали как почтенного римского магистрата и наделяли его полномочиями чуть ли провинциального префекта (какой же дурак устоит перед соблазном правления, генерации власти, динамики силы), в средневековье «князь Церкви» рассекал пространства как чистокровный наездник-феодал в окружении холопствующего мелкого клира, а теперь он приобрел черты топ-менеджера «рационально, эффективно, прагматично» правящего специфически странным классом «черных воротничков». Каковы отличия в образах магистрата, феодала, управленца? Кардинальны ли их историко-культурные различия при общей сути – концентрации в себе пучков аморфного излучения-власти? Не в этом глубина вопроса, а в том, насколько «хранители культа» пластичны, посюсторонни, легки «на подъем». Небольшой эпохальный скачок и с брега абсолютистски монархистских устоев мы оказываемся в экзотической медиа-корпорации, специализирующейся на высокодуховном «серьезном шоу-бизнесе» со своим строгим поведенческим реестром (программная идиосинкразия - «корпоративная этика»), производственным регламентом, необычным антуражем. Но любой ответственно скучный экономист (маркетолог какой-нибудь) выявит здесь все черты современных постиндустриальных институтов. Длинные ежедневные богослужения в городских соборах отсылают не к высокой духовности былого, а к нормальному экономическому моменту – поддержки привлекательного имиджа для инвестиций или расширения влияния при низких издержках (всего лишь, небольшая зарплата мелкому духовенству). К наемным работникам (низшим клирикам – от церковнослужителя до иерея) предъявляются совершенно не классические, внеморальные требования эффективной работы, с высоким коэффициентом КПД, поэтому именно здесь ценятся публично «чистые» безграмотные строители храмов с довольно темной интимной жизнью. В таких закрытых системах как традиционная религиозная институция необходим лояльный централизму власти, общественно не запятнанный, не склонный к богословской рефлексии, этакий «продуман-менеджер» по работе с клиентами (или мелкий делец-предприниматель), чья коррупционность (личное обогащение на имени славной организации или духовных идеях), наоборот, полезна системе как виртуальные инвестиции в медийный облик организации. Внутренние мотивы, убежденность, порядочность нивелируются самим критерием миссионерской эффективности; польза должна осязаться в материальных цифрах тел, построек, ажиотажа (сейчас бы классический принцип «апостоличности», уважаемой и безвозмездной трансляции сакрального знания из поколения в поколения без соответствующей оплачиваемой должности или самоценного ранга-сана рассмешил бы «духовных менеджеров»). Существуют разноуровневые функции, вакансии, места, за которыми стоит «щедрая» рука работодателя – всемогущего владельца-управленца. Трудно свыкнуться с отсутствием профсоюза, вменяемого корпоративного устава, процветающих в «системе» холопских порядков, но наемные дельцы быстро привыкают к нехитрой стратагеме «не высовываться, иметь связи с правильными людьми, выслуживаться перед CEO-менеджерами». Самая ярчайшая черта, послужившая успеху, - это их выпяченный консерватизм, традиционализм. Имидж предъявителя универсальных, вневременных «серьезных услуг смысла» делает либерализм, реформизм, чистоплотность экономически невыгодными. Люди покупают бороду, свечи, трещинки и затененность древесных изображений, в конце концов, даже грязь и вонь являются неписанным доказательством подлинности аскетизма, аутентичности «потустороннего»
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (20):
vitavirtu 08-03-2009-14:14 удалить
Помню, почивший патриарх говорил, что наступило время благоприятное для церкви, а это новое испытание выходит. Может быть "экзотическая медиа-корпорация, специализирующаяся на высокодуховном «серьезном шоу-бизнесе» " как-то останется духовным институтом, или всё сложнее?
Ответ на комментарий vitavirtu # В свое время (да, впрочем, и сейчас) медиа-идеологи РПЦ вещали с ТВ-трибун о конфессиональном возрождении на фоне духовного коллапса западных собратьев. Всего этого, в действительности, нет и не будет. Существует же в меру удачное проникновение в структуры гос.капитализма (объемные пожертвования 'кающихся' чиновников и олигархов), и обретение достойной ниши на свободном рынке идей (про скромные лепты обывателей, 'бабушкины свечки', не стоит забывать). Короче, дело не в подъеме духовности, а в усилении инфраструктуры. Давным-давно Церковь не справилась с искушением 'организованности', соблазном 'управления'. То есть проблема-то старая, но очень прикольно увидеть своими глазами новую клерикальную реинкарнацию - 'духовный менеджемент'. В следующем посту я кое-что проясню.
vitavirtu 09-03-2009-18:06 удалить
если здесь духовного возрождения не будет - похоже так, - а религиозность, всё-таки, остаётся антропологическим свойством, то как же эта потребность в отношении с потусторонним будет существовать?
Ответ на комментарий vitavirtu # Собственная многотонная заорганизованность, истязавшая вконец людские души, и воинственный модерн со своими суррогатами - национализмами, светскими субкультурами, изничтожили традиционную религиозность. Но постмодерн, с педантично чутким отношением ко всему знаковому, воскресил к ним интерес, правда, с неким инвалидно, извращенно фрагментарным оттенком. Теперь религия - старикан на побегушках, бесперспективно лелеющий мечты о славном будущем. То, что стало лежать мертвым грузом культуры, жизненной точкой экзистенции быть не может. А вот проблема утраты или обретения связи с потусторонним, хоть и пересекается с вышесказанным как смежные, взаимопокрывающиеся темы, но не образует причинно-следственного единства с положением религии в постсовременности.
vitavirtu 10-03-2009-03:07 удалить
может единства и не образует, а духовность-то как? не в летающей тарелке же духовно-нравственные основы разглядеть... или совсем индивидуально - без социума и институтов,- верить в разумное, доброе, вечное
Ответ на комментарий vitavirtu # Твое недоумение логично. Исходя из сказанного, получается, что коллективно ориентированная духовность низвергнута, а потустороннее остается искать в бездмах индивидуальной мистики. Но я несколько в другую степь. И раньше о гарантиях и возможностях обретения духовного с позиций традиционных религий сами адепты говорили со скрытой иронией, внутренним недоверием. А теперь глобальный авторитет бывших 'хозяев духа' безвозвратно потерян, даже приблизительных критериев. Люди сами подходят к религии с постсовременными требованиями гарантий, эффективности, страховки, и богоискатели быстро разочаровываются (здесь сходных стандартов в помине не было) или впадают в полумрачную крайность бессознательного неофитства (там житейской критики и здравому смыслу не место). Проблема в том, что традиция, вместо простых ответов на жизненные вопрошания, сваливают на наши бедовые головы груз культурных артефактов и ярмо специфически архаичного образа жизни, хотя не просили столь 'универсальных' метафор-средств. Остается иной вариант - отдаться пучине индивидуального воображения, интимной мистики, сегодняшнего 'частно-духовного' изобилия. Тоже не оптимальный путь, где вменяемых критериев не было и не будет, не считая вдохновенной самоуверенности :) А вообще, где искать дух.ретранслятор - это ветхая проблема, и история судит о ее нерешаемости
word-man 10-03-2009-14:30 удалить
Исходное сообщение Максим_Мищенко Твое недоумение логично. Исходя из сказанного, получается, что коллективно ориентированная духовность низвергнута, а потустороннее остается искать в бездмах индивидуальной мистики. Но я несколько в другую степь. И раньше о гарантиях и возможностях обретения духовного с позиций традиционных религий сами адепты говорили со скрытой иронией, внутренним недоверием. А теперь глобальный авторитет бывших 'хозяев духа' безвозвратно потерян, даже приблизительных критериев. Люди сами подходят к религии с постсовременными требованиями гарантий, эффективности, страховки, и богоискатели быстро разочаровываются (здесь сходных стандартов в помине не было) или впадают в полумрачную крайность бессознательного неофитства (там житейской критики и здравому смыслу не место). Проблема в том, что традиция, вместо простых ответов на жизненные вопрошания, сваливают на наши бедовые головы груз культурных артефактов и ярмо специфически архаичного образа жизни, хотя не просили столь 'универсальных' метафор-средств. Остается иной вариант - отдаться пучине индивидуального воображения, интимной мистики, сегодняшнего 'частно-духовного' изобилия. Тоже не оптимальный путь, где вменяемых критериев не было и не будет, не считая вдохновенной самоуверенности :) А вообще, где искать дух.ретранслятор - это ветхая проблема, и история судит о ее нерешаемости
Это профанические слова.
Ответ на комментарий word-man # Да, ладно уж, профанические :), как знаешь, хотя в принципе согласен. Но за мной стоит 13-летний, подчеркиваю, интесивный богоискательский опыт (с юношества, что практиковать в высшей степени преступно) в рамках одной конфессии. Это - ни много и ни мало. А резкость моя объясняется не только стилем письма, но и отсутствием отдачи. Метафора:когда 'небеса' медлят и требуют ожидания, время-то проходит мимо тебя, а в рюкзаке лишь невесомо богатый лексический скарб, вот тогда и живешь с непрекращающей болью (ее лишь утихомирить можно, но не убрать) искушений, жгучей досадой на судьбу. Религия, мистика, как говорит расхожая молва, - дело постаревших организмов, неспешных и обстоятельных. В момент телесного увядание более ценимы духовные 'тени на стенах' - банально, но факт
word-man 10-03-2009-16:56 удалить
Ну, 13 лет маловато :) Да дело и не в годах. Я вот, скажем, только с годами, по-моему, прибавляю в духовной дебелости. А по молодости были буря и натиск. Завидую самому себе молодому. Если говорить о церковной мистике, то может быть она и дело старых подвижников, но... вот это самое потусторонее, уверяю тебя, даже слишком рядом. Руку протяни и "шарахнет". Это потом уже "взрослые" будут тебе чего-то бубнить про "метафизическую интоксикацию" :) Если я тебя правильно понял, ты шёл и идёшь через умные книжки? Тогда, в самом деле, трудно не надсадиться в ожидании. А у меня-то не так...
Ответ на комментарий word-man # Вот в том и жесть, что для этих многовековых традиций, 13 (20, 30) лет - это очень мало: всего лишь отвлеченная капля, абстрактный атом с позиций их 'конкретной' духовности. Но для меня это близкие, живучие, жгучие, энергийные годы, отданные на алтарь суровой 'дисциплины духа'. Что такое боль и поиск маленького человека реальности в свете гранитных колоссов доктринерсва и морализаторства? Пылинка, ее сейчас хоть можно увидеть.
word-man 10-03-2009-23:37 удалить
Максим, да расстраивайся ты так! Ты ещё так молод, всё будет хорошо. Честно говоря, затрудняюсь тебе чего-то дельного сказать. Пока, во всяком случае.
vitavirtu 11-03-2009-02:44 удалить
................... "истины нет если истина и есть, то она не познаваема если истина и познаваема, то знание непередаваемо" ...ну и: "что мне мнится, то и мнится..." ...э-э, как-то так...
word-man 11-03-2009-03:17 удалить
vitavirtu, откуда ты знаешь, что истины нет? А вдруг она затусована на кольцах Сатурна, или в земном ядре, где ты не была. Или ты её прочитала в книге, но не узнала истину, пройдя мимо.
vitavirtu 11-03-2009-15:37 удалить
Ответ на комментарий word-man # конечно, я не софист, и у меня всегда остаётся смутное ощущение, что есть что-то ещё, какая-то не зависящая от меня, "объективная", так сказать, реальность что ли..
word-man 11-03-2009-20:43 удалить
Исходное сообщение vitavirtu конечно, я не софист, и у меня всегда остаётся смутное ощущение, что есть что-то ещё, какая-то не зависящая от меня, "объективная", так сказать, реальность что ли..
Вот-вот, и я примерно о том же...
Ответ на комментарий vitavirtu # Витавирту, прикол в том, что твое несомненно прочувствованное, индивидуальное суждение 'что-то объективное есть, я ощущаю эту реальность, но она неуловима, непередаваема' - программное (самое популярное) высказывание, ведущая сентенция современности о потустороннем, короче, кредо сегодняшнего чел-ва (остальные мнения - 'ересь', 'сектантство' и т.д. :) Для меня секрет этого чудесного мнения в том, что это 'модифицированная под сегодня' трактовка агностицизма 19 века, переставшая быть философским концептом и преобразившаяся в устойчивый языковой оборот. Это охренительное повышение статуса: из частной критикуемой фил.доктрины стать полновесным компонентом речи, который не подлежит не только осуждению, а вообще не дискуссионен как 'привет', 'ненавижу', 'сколько времени'
vitavirtu 12-03-2009-13:36 удалить
Ответ на комментарий Максим_Мищенко # а я думала, что такая потребность и догадка об "объективной реальности" появляются после того, как переваришь некоторое количество постмодернизма...
Ответ на комментарий vitavirtu # Нет, твоя интеллект.работа с постмодерном проявляется в ином (тебе лучше знать в чем), но точно не в смутных догадках 'реальности'. Проследи за знакомыми, кот. далеки от философии: уверяю, большинство ответят в том же стиле, причем с пояснением, что это их личное мнение. Я сам к такому неочевидному заключению пришел случайно, выслушав чуть ли не в сотый раз подобную сентенцию 'что-то все-таки есть'.
vitavirtu 13-03-2009-00:41 удалить
Ответ на комментарий Максим_Мищенко # ага, "добродушные" товарки ещё подкалывают на предмет интереса к "небытовым" темам
Ответ на комментарий vitavirtu # У меня-то ситуация попроще в смысле общения на 'небытовые' темы. Так как меня неформально считают духовным лицом(одно то, что я натаскался по бурсатням значит для людей многое), любое 'чаепитие' перерастает в исповедь, изложение всех накопленных мыслей о духе, или личного кредо. Причем, все настолько схоже и структурировано, даже реакции на мои провокации


Комментарии (20): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Рождение 'духовного менеджмента'. | Максим_Мищенко - Дневник Брат Максим | Лента друзей Максим_Мищенко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»