Илья Славицкий (Oldboy)
ЛОВУШКА ДЛЯ КРЫСОЛОВА
- Нет, на сыр он не пойдет. Слишком тривиально. Зерно с ферромонами? Пробовал. Нюхает, но не берет. Откуда я знаю что нюхает? Ну, это просто. Ферромоны абсорбируются шёрсткой и усами, потом высвобождаются. Мои приборы обнаруживали их следы в десятках метров от ловушки, по пути его возвращения. Почему бы не поставить там еще ловушки? Ха, он же никогда не ходит одним и тем же путём дважды подряд. Да и вообще - обходит эти чёртовы ловушки стороной.
Старик почесал себе грудь под грязной футболкой с эмблемой Окфордского яхт-клуба и взглянул на висящее перед ним на стене, на другой стороне стола щербатое, засиженное мухами зеркало, в котором отражались его небритая рожа, недопитая бутылка виски и стакан. С некоторых пор он начал разговаривать сам с собой. Дурной признак, как ни погляди. Так и совсем сбрендить недолго.
Он черкнул желтым ногтем по этикетке на бутылке, отмечая уровень жидкости в ней, и плеснул в стакан. Потом посмотрел на результат, долил ещё немного и, видимо сочтя точность процесса достаточной, одним глотком опорожнил стакан в широко разинутый рот. Покрытый жесткой серой щетиной кадык дернулся, отмечая прохождение продукта по назначению.
Старик протянул руку вперед и несильно стукнул пустым стаканом по стеклу, как бы благодаря двойника за компанию. Тот, подумав, присоединился.
Посидев некоторое время, старик встал и, тяжело ступая, подошел к широкому стеллажу, уставленному приборами и устройствами странного вида и не совсем понятного непосвященному назначения. Здесь блестящие пластиком и никелем продукты лабораторного модерна соседствовали с устройствами, явно относящимися к прошлым и позапрошлым эпохам. Мыше- и крысоловки всех и всяческих видов, а так же банки и коробки с различными ядами и прочими химикатами занимали нижнюю полку. Несмотря на кажущийся ералаш, в содержания стеллажа можно было всё же заметить определённую упорядоченность.
Старик обвёл полки взглядом, беззвучно шевеля губами, словно продолжая прерванный разговор с собой, затем, наклонившись и пошарив где-то в глубине нижней полки, вытащил плотно закрытую стеклянную банку с красной эмблемой особой опасности и надписью «ЯД». Открыл крышку, прижатую пружинной защёлкой, и осторожно понюхал содержимое. Запаха нет. И как этот монстр умудряется отличать отравленные куски приманки от обычных?
Яды разного вида он уже пробовал, и не раз. Это никогда не работало. А что, если смешать яд с чем-нибудь сильно пахучим и положить на самом видном месте? Крыс – очень любопытен. И вот тут надо ему подложить ещё одну приманку, без запаха. Возможно, это собьет животное с толку, и что-то получится. Надо идею обдумать получше завтра утром, на свежую голову.
Он закрыл крышку, прижал защелкой и поставил банку на верхнюю полку стеллажа, подальше от края, позади недавно приобретённого инфрадетектора. Внезапно, вспомнив что-то, начал шарить на полке, путаясь в проводах стоящих там приборов, но ничего нужного не нашел, плюнул и отвернулся.
Ещё раз оглядевшись, зацепился взглядом за разбросанную по столу посуду и бутылки. Поискал пробку от недопитой бутылки виски. Не нашёл, заткнул бутылку скомканным куском газеты. Сгрёб всё в кучу и запихал туда же, на стеллаж, полкой ниже. Ещё раз окинул лабораторию критическим взглядом, удовлетворённо хмыкнул, потушил свет и вышел.
На следующее утро старик пришёл в лабораторию свежевыбритым, в потёртом, но аккуратном темном костюме-тройке. Почему-то именно сегодня ему захотелось одеться так, как он одевался, когда ещё работал в солидной технологической фирме начальником биолаборатории защиты. Фирмы уже нет. Что у него осталось с тех пор? Небольшое пособие. По крупицам собранная лаборатория в подвале пустого склада. Костюм. Да еще вот этот зверь – хитрый старый крыс, которого он непременно должен перехитрить. Непременно!
Когда его фирма обанкротилась несколько лет назад, он снял пустой холодный, постоянно продуваемый сквозняками подвал, чтобы сложить здесь кое какие приборы, оставшиеся ему в наследство. Зачем он вообще связался с этим никому не нужным хламом? Наверное, инерция после многих лет усилий. Ощущение самого себя в каждом из этих датчиков и индикаторов. Кто вообще может объяснить, зачем нам нужны предметы из прошлого?
Потом появился крыс. Его появление было отмечено пропажей нескольких пачек крекеров из опрометчиво поставленной в углу коробки, и обрывками упаковки вокруг. Старик знал эти следы отлично – грызуны были темой его диссертации и одной из главных тем руководимой им лаборатории.
Он расставил ловушки. Обычная приманка исчезала, а зверя не было и в помине. Ядовитые куски покрывались плесенью там, где он их оставил. Он впал в охотничий азарт. Он придумывал все новые и новые способы – ничего не помогало. Казалось, крыс играл с ним, не попадаясь, но и не уходя совсем, самим своим существованием доказывая ограниченность разума по сравнению с силами природы. Это сводило старика с ума, доводило до исступления. Придавало смысл жизни.
Щелчок выключателя. Несколько тусклых ламп под потолком осветили лабораторию. Старик подошел к стеллажу, увидел почти пустую бутылку. Газета, которой он вчера заткнул ее, валялась рядом, на полке.
Он взял бутылку и отошел ближе к свету. Едва заметный белый налёт покрывал горлышко и бока бутылки. Он провел пальцем по стеклу. Остался явный тёмный след. Что бы это могло быть?
Старик снова подошел к стеллажу и стал осматривать верхние полки. Последнее время зрение стало быстро ухудшаться. Надо бы купить очки, но жалко денег. Он протянул руку в глубину за стоящий впереди детектор и нащупал лежащую на боку банку. Чёрт! Это он вчера поставил сюда яд. Но ведь банка была плотно закрыта. Неужели...
Неожиданная мысль обожгла его. Да, так и есть. Защёлка на крышке откинута и банка валяется на боку, как раз так, чтобы высыпавшийся порошок попал в просвет между полкой и стеной и засыпал все, что расположено ниже. А там как раз – открытая бутылка. Его виски!
Старик поставил бутылку на стол и тяжело опустился в кресло рядом. Такого хода он не ожидал. Здесь бессильны его знания и опыт. Он – повержен и осмеян этим серым воришкой.
И тут в его голове родился Последний План, против которого зверь устоять не должен, не сможет.
- Или я ничего не понимаю вообще! – сказал он зачем-то вслух.
Он вернул бутылку на прежнее место, вымыл руки, потушил свет и вышел.
...Возвратился он к вечеру, с тяжелой коробкой. Поставил коробку на стол, сел рядом, задумался. Потом вытащил жгут проводов, таймер и противопехотную мину без взрывателя. Из отдельной коробочки он достал вставку, как раз размером со стандартный взрыватель с клеммами на торце. Быстро подключил таймер к цилиндру и вставил цилиндр в гнездо мины. Положил мину в центре стола, таймер с блестящим оранжевым табло – рядом.
Это должно сработать! Крыс обязательно придёт, чтобы насладиться своей победой. Не может не прийти. Не сможет!
Он протер зеркало рукой, посмотрел на себя, оправил костюм и воротник рубашки. Да, вид – вполне достойный финала. Потом взял с полки запыленную бутылку, поставил перед собой на стол и взвел таймер на пятнадцать минут. Обвел взглядом лабораторию и нажал кнопку пуска. Цифры побежали по табло, отсчитывая обратное время до момента его торжества.
Подождав минуты две, он взболтал содержимое бутылки и сделал из нее один длинный глоток. Еще через несколько секунд пена показалась на его губах, он наклонился и рухнул навзничь на цементный пол. Выпавшая из его рук бутылка хлопнула, разлетаясь на куски.
...На табло таймера было около семи минут, когда в углу, за стеллажом, что-то звякнуло, и показалась острая мордочка. Чёрные глазки-бусинки внимательно оглядели помещение, и, вскоре, седой крыс, тяжело переваливаясь, подошел к лежащему, понюхал воздух и сел на задние лапы, сложив передние крест-накрест на груди. Так, не двигаясь, глядя на старика, он провёл минуты две. Когда на табло оставалось меньше чем три минуты, он запрыгнул на кресло, потом на стол и аккуратно перегрыз провода. Цифры добежали до многократно повторенного нуля, и время остановилось.
Крыс еще немного посидел около таймера, будто думая о чем-то, спрыгнул на пол, подошел к осколку бутылки, в котором еще оставалось несколько капель виски, и разом слизал резко пахнущую смесь.
Потом, уже теряя силы, он подполз к старику и лёг, уткнувшись острой мордочкой в его большую руку.
...Они жили долго и счастливо и умерли в один день.
<04/06-07/09>
ПАРАЛЛЕЛИ ЖИЗНИ
Из цикла СКАЗКИ СТАРОГО ХАЙТЕКА
Жили были две параллельные прямые. Две сестры. Близняшки. Собственно, «жили» - это было некоторым преувеличением, поскольку основным и единственным их занятием и обязанностью было пересекаться в Бесконечности. Но ведь вы сами понимаете, что такая работа не занимает много времени. Да и проверить её, если честно, кто сможет?
Поэтому, работали наши знакомые с ленцой, порой вообще игнорируя все законы естества. Иногда, они вообще позволяли себе пересечься в каких-то 10000000 световых лет отсюда. Позор! Хорошо, что этого не видел добрый дедушка Евклид.
Большую часть времени прямые мечтали. Мечты их были тоже похожи на них самих – прямые и безыскусные.
«А вот если мы свернемся в спираль Архимеда или лемнискату Бернулли, то через сколько витков мы пересечемся с Асимптотой?»
Или:
«А вот если мы поменяем начала и концы, то что случится с внутренними взаимно-вертикальными углами пересекающего нас отрезка, коли такой дерзнет?»
В общем, ерунда всякая, девическая.
Дни летели за днями, эпохи за эпохами, но ничто не нарушало их непорочную трансляционную симметрию.
Лишь время от времени какие-то сумасшедшие с виду существа в одеждах и без, в очках, или шляпах пытались что-то доказать громко крича на разных языках и пририсовывая к Прямым какие-то закорючки и черточки. «Геометрия», «Алгебра», «Евклидовость», «Неевклидовость» - звучали как неуместные ругательства в Храме их Непорочной Первичности. Особенно огорчало их слово «Риман». Грубое и резкое, как ножницы перерезающие нежное тело бесконечной и бессмертной Ленты Мёбиуса.
Но, проходило еще какое-то время, все искусственное и наносное рассыпалось в прах, а первичная чистота – оставалась.
А однажды раздался чей-то смех, и невидимая рука невидимым ластиком провела от минус бесконечности до бесконечности плюс и обратно. И там, где бесконечно долго мечтали наши Бесконечные Параллельные Прямые появилась Неразделенная плоскость, бесконечно девственная, как белый лист бумаги. И та же рука невидимым карандашом поставила точку, ещё одну, потом, что-то вроде запятой, потом провела черточку, потом одним росчерком заключила всё это в неправильный овал, и ещё почирикала тут и там безо всяких разумных правил.
«Рожица, рожица – твоя рожица! Нет – твоя! А вот и нет – твоя!..»,
Разнеслось над Бесконечностью. И детская рука схватила Белый Бесконечно Плоский Листок и унесла его куда-то...
В другую Бесконечность, или в карман школьной курточки? Кто знает...
<09/25/05>
СЕРЫЙ МИР, КРАСНЫЕ ЦВЕТЫ
Серые краски зари,
Серая дымка тумана.
Серую дверь отвори
Серой ладонью обмана.
Серой тропинкой иди.
Что там в сереющих весях?
Серые вечно дожди,
Или... огонь Поднебесья?!
Ли Ван Чжи, 1787 г.
перевод С. Ильинского.
Хотя Андрея Петровича вряд ли можно было назвать удачливым, в его жизни редко выпадали такие скверные дни.
Неожиданно разбуженный противным треском будильника, он вскочил, оступился и больно подвернул левую ногу. Едва растерев вспухшую лодыжку, хромая в сторону кухни, налетел плечом на косяк. Порезал щеку тупой бритвой. Расплескал горячий чай на пол и на руку. Оторвал пуговицу, в спешке застегивая рубашку. Опоздал на свой обычный автобус. Пришлось брать частника «до метро». Пробка, опять не успел. Поехал на частнике дальше. Всё равно, опоздал на пол-часа.
Начальница, обычно сама не очень спешащая на работу, сегодня, как назло, приперлась ни свет ни заря. Увидев влетевшего в пене и мыле Андрея Петровича, с язвительной ухмылкой одними губами осведомилась, не забыл ли он дома отчёт, который она ждёт уже три дня. Конечно, отчёт, кстати говоря, ещё не оконченный, остался дома...
А дальше пошло-поехало-покатилось по наклонной.
Шариковая ручка протекла в нагрудном кармане, оставив на светлой импортной рубашке и пиджаке отвратительно-кровавое липкое пятно. Баночка клея, разлившаяся на столе и склеившая намертво лежавшую там велюровую шляпу с ведомостями выдачи инвентаря, некрасиво дополнила цепочку падения.
С трудом пережив обеденный перерыв, отмеченный всего лишь подломившейся ножкой стула, шишкой на лбу и опрокинутым подносом с борщом и пельменями, Андрей Петрович как-то «окаменел» и уже не обращал внимания на неприятности, свистевшие вокруг, подобно пулям на поле боя.
...Как ратник со священным знаменем он шёл вперед по минутам дня, не кланясь и не прося пощады. До последнего рубежа. До амбразуры...
Веер холодных брызг отъезжающего автобуса окатил его с ног до головы и вернул в день сегодняшний. Неожиданно сильно заныли левая нога и плечо. Грязные струйки потекли за воротник не менее грязной рубахи.
С трудом он поднялся на свой десятый этаж, даже не пытаясь вызвать лифт – все равно не работает, наверное. Удивительно, но ключ от входной двери все еще лежал в кармане. То ли ТАМ немного отвлеклись, то ли у НИХ были другие планы на вечер.
В квартире всё было так же, как и утром. Грязная посуда на кухне. Смятая постель. В беспорядке разбросанная одежда. Андрей Петрович, не раздеваясь, прошел в гостиную и тяжело опустился на стул. Свет он не зажигал, и отблески рекламы с соседней крыши придавали комнате вид странно незнакомый и изменчивый. Взгляд его безразлично скользил по серо-черным поверхностям, нигде не останавливаясь, ничего не ища. Стол, телевизор, шкаф, буфет, зеркало...
Что-то неожиданно привлекло его внимание. Нижний ящик буфета, обычно плотно закрытый, был наполовину выдвинут. Андрей Петрович не помнил, когда и зачем он это сделал, да и не пытался вспомнить. Повинуясь необъяснимому порыву, он вскочил, подошел к буфету и протянул руки в темную расщелину.
На дне лежало что-то большое и тяжелое. Андрей Петрович выдвинул ящик до предела. Ящик с шумом вышел из пазов и упал Андрею Петровичу на ногу. Но Андрей Петрович этого не заметил. В руках он держал лакированный приклад старинного маузера, пережившего войны, революции и не один десяток переездов. Как он мог забыть об этой дедовской реликвии?!
Андрей Петрович погладил дерево приклада, блестящее даже в сумерках плохо освещенной гостиной, и, наклонившись, провел рукой по дну ящика. Да, вот и она. Картонная коробка с патронами. Она была всегда здесь, рядом с маузером. Еще в раннем детстве маленький Андрюша тайком от родителей вытаскивал ее и с замиранием сердца брал в руки тяжелые патроны с солидными желто-красными медными гильзами, местами покрытыми зеленым налетом окислов. Это было гораздо интереснее оловянных солдатиков или заводных машин. Он мог часами перекладывать их, представлять, как заостренные пули со свистом вылетают, чтобы где-то в неведомой дали настигнуть свою цель, цель всей их короткой жизни. Нет, он не был жестоким и никогда не мечтал об убийствах. Пули были для него живыми существами какого-то иного, неведомого мира, лишь на время задержавшиеся в мире этом, и лишь ждущими сигнала, чтобы покинуть его навсегда. Он видел себя такой же заостренной пулей... Это было давно...
...Щелчок крышки. Тяжелое вороненое тело маузера плотно легло в ладонь левой руки. Затвор. Патрон в патронник, еще патрон в обойму. Еще патрон...Спокойно, будто он это делал каждый день, Андрей Петрович зарядил оружие. Оставшиеся патроны аккуратно сложил обратно в коробку и опустил коробку в ящик.
Маузер был довольно тяжелым, и рука быстро устала. Андрей Петрович оглянулся,сделал несколько шагов назад, и оказался прямо возле зеркала, чёрным мерцающим провалом выделявшегося на фоне чуть более светлой стены. Почему зеркало было темнее стены, он не думал. Да и зачем?
Он медленно поднял маузер, держа его вытянутыми вперед руками, направил его себе в грудь, туда, где чернело безобразное пятно от шариковой ручки, и плавно двумя большими пальцами нажал на спусковой крючок.
Короткий щелчок, вспышка, звон разбитого стекла, стук падающего на пол маузера... Тишина... Шаги.
«Шаги? Откуда шаги, ведь я один в квартире», подумал Андрей Петрович. Его не удивил сам факт, что он еще способен думать. «Черт, наверное, промахнулся! Даже выстрелить толком не могу. Но почему разбилось зеркало. И ПОЧЕМУ ШАГИ?»
Андрей Петрович обернулся к зеркалу. Осколки стекла усыпали низкую тумбочку перед зеркалом и пол вокруг. Что-то еще было не так. В комнате не стало светлее. Андрей Петрович мог поклясться в этом. Но он ВИДЕЛ все вокруг вполне отчетливо. И левая нога не болит, и плечо. Его уже не удивило, что вместо безобразных грязных рубашки и костюма на нем одета легкая белая накидка, вроде греческой, широкий пояс, украшенный переливчатым незнакомым узором и легкие сандалии, пружинящие при ходьбе. Все это было так естественно, будто пробуждение от тяжелого сна.
Он шагнул вперед. Приглушенно хрустнуло под мягкими подошвами стекло. Ещё шаг. Ещё. Тумбочка-ступенька. Пригнуть голову, а то наткнешься на острые осколки, торчащие из рамы. Боль? Нет, страха боли или вообще какого-то страха не было. Но какие-то прежние (прежние ли?) инстинкты все еще действовали, как оторванная нога паука-письмоносца.
Вопреки ожиданиям, за плоскостью зеркала было не так темно, как в гостиной. И не было никакого туннеля с дальним светом. «Почему нет туннеля? - подумал Андрей Петрович. - Ведь я же умер». Эта несколько запоздалая мысль как-то естественно пришла ему в голову, ничуть его не удивив. Просто он вдруг отчетливо вспомнил все перипетии своих последних дней и часов. И все, что он читал и слышал об этом феномене «последнего полета к свету».
Перед ним расстилалась... Равнина? Что-то вроде. Склон холма. Тоже похоже. Это могло быть чем угодно, кроме туннеля. Он мог идти в любом направлении. Вперед... Назад... Проём разбитого зеркала все так же чернел за его спиной. И интерьер комнаты за ним. И блики неоновой рекламы.
Он был свободен. Незнакомое ему чувство кристальной ясности переполняло его. Хотелось петь, и только нежелание спугнуть, нарушить окружающую гармонию заставляло его молчать. Время, каждую минуту которого он только что брал приступом, как вражескую крепость, и которое било по нему из главного калибра, мягкой волной плескалось перед ним, едва касаясь его сандалий и оставляя на влажном песке следы давно исчезнувших цивилизаций.
Андрей Петрович в последний раз прочитал бегущую в том дальнем, теперь уже «потустороннем», мире строку «ПИВО ХЕЙНЕКЕН ДЛЯ НАСТОЯЩИХ МАЧО», решительно повернулся и зашагал прочь.
Рядом шли такие же люди в белых легких одеждах. Их шаги отдавались в ушах лёгким музыкальным ритмом...
Вперёд, в неизвестный новый мир.
Вперёд, к занимающимся вдали красным цветам далёкого рассвета...
...Домой.
<10/6-11/05>