Пространное введение к краткому анализу одного клипа.
25-11-2008 21:38
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Хотел написать о любимейшем и скандальнейшем клипе одной из лучших стоунер-групп постсовременности QOTSA, и, начав как всегда с довольно пространного и отвлеченного введения (или короткого экскурса), я в них по горло увяз, поэтому про ню-танцы субтильно эпатажного «вьетнамца» в следующем посте. Иногда, после продолжительного «гик»-пресыщения компонентами массовой культуры, думаешь, что в дальнейшем тебя сложно будет изумить и обескуражить, что последующий потребительский спурт будет сопровождаться аллергичным неприятием, ворчливой рецепцией, и, часто даже трезвым и справедливым приговором: «сей «шедевр» следует избавить от нелепого внимания людей, забросив его далеко на антресоли!». И «на самом деле» (кстати, любимейшее выражение всех недоделанных умников постсоветского пространства, считающих, что через мимолетное ознакомление с проблемой они уже имеют продуманную точку зрения и способны бороться с мифотворчеством посредством обращения к «настоящей» действительности), в мире СМИ и публичных развлечений, где все «поистине» красиво и совершенно, где изобретена технология создания эстетического, парадоксально сложно найти шедевральный предмет, предварительно не объявленный «Community» таковым, обладавший художественной ценностью сам по себе, до массового признания. Из-за этого мы находимся в состоянии перманентного ожидания очередного модного витка, гениальной тенденции, новой перспективы, спущенных с некоего абстрактного «свыше». И отвечаем на них лавинообразно, всем скопом, поэтому так апатично и позерски срываются с уст глубоких тупиц гениальные фразы и новомодные цитаты. Так вся медиа-индустрия в спиралевидном движении медленно поднимается в некуда на принципах «натуралистичного» художества, поперченного авангардистскими коллизиями. Дозы передового искусства должны быть незначительны, чтобы окончательно не отвратить чуткий «организм» обывателя; но они обязательны, ибо отвечают за иллюзию творческого прогресса, ибо именно здесь и происходят эти минимальные движения наверх. Массовая культура обладает потрясающим свойством продавать себя изо дня в день, имея на 99% один и тот же облик, но постоянно модифицируя какие-то вторичные детали. Причем указанные трансформации неизменно приходят с чужеродных территорий забытого и выложенного на «потребу избранных» элитаристского искусства. Именно здесь еще сохраняется посыл изобретателя, склонность к творческим революциям, жажда нового и непознанного среди бесплодных пустошей конвейерной медиа-индустрии. Но и этот источник вскоре иссякнет. Авангард был хорошо тем, что ради идеи «чистого искусства» мог наплевать на мораль, политику, доминирующее мнение, и погрузиться в «меоны» тайного, запрещенного, замолчанного, но его усердные экзерсисы исчерпали и этот глубинный колодезь идей.
Постсовременность в отместку близкой угрозе творческого коллапса выдвигает «вебдванольное» решение через неиссыхающий дилетантизм, «бытовуху», любительское «развлекалово», короче, полное погружение в обыденность, оказавшуюся не такой уж рутинной и привычной как считалось. «Самопальные» ролики уже стали смертельной опасностью TV-каналов, но и сеть они грозятся запрудить до таких пределов, когда интеренет-траффик будет похож на невыносимое автомобильное движение в мегаполисах. Считалось, что эти произведения окажутся весомым ответом на форматность и стандартность профессиональных медиа; здесь, дескать, и проявятся аутентичные индивидуальность и своеобразие, отсутствующие у ленящихся или «роботизированных» профессионалов. Но оказалось, что потенциал любительского видео, «обыденного» развлечения соразмерен заряду «пальчиковой» батарейки; в бесчисленных просмотрах и посещениях он был вдохновенно исчерпан. Так обывательские ролики превратились в отдельный, нишевый сегмент развлечения, ежеминутно обновляющегося: теперь уставшие домохозяйки считают своей первичной потребностью вечерком посозерцать десяток другой умильных разношерстных котиков, диковатые «быдлованы» просто обязаны кликнуть на очередной «клипак» с пьяными, сумасшедшими, падающими, а обеспеченная молодежь должна не упустить новое скандально-звездное видео (чтобы потешить самомнение и окончательно самоуспокоиться в ответ на ноющее Эго: «почему же я не наверху?»). Из секунды в секунду миллионами «съедается» несколько сотен устойчивых образов, мгновенно подновляющихся в подобиях игрового редактора внешности, случайного генератора локаций. Так в умненьких глазках забавного котенка как в информационной бездне утопают все предыдущие достижения разума человеческого в пользу рядовой «непосредственности», безыскусной «естественности». Так «милые» животные в существующем информационном пространстве рейтингов и опросов оставляют не у дел философские тексты или произведения искусства. Тут, в среде не затратных и не ресурсоемких производных, действительно ломаются все ветхие принципы «фордизма» и «тейлоризма»: потребитель идентичен производителю, ну а кто ищет денег, тот их всегда найдет, но уже опираясь на специфические параметры. Что будет далее, никто не знает, но продукты, обусловленные двойственностью профессионализма и любительства, противопоставлением непосредственности и постановочности, - это уже «прошлый век». Об этом говорят с одной стороны множество распространяемых «вирусных видео», употребляющих «любительскую» стилистику в рекламных целях, или широкое проникновение интернет-контента в рамки телевещания, а с другой – использование в некоммерческих проектах всего набора дорогих медийных технологий создания «качественной» картинки, звука, сеттинга.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote