• Авторизация


Станция Философские будни 04-02-2009 01:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


- Станция «Философские будни»… осторожно, двери закрываются, следующая станция «Философские будни»… И опять несешься с удушающей цикличностью к той – знакомой, тождественной, ставшей родной – остановке. Чтобы не быть голословным, нужно повторяться, чтобы казаться лицеприятным, следует натянуть личину «миссионерского» добродушия. Первичная комбинация выигрышных ходов разрослась, детализировалась в узорчатую последовательность с непредсказуемой стратегией; здесь царствует принцип «красивой игры». Что собой недавно представляла философская рефлексия – искусная работа с обобщениями, не более, где знакомые всем категории сочетались в различных позициях и с несбалансированной интенсивностью, пропитывая собой языковую ткань. И вот уже любая скамеечная беседа тонко перетекает в легкую метафизическую партию из тез, контроверз и доказательств. Эзотеричная застольная забава мастеров языка демократизировалась, ее соседство с бедняцкими хлебом-водой никакого не удивляет… жгучая потребность. Скажите, разве не обидно пекущимся за репутацию «избранных», «отделенных», в конечном счете, «святых», вести схожие речи посредством проверенных истин и выточенных комбинаций, свойственных более всего рыночным тунеядцам? Страх опрощенства, ужас очевидных вещей преследовал философию всегда. Она огрызалась намеренной эзотеричностью, оскаливалась кодированными словечками, мерзко лаяла на скептичных ренегатов-«домашних». (Будь прокляты, навеянные библейским «штилем», параллелизмы, они с помощью топорных методов увеличивают мысль «вдвое».) Ни в коем случае не снисходите с высот «птичьего дискурса», «ползучие» раскусят вас на раз, классифицируют со щекочущем самомнением, признают за чудаковатого «кузена», отдавшего лучшие лета юности на лексические экзерсисы. «Демократизация» и дигитальность знания, миниатюризация и общедоступность информации привела к абстинентной картине. Все движется к обретению собственного исторического аватара. То, что было частью мимолетного разговора, стало важнейшим компонентом индустрии обыденной коммуникации, то, что пребывало исключительно в устах сплетников и слухачей, приобрело статус благороднейшей истории. По закрепленной привычке речевые борения низведут до скамеечного диалога. Сюрреалистичный шедевр, на полотне которого коммуницирующее человечество в образе наказанных школьников, каллиграфически выписывающих философские сентенции на поверхности нескончаемой доски. Обрети в дисциплинарном наказании радость нескучного времяпрепровождения. Вот и заполняет с энергийным усердием интернет-доску массивная человеко-машина знакомыми надписями «душа есть или нет?», «неужели нас господь ненавидит?», «как жить во всеобщей несправедливости?». Конвейер простых вопросов и десятка вариативных ответов не требует громадных ресурсов, не затратен, хотя и с позиций рентабельности здесь подходить не стоит, короче, гудит «денно и нощно» движком скуки, усталости, праздности – бездонного источника «культурного энергетика». Сравнимо с бесконечным самоповторяющимся истреблением респаунящихся монстров и прохождением дополнительных квестов «по набиванию опыта», как бы оставляя на «десерт», на призрачное «потом», основную сюжетную линию, в действительности оказавшуюся забагованной и непроходимой. Массовый «юзер» до чертиков а-историчен, если он счел что-то объектом пристального взгляда, то с неуемным упрямством уставится на тень прошлого – сотни раз родного и тысячи крат проговоренного. Есть здесь нечто и от тремора больного, от ребяческого долгоиграющего речитатива, от архаичных литаний и вереницы нанизанных мантр. Еще и еще – проверка амортизации слова, действенности знакомых формул. Тестируется «магия речевого оборота»: существует ли вообще идея или предложение, способные перевернуть нутро, или в своей истасканности он растеряли весь заряд бодрости, импульса, прозрений? Категории отполированной обывательщины, сюрреалистичная, стремящаяся к апофазе, заумь («и бог ей алеаторность»), сухость формализованного протокола имеют своих скромных, скорее даже местечковых, последователей, но лишь инсайдеры культуры тщательно микширует их, выдавая значительные продукты постмодерна. Рожденный гипертекст необратим, его невозможно редукционистски свести к простейшим компонентам, представить набором очевидных, и главное – легкодоступных, истин, так как сами эти очевидности отказались от универсальности, заняли разговорную нишу поглаживающих друг друга умов, представились весомым, но не всемогущим, оппонентом. Ведь можно было в вышеописанной «чухне» выставить историософский резюмирующий вердикт: первоначальная философская дискурсивность в своей проблематике, категориях, предметностях, полностью исчерпала себя, но она усиленно противиться последнему исходу в архивы, ратуя за самоличную востребованность. Нет, это не будоражит умы, не вводит в мистерию исторического движения, а лишь раздражает своей предельностью, категоричностью, бескомпромиссностью. Будем же овевать таинственностью латиницы и прочих заморских лексем свой текстуальный скарб, отдадимся волне автоматического письма и иных приемов «абсолютизировать случайность», создадим самые фривольные связи меж враждующими сторонами и перемажем инцестуальным грехом семейственные словоформы. Завлечь, соблазнить, опутать. Пресыщенный клиент требует более изощренных рецептов. Распробовать мимолетные нюансы, легковесные коннотации, воздушность вторичного, незначительного.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (26):
word-man 04-02-2009-03:14 удалить
Ты что-нибудь суровое пробовал в психо-пневматической сфере? Ну какой-нибудь ИСС пожёстче?
Не вкатил, и что такое ИСС. Ты, Вордман, большой мастер шифрования
word-man 04-02-2009-11:14 удалить
Никакого шифрования. По крайней мере, в данном случае :) ИСС - общепринятая в современной русскоязычной трансперсональной психологии и в соответствующих областях Интернета аббревиатура - изменённые состояния сознания.
Не Грофом и его адептами я отболел лет 5 назад, когда усиленно налегал на православную мистику. Поэтому и о любви трансперсоналистов к аббревиатурам позабыл. ЛСД-терапия забавляла, привлекала, но как истовый христианин медикаментозную мистичность отрицал как суррогатную, ныне не столь категоричен. И критику психоанализа предпочитаю более академичную. Джанки-культуру приветствую как плодовитую, но сам предпочитал (ранее) спиртосодержащий источник вдохновения. Поэтому ИСС воспринимаю как интересные (но не для меня) опыты над телом, или как действенный инструмент художественных прозрений.
word-man 04-02-2009-18:20 удалить
А каков у тебя непосредственный мистический опыт, будь-то православный или любой другой?
Вордман, у меня опыт - сначала чистейшая мистика, а потом разнообразие сплошное, брателло, рад что обращаешь на мой блог внимание, тебе лучше издавадться.
word-man 04-02-2009-22:31 удалить
Если у тебя есть серьёзный мистический опыт, то к чему такой гнев по поводу возможностей слова? В смысле - как у Витгенштейна - "О чём нельзя сказать словами, о том следует молчать"? Моё мнение таково - если нет глубинного опыта, стоящего за словами, то слова превращаются в трёп. Насчёт издания. Я привык к жанру хипанского "тележного" самиздата (если ты понимаешь о чём я). Когда опусы ходят в кругу друзей и знакомых. Серьёзных писательских амбиций у меня пока нет. Хотя нет, вру :)))) С другом пытаемся начать писать мистический детектив. В духе Переса-Риверте, Арсена Ревазова ну и т.д. Впрочем тоже с ленцой это делаем :)
С мистикой сложные взаимоотношения; вот вчера нажрался до галлюцинациногенного свинотства - с батюшками интронизацию обмывали ;) Настроение любвеобильное; боролся, тостовал, пукина к чертям отправлял. Я сегодня даже элементарные вещи разучился делать. Фраза Людвига любимейшая, но никак не могу заткнуться, потому как другие много трандят. Гнев, ненависть, отвращение не к людям, а к словам; я их разделяю. К словам нет пощады; они опасны и бесчеловечны. А писательский жанр ты выбрал типично постмодернистский, ведь до Эко мистдетектив был редкостью
word-man 07-02-2009-19:29 удалить
А что это за сложные взаимоотношения? Чтобы пьянство дало по-настоящему что-то внечеловеческое, надо пить не меньше дней 20-ти в хлам. То бишь до белки. Естественно, такого не советую. Мистдетектив был и до всякого Эко. От Эдгара По до Колина Уилсона.
Да, были ранее двухнедельные (максимум) водочно-пиво-винные опыты, но это ранее до обретения семейственности, поэтому сейчас один вечерок до беспамятства. Были когда-то и душераздирающие экзистенциальные проповедки, чернь всякая, но без 'белочки'. У здешней христианской тусовки есть обычай - пить до той степени, пока можешь как-то двигаться или хоть что-то человеческое произнести (при этом уровень анархизма, антииерархизма, хаотичности зашкаливает, и здесь моя обыденная трезвость не так резко контрастирует). Но для меня время, когда ИСС определяло одаренность текстов, прошло; 'текст детерминирует текст'. Насчет Эко я имел ввиду чрезвычайную успешность его работ и соответствующего жанра - 'оккультных, религиозных детективов'. По мне именно после эпохи модернистских романов произошел прорыв жанровых смешений, чем и является мистдетектив (грузить серьезные темы на приятную масскультурную сюжетную компоненту).
word-man 08-02-2009-00:56 удалить
Я почему про ИСС. Поясню. Под ним я разумею всякое ДРУГОЕ состояние-переживание. Когда человек помещается на изнанку мира. В восприятии это происходит непосредственно, мощно и ясно. Именно - ясно. Это можно назвать и визионерством. Слова тут, возможно, вторичны. Если такие вещи приобретают устойчивость и глубину, то это даёт шанс на Присутствие. (И спиртосодержещие вещества, как правило, не дают прорыва туда. ) Для такого человека попытки оспорить его опыт посторонними смехотворны. Как если бы слепой пытался доказать зрячему, что он тоже слеп. Так вот, время таких вещей пройти просто не может. А в какую форму выражения выльется такой опыт - это дело уже второе. Дело искусства.
word-man 08-02-2009-01:04 удалить
И ещё важный момент. В этих самых состояниях человек (при определённых навыках внимания) начинает понимать, что огромной силой воздействия обладают именно идеи. То есть, они как обладали невероятной силой веками, так и обладают. Вообще, возможно, в них и ключ.
Понимаю, понимаю, по мне так это одно из ключевых концептуальных высказываний с твоей стороны. Цепочка явственна опыт 'мист-изнанки' - ощущение Присутствования - прочувствование мощи идей. Так вот для меня эта последовательность дискретна, разорвана, изолирована, хотя в отдельных случаях констатирую обратное - ее связанность. Мистопыт, не ведущий к последующим заключениям (вторичным или нет, не в этом дело), что за дичь, скажите, но это как раз по мне. Тем паче мои прозрения (выверты наизнанку) как раз соседствовали с потерей мощи слов и идей. Время ИСС прошло, не потому что люди меньше к ним прибегают, как раз наоборот, все больше народу прислушиваются к нюансам движения своих душ. Мистиков множество, и количество мощных идей еще более увеличивается. Мое правило; там, где чего-то много, нет ничего особенного. Симптом гуманитарной инфляции.
word-man 08-02-2009-23:29 удалить
Я не знаю есть ли тут цепочка. Огромное количество современных визионеров - конкретные тупицы, большинство просто барахтаются в личном воображении и психологическом мусоре. Полазь по эзотерическим форумам - убедись сам. Мне больше нравится в этой ситуации пребывать вне оппозиции "цепочка-изолированность". Паузальные связи есть же :) Анализируя динамику развития взглядов современных продвинутых участников "духовки", я прихожу к выводу, что многие из них так же приходят к пониманию значимости смыслового анимизма и его фасцинации на оператора. Это наводит на определённые размышления. Кстати, ты знаком с русской духовкой ? Следует сказать, что среди сонма галлюцинаторщиков и откровенных фриков по-настоящему переживших что-то значимое не так уж и много. Не удивлюсь, если процентовка таже, что и в классические времена. Короче, врубающихся по-прежнему мало. Факт. Насчёт последующих из мистики заключений. Согласен, глубина опыта не гарантирует понимания и мудрости. Но и без соответствующего опыта, философствование скорей всего, лишь симуляция и ботанское книгочейство. Да что вообще в этом мире гарантировано?!
С 'духовными' форумами не знаком, по той причине, что не часто вступаю в общение, моя коммуникация - классические (и не очень) тексты. Процент врубающихся всегда будет мал и постоянен, согласен, но чего-то сомневаюсь в том, что критерии 'врубания' не размыты полностью, чтобы говорить о 'да' или 'нет'. И речь шла не только о гарантиях, но разных выводах. Мой опыт привел к тем вещам, которые проскальзывают в моих постах, но с тем же успехом их можно отнести к идейным следствиям усталости, раздражения, ботанства и др. В таком случае методика принятия и отвержения текстов сведется к примитивной стратегии. 'Любите меня, я прикоснулся к руке Бога! - Что за инфантил, пытается подкрепить свои плоские идеи мистическими враками'. Тогда критерий истинного мистопыта сводится к вторичным качествам - типа ПЦ аскезы или правоверия, или современной коммюнити репутации ('а этот серьезный дядя'). Как раз сами идеи или их антураж являют собой гарантом ист.мист.опыта, чтобы потом им же поддерживать свой высокий статус? Замкнутая система
word-man 09-02-2009-01:40 удалить
Забавно, что только что я вёл содержательную беседу про духовную фаллометрию в другом блоге :) Дело не в этом. Вспоминается причина начала разработки философской грамматики в Древней Индии. Когда отовсюду на религиозные диспуты сбегались риши и саньясы разных традиций, будь-то буддисты, джайны или адвайтисты и пытались переубедить друг-друга, ссылаяь на свой глубокий мистический опыт. В конце концов такие ссылки там прямо запретили. Поскольку опыт вроде как есть у всех, а выводы, почему-то разные. Пришлось индусам мутить формальные методы философии. Но я-то несколько не об этом. Просто мы все помещены в этот странный мир и все вынуждены пытаться понять "что, как и почём" И как нам быть. Определённый мистический опыт даёт понять, что не всё просто и ясно в датском королевстве, а не пытаться понять ещё хуже. Хотя бы.
Пример, конечно, отличный. А что там про фаллометрию, что за блог? Вордман, иногда ты как врежешь каким-будь термином ;) Я сначала подумал что вы там своими 'собачками' меряетесь ;) первое быдло впечатление. Уж простите, но я себя могу отнести к вменяемо сведущим в ПЦ мистике - там все на тоненького. Поведение ПЦ аскетов вообще не подвергается сверке (мистик или помешенный, вдохновен.пророк или бытовой лицедей? понятно, что все здесь близко), когда говорят они одно и тоже, да и ведут схоже. И светское (мирянское) богоискательство, мистика там, все без исключения рассматривают как интеллектуальные шалости. А самое главное мист.опыт там случается раз в вечность, а далее такие гиблые штуки как забвение и фантазмы, отчаяние плоти... Пресловутые искушения, которые по житиям смело преодолеваются, а на деле укореняются даже в их характере. Живут по накатанной и часто не соотносясь со своим же мистопытом, и очень редко разживаются на познание. А то обычно говорят в неких индуктивистских отсылках; есть духовная эмпирия, вперед, делай общие выводы.
word-man 09-02-2009-13:48 удалить
Вообще-то фаллометрия - это ЖЖшный мем. Обозначает буквально - меряться членами :) А блог Сестра_На, там посмотри в коментах. Насчёт мистики в Православии это ты уж не обобщай. Как это сверке не подвергается? Понятие прелести ещё никто не отменял. Насчёт индукции я тебе уже сказал. В самом переживании, во всяком случае в ИСС, бирка-то не висит - что оно, это переживание значит. У меня друг - работает в дурдоме. Рассказывает как к ним привезли молодую деваху, несовершеннолетнюю, у который острый психоз. Она гнала, что она вампир, то есть реально башню сорвало. У неё истерика, припадки, губы искусаны в кровь, жуткое дело, короче. Сделали анализы, оказалось, что у неё какого-то микроэлемента не хватает в печени (не помню, меди, что-ли). Ты прикинь - в печени! А она башкой думает что она вампир... Такие дела. Можно и по-другому повернуть. Человек думает, что всё вроде понимает, а на самом деле фасцинирован какой-то философской мелочёвкой, которая незаметно обаяла его. Вполне так себе постмодернистски подолью керосину в твой огнь :) Насчёт интернет-мемов. Некоторое время назад я обратил внимание на такую вещь. Вот придумал я некий термин - нейрокопуляция. Ну понятно, что он значит - "траханье мозгов". Вбиваю его на всякий случай в поисковик - опа! Уже есть такой. Придумал "нейродефекацию" (засёр мозгов) - тоже есть. После этого я взял себе привычку проверять всё своё новое через поисковики. Короче, в Интернете действует целая соревновательная индустрия мемов. Почитай хоть сайт Lurkmore. Познавательно. То есть если какое-то сочетание занятное слов может быть в русском языке, то вероятней всего оно уже где-то на просторах Сети уже есть. Вот такая вот инфляция :)
Ну, видишь в это выражение я интуитивно вкатил, так как 'собачками' меряться - это аналогичный мем. А вообще к подобному слопроизводству отношусь негативно; такие штуки отличны как лихие импровизации для пьяных бесед. Про прелесть я даже и не касался как более серьезного феномена, и без него там все очень смутно. А развитая психиатрия давно движется в русле биотехнологий; у них физиология псих.расстройств - основа.
word-man 10-02-2009-16:37 удалить
К любому осмысленному словопроизводству отношусь позитивно; такие штуки отличны для пира друзей. А про прелесть - коснись. Вдруг разгонится смута? А развитая психиатрия движется не только в русле биотехнологий. Не в меньшей степени там основа - психотерапия. Во всяком случае, если верить моему другу-психиатру, побывавшему на последней брюссельской психиатрической конференции.
Да насчет прелести написал с удовольствием бы, только сейчас меня окружают такое количество проработанных христ.текстов, что писать в блог о них как-то неинтересно, тяжело,думаешь 'так все блин это известные вещи', хотя потом осознаешь, что это не так. Короче тексты есть, но и причины, чтобы их не выкладывать существуют. Насчет психотерапии ты прав, она действительно там в лидерах (здесь проявилось пренебрежение ею мной, ведь КПД ее несравнимо с медикаментозным лечением).
word-man 11-02-2009-10:13 удалить
Насчёт прелести, я имел, вообще-то, в виду не это... Но не важно, можешь и написать. Кпд медикаментозных способов спорен, поскольку причина многих психиатрических болезней неясна. Прежде всего "священной коровы" психиатрии - шизофрении. Кроме того, у препаратов жуткие побочки. Мне описывали действие какой-то мед. новинки (не помню название, но если надо - узнаю), так эта фигня хоть и снимает бред, но зато уменьшает время ремиссий. Жесть.
Я бы даже назвал 'шизу' философским камнем психиатрии, если с ней по-настоящему расправятся, наступит некий переломный момент. Вообще в медикаментозном методе лечения для меня важен другой момент, когда единственным побочным эффектом у напичканного лекарствами больного индивида будет глубокое телесное превосходство перед здоровым; вот тогда и наступит конец антропологии
word-man 12-02-2009-01:15 удалить
Ну уж ты расфантазировался :))))) Впрочем, наблюдая твою статистическую склонность к предсказаниям, не удивляюсь :)
Да ладно уж, это стиль такой, вырезающий и разъедающий. Только здесь мои фантазм-обобщения всего лишь инспирированы книгами типа 'Наше постчеловеческое будущее', потому как в области биотехнологий являюсь недалеким профаном. В психотерапии же есть кое какие успехи, но она мне не по душе.


Комментарии (26): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Станция Философские будни | Максим_Мищенко - Дневник Брат Максим | Лента друзей Максим_Мищенко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»