• Авторизация


Синяя Борода, или Некоторые подробности из жизни современника Жанны д`Арк 06-11-2008 16:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Синяя Борода, или Некоторые подробности из жизни современника Жанны д`Арк*

Если даже считать, что история ни на
что другое не пригодна, следовало все
же бы сказать в ее оправдание,
что она увлекательна.
Марк Блок. Апология истории

[593x11]
 

 

Глубокой ночью в башне старинного замка Тиффож ярко горели свечи. Их восковые слезы образовывали причудливые фигуры на витых подсвечниках.
Свет был виден издалека и все же не вселял надежду в душу случайно оказавшегося на дороге в столь поздний час путника, не обещал тепла и уюта, ибо замок окружали столь страшные слухи, что прохожий обходил его стороной...

 Колеблющийся огонек свечей, цокот копыт, гулко отдающийся под сводами арки, скрип механизмов подъемного моста, тяжесть кованой решетки – и, прячась в нагруженной повозке, мы незаметно проскользнем в замок, хозяин которого наводит страх на всю округу. Что ждет нас за этими стенами? Какие тайны они оберегают?
 Оказывается, прототип злодея – барон Жиль де Ре, соратник Жанны д`Арк, маршал Франции, получивший это звание из рук короля Карла VII за беспримерную храбрость в войне против англичан. (Кстати, женат он был всего один раз!)

* * *
В 1440 году округ Нанта был потрясен – по приговору суда и обвинению инквизиции казнили Жиля де Ре.
Жители удивлялись не столько превратностям судьбы влиятельного и знатного дворянина, сколько ужасным злодеяниям, в которых он, в конце концов, сознался.
Земли Жиля де Ре обходили стороной – поговаривали, что, возвратившись с войны, хозяин замка Тиффож вызывает демонов и приносит им в жертву невинных детей. Матери заклинали своих сыновей держаться подальше от страшных владений.
Однажды барона пригласил епископ Нанта. Он требовал объяснений: пропавшие дети некоторое время пели в церковном хоре Жиля де Ре. Правда, они были из бедных семей, а кого могла заинтересовать участь бедняка? Дерзкий и бесстрашный, барон утверждал, что детские голоса быстро ломаются и подростки покидают замок в поисках лучшей доли. Он настаивал на своей невиновности, оскорблял суд и требовал почтительного обращения. Но епископ был неумолим. Барон слишком долго испытывал терпение церкви и короля, и его обвинили в оскорблении церковнослужителей, в занятиях алхимией и в убийствах, отлучили от церкви, а через несколько дней суд был потрясен внезапным раскаянием барона. Со слезами на глазах, коленопреклоненный, он просил прощения у родителей загубленных им детей, признавался в своих злодеяниях и умолял о снятии отлучения.
Инквизиция одержала победу: барон был признан виновным, приговорен к сожжению на костре, но за то, что сознался «добровольно и свободно» (как записано в судебных отчетах) и чтобы не отрекся от признания, ему была обещана милость – удушение перед сожжением.
Барона казнили 20 октября 1440 года, его тело, так и не преданное огню (об этом позаботились знатные родственники!) было погребено в одной из церквей, а его земли, как владения осужденного по приговору инквизиции, конфискованы.
Казалось бы, на этом история Жиля де Ре закончилась. Впрочем, она не так проста, как кажется на первый взгляд.

* * *
Жиль де Ре родился в 1404 году в Анжу в очень родовитой семье. Воспитанием рано осиротевшего Жиля занимался дед – Жан де Краон. Не в силах сладить с непослушным внуком, дед поспешил выгодно его женить – в 1420 году состоялась свадьба Жиля и Катерины де Туар (ее обширные владения граничили с владениями де Ре).
Подобно многим союзам по настоянию родственников, брак не был счастливым. Через пять лет барон пресытился радостями семейной жизни и отослал супругу в отдаленный замок, а сам отправился ко двору дофина Карла.
Дофин Карл был лишен права наследования, ибо по договору 1420 года Париж и корона перешли к английскому королю Генриху V.
В 1422 году после смерти своего отца Карла VI принц, удалившись на юг Франции, заявил о несогласии с условиями позорного договора, провозгласил себя королем Карлом VII и начал собирать войско для борьбы за свои права.
Франция времен Столетней войны походила на лоскутное одеяло. Завоеванные земли французских сеньоров раздавались английским баронам. Карлу же принадлежала земля на правах личного наследования (домен).
К концу Столетней войны Карл упрочил свою власть и собрал разрозненную страну. Героическая борьба французов, впервые осознавших себя единой нацией, и проведенные королем жесткие реформы по централизации армии, налогообложения и судопроизводства привели к действительному укреплению монархии. А пока война в разгаре, необходима была армия. И деньги на ее содержание. Карл не скупился на обещания. Он обращался к горожанам и состоятельным землевладельцам, обещая за предоставление вооруженных отрядов и денег освобождение от налогов, торговые привилегии, королевскую признательность и почести...
Поэтому когда Жиль де Ре – «добрый и храбрый капитан» – привел с собой войско, не поскупившись при этом на щедрые пожертвования, он был восторженно встречен дофином. А когда во Франции взошла звезда Жанны д`Арк, бесстрашный капитан сразу поверил в нее и сопровождал в военных походах. За беспримерную отвагу Карл отблагодарил де Ре – в день своей торжественной коронации (1429 год) в Реймсе король назвал барона героем и вручил ему маршальский жезл.
История Жанны д`Арк известна – Орлеанская дева была сожжена англичанами по обвинению в ереси и колдовстве. Это ставило под сомнение коронацию Карла – доброму католику не следовало принимать помощь из нечестивых рук. (Карл, кстати, не пытался спасти Жанну д`Арк – ее слава стала слишком громкой.) Только один человек хотел вызволить пленницу – это был Жиль де Ре. В мае 1431 года его видели с войском в окрестностях Руана. Но он опоздал.
В 1433 году барон оставил службу и вернулся в свои владения. Он любил и ценил роскошь, собирал огромные коллекции картин и редкостей, и неудивительно, что через некоторое время ему пришлось всерьез задуматься о том, как избежать финансовых затруднений. Жиль де Ре начал продавать земли, и тогда его брат и родственники жены обратились за помощью к королю. Здесь уместно вспомнить, что верховным сюзереном королевства являлся Карл VII – значит, продать землю было непросто. Король по своему усмотрению мог запретить ее продажу, что и не преминул сделать. В 1436 году он издал специальный указ, запрещавший барону продавать его замки и владения. Не решаясь нарушить королевскую волю, де Ре был вынужден отдавать земли под залог, получая за это значительно меньшие суммы. Оставалось единственное средство – в надежде добыть золото, барон обратился к алхимии.
Эта славная предшественница серьезной науки пыталась найти «философский камень», который позволил бы превращать в золото любые металлы. Жиль де Ре пригласил из Италии Франческо Прелати, прославившегося умением выделять золото из сплавов (нетрудно догадаться, что он же его предварительно туда и «прятал»). Вместе с Прелати барон надеялся получить несметные сокровища. Замок Тиффож превратился в настоящую лабораторию, несмотря на то что алхимия преследовалась церковью. Аферист Прелати морочил барону голову. Так, однажды он якобы добился «превращения металла в золото» – правда, как только Жиль де Ре, не удержавшийся от соблазна, решил взглянуть на чудо, – золото превратилось в труху...
Деньги барона таяли с устрашающей быстротой. Приходилось все чаще обращаться к кредиторам, в первую очередь – к герцогу Бретонскому, который с радостью прибирал к рукам чужие земли.
Дальше историю Жиля де Ре рассказывают по-разному. Одни источники утверждают, что он, вступив в союз с дьяволом, приносил в жертву невинных детей и что в подвалах его замка замучено от 100 до 800 несчастных. Другие настаивают на том, что это клевета и обвинение барона в столь страшных злодеяниях – всего лишь повод, чтобы объявить его еретиком и конфисковать имущество.
Что на самом деле происходило в замке Тиффож, мы не узнаем. Доподлинно известно только, что барон нанес оскорбление одному из своих кредиторов – Жану Феррону. К несчастью, последний принадлежал к духовенству. Скандал вышел громкий, им не преминул воспользоваться основной кредитор барона – герцог Бретонский, который вмешался в конфликт. Жилю де Ре не оставалось ничего другого, как искать примирения с могущественным сеньором. И все было бы хорошо – если бы церковь оставила его в покое... Слуги Жиля де Ре и Прелати были арестованы и доставлены к Нантскому епископу для дачи показаний (правда, отметим, что все они были отпущены). Что такое давать показания перед судом инквизиции – объяснять излишне.

* * *
Почему же король Карл VII, как и в случае с Жанной д`Арк, ничего не предпринял, чтобы помочь человеку, которому был обязан короной?
Пока королевская власть была шаткой, пока мощь королевской армии зависела от количества воинов, которых приводили с собой вассалы короля, Карл принимал условия своих подданных. Но после проведения реформ, направленных на централизацию власти (создание регулярной наемной армии, введение постоянного налога и отказ в результате этих мер от созыва Генеральных Штатов как представительного органа власти), король понял, что монарх силен послушанием подданных. Поэтому вольнолюбивые сеньоры вряд ли вызывали у него доброжелательное отношение к себе....
В 1456 году судебное дело Жанны д`Арк было пересмотрено, она была объявлена невиновной. Так Карл отвел от себя обвинение в связи с ведьмой. В начале XX века Орлеанская дева была причислена к лику святых. Ее имя стало символом освобожденной Франции, история же барона де Ре до сих пор остается неясной.
Правда, в 1992 году во Франции было проведено повторное следствие по делу маршала. Исследователи приняли во внимание многое, в том числе свидетельства современников. Например, хронист XV века Монстреле так писал о приговоре, вынесенном Жилю де Ре: «Большинство дворян Бретани, особенно те, что находились с ним в родстве, пребывали в величайшей печали и смущении от его позорной смерти. До этих событий он был гораздо более знаменит как доблестнейший из рыцарей». А такие факты, что из сотен слуг барона были допрошены лишь некоторые, а главных свидетелей вообще отпустили после процесса, что никто не видел останков якобы убитых детей, а судьями были назначены злейшие враги барона (и герцог Бретонский – главный кредитор маршала), что Жилю де Ре не позволили обратиться к помощи защитника, что его подвергали пыткам, лишний раз позволяют думать о предвзятости суда и усомниться в справедливости вынесенного приговора...
Окончательное решение по делу Жиля де Ре до сих пор не вынесено. Тем не менее судьба барона поразила не только его современников – вот уже более пяти веков имя маршала живет в народных преданиях, превративших его в кровожадного хозяина замка, убивавшего... своих жен. Но это уже совсем другая история...

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (15):
lusiie 06-11-2008-16:23 удалить
Синяя Борода Энциклопедия литературных героев. М.: Гос. изд. худ. лит-ры, 1999 »Герой сказки Шарля Перро. Один из самых загадочных и зловещих сказочных персонажей. Трудно объяснить, что побудило Перро сделать его героем детской сказки. Шевалье Синяя Борода живет в красивом замке, принимает гостей, имеет репутацию радушного хозяина. Настораживает то, что он часто женится, а его жены странным образом исчезают. Причем никто толком не знает, что же с ними происходит. И вот Синяя Борода, в очередной раз оказавшись холостяком, принимается искать новую жену. Но невесты ему отказывают. К тому же у героя борода в самом деле синяя, что далеко не каждой девушке может понравиться. И все же находится одна, которая готова бросить судьбе вызов и рискнуть. Сначала все идет хорошо, но однажды Синяя Борода сообщает жене, что должен уехать. Он передает ей ключи от всех комнат в замке, предупреждая, что в одну комнату, которая находится в подвале, она входить не должна, чем возбуждает ее любопытство. Проникнув в запретную комнату, жена Синей Бороды обнаруживает трупы своих предшественниц в лужах крови. От ужаса она роняет ключ, и он оказывается испачканным кровью. Пятно стереть не удалось, и Синяя Борода узнает, что и новая жена нарушила запрет. Он намерен поступить с ней так же, как и с другими женами. Но на этот раз ему не удается выполнить свое намерение. Молодая женщина проявила хитрость и сумела вызвать своих братьев, которые и покончили с Синей Бородой».
lusiie 06-11-2008-16:24 удалить
Барон де Ре Энциклопедический словарь / Под ред. Ф. Брокгауза и И. Ефрона. Том XXVI-а. СПб., 1899»Жиль де Лаваль барон де Ре (Жиль де Laval, Барон де Retz) 1404-1440 – французский маршал, отличился в царствование Карла VII, во время войны с англичанами и под Орлеаном сражался вместе с Жанной Д`Арк. В 1433 году де Ре удалился в свой замок вблизи Нанта, где содержал блестящий двор. Чтобы поправить свое расстроенное мотовством состояние, де Ре занялся алхимией. Он был обвинен и сожжен за то, что погубил множество мальчиков и девочек. Отчет об этом процессе хранится в Нантской префектуре».
lusiie 06-11-2008-16:25 удалить
Г.-Ч. Ли. История инквизиции в средние века / Изд. Ф. Брокгауза и И. Ефрона. Том 2. СПб., 1912 »...Этот человек был на редкость образованный. Его неутомимая любознательность, его жажда к знанию побуждали его собирать книги в ту эпоху, когда редкий рыцарь умел подписать свое имя... ...Инквизиция обвиняла его в том, что он искал философский камень (всемирный эликсир, который должен был дать ему безграничную власть и богатство). С этой целью его агенты... разыскивали искусных колдунов и алхимиков, так что он был игрушкой в руках целой толпы шарлатанов... ...Он твердо рассчитывал на успех, что видно из его расточительности и того легкомыслия, с которым он продавал свои земли, всегда оставляя за собой право их выкупа, он всегда рассчитывал, что не сегодня-завтра он будет в состоянии платить деньги без счета... Жиль мог бы долго и безнаказанно производить свои смертоносные опыты, если бы герцог Жан и его епископ не нашли более выгодным для себя отправить его на костер. Оба они имели в своих руках земли Жиля и им хотелось избавиться от возможности их обратного выкупа. ...О Жиле открыто говорилось, что он умертвил большое число детей... Что маршал вызывает демона ужасными обрядами, что он заключал договоры с дьяволом и др. ...Епископ послал Жилю приказ явиться на епископский суд. Обвиняемый не высказал никакого сопротивления и смело заявил о желании оправдаться... ...Он долго все отрицал, пока, наконец, он не был приведен на суд уже совсем другим человеком. Чем повлияли на него за это время? Единственно возможное объяснение то, что он понял из подробностей обвинительного акта, что его слуги были принуждены выдать его, и что дальнейшее упорство приведет только к пытке, и что заботясь более всего о своей душе, он может попасть в рай, только покорившись Церкви... Он все признал... ...По законам обвинение в ереси и казнь преступника влекли за собой конфискацию имущества и лишали два поколения всех прав... ...Признавая очевидную виновность Жиля де Ре, мы имеем право сомневаться в искренности процесса и осуждения... ...Предание рассказывает, что именно демон изменил в ярко-синий цвет бороду Жиля, которой он раньше гордился...»
lusiie 06-11-2008-16:26 удалить
А. Франс. Семь жен Синей Бороды. Собр. соч. Т.6., М.: Гос. изд. худ. лит-ры, 1959 Шарль Перро, около 1660 года стяжавший немалую славу составлением жизнеописания этого сеньора, который справедливо прославился тем, что был женат семь раз подряд, изобразил его отъявленным злодеем, законченным образцом непревзойденной жестокости. Дозволено, однако, усомниться если не в добросовестности историка, то уж во всяком случае в достоверности сведений, которыми он пользовался. Возможно, он с предубеждением отнесся к своему герою. Меня так усиленно старались уверить в жестокости этого человека, что я поневоле усомнился в ней. Синяя Борода был добр и несчастен, но память о нем искажена клеветой».
lusiie 06-11-2008-16:27 удалить
Синей Бороде вернули доброе имя / Эхо планеты. № 1. 1993 Такого за все века французской юриспруденции еще не бывало. Собравшись в Люксембургском дворце, специальная судебная коллегия, расcмотрев дело, постановила реабилитировать Синюю Бороду. Речь, конечно, идет о реабилитации не зловещего персонажа из сказки Шарля Перро, а жившего пять с половиной веков назад французского дворянина, послужившего ему прототипом. По части улик против Жиля де Ре не было представлено ничего нового по сравнению с материалами Нантского судилища 1440 года – все те же »признания» подсудимого, вырванные инквизицией при помощи средневековых пыток, стандартные для той эпохи обвинения в »ереси», »колдовстве», »чернокнижии» и якобы »установленные» факты его сношений с дьяволом. ...Выступления адвокатов были гораздо более убедительными: никаких останков жертв ни в замке барона, ни в его окрестностях так и не было обнаружено. По убеждению адвокатов, передаваемые из поколения в поколение рассказы об ужасах, якобы творившихся под сводами замка Тиффож, – не более чем миф, сочиненный врагами Жиля де Ре, чтобы было сподручнее с ним расправиться. Как заявил один из адвокатов, злосчастный барон пал жертвой сразу трех заговоров: политического, юридического и на почве корысти, ибо нантский суд, разбиравший »дело» бывшего соратника Жанны д'Арк, просто-напросто находился на содержании тех самых английских захватчиков, которые несколькими годами ранее отправили на костер Орлеанскую деву. Церковники, входившие в состав суда, были должниками Жиля де Ре и не преминули воспользоваться удобным случаем, чтобы избавиться от кредитора. И в довершение всего на его обширные владения позарился завистливый герцог Бретани Жан V, союзник Англии, который их и присвоил после казни барона. Строго говоря, выводы судебной коллегии обязательной юридической силы не имеют. Это скорее пожелания и рекомендации. Тем не менее они несомненно войдут отныне в общественное сознание. Французы, как мне кажется, историей с реабилитацией Жиля де Ре преподали всем неплохой урок морали, показав, что доброе имя дорого стоит и вернуть его, хотя бы и многие столетия спустя, – дело благородное. Срока давности здесь быть не может.
lusiie 06-11-2008-16:28 удалить
Синяя Борода / А. Левандовский. Белый слон Карла Великого. М.: Высшая школа, 1993 Трибунал единогласно приговорил де Ре к страшному наказанию, уготованному для колдунов и ведьм: к сожжению на костре. Но Жиль де Ре избежал пламени. Он был слишком знатен, чтобы умереть подобным образом. На костер можно было отправить крестьянку Жанну д`Арк, но не могущественного маршала Франции... В новейшее время во французской литературе появилась версия, довольно упорно защищаемая ее автором. Оказывается, все, рассказанное выше, – сплошной вымысел. Не занимался Жиль де Ре черной магией. Не убивал детей. Не был извергом и садистом. Нет, нет и нет. Все подтасовано. Сфальсифицировано, придумано. С целью опорочить борца против феодального гнета, свободолюбца и атеиста, осмелившегося выступить против монополии церкви. Он сражался за свободу так же, как некогда сражался с захватчиками-чужеземцами. Борясь за справедливость, он восстановил против себя сильных мира. И сильные мира не простили ему. Читатель, видимо, недоумевает: а при чем же здесь Синяя Борода? Этого прозвища нет ни в протоколах суда, ни в других источниках. Так окрестила Жиля де Ре историческая традиция. Почему? Это объясняют по-разному. Бернард Шоу высказывает мнение, что сеньор де Ре отпускал бородку, которую подкрашивал синей краской. С этим вряд ли можно согласиться, ибо во времена Карла VII дворяне брили щеки и подбородки. А потом, для чего синяя краска? Более правдоподобно объяснение Анатоля Франса, повторенное Лионом Фейхтвангером. Согласно их мнению, борода и усы маршала де Ре были иссиня-черными и такими густыми, что вопреки всем стараниям брадобрея, синева постоянно проступала на его щеках.
lusiie 06-11-2008-16:29 удалить
Жанна д`Арк Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Минск: Беларусь, 1999 Жанна д`Арк (1412-1431) – французская героиня времен Столетей войны. Родилась в деревне Домреми (Восточная Франция) на границе Лотарингии и Шампани в семье крестьянина. Существует и другая версия, согласно которой Жанна д`Арк была особой королевского происхождения, внебрачной дочерью королевы Изабеллы Баварской (супруги короля Карла VI Безумного, т.е. она была сестрой короля Карла VII). Столетняя война принесла Франции много бед, и в народе, охваченном религиозным порывом, стали распространяться всевозможные пророчества. Согласно одному из них, Спасительницей Франции станет Дева, пришедшая из дубового леса от границ Лотарингии. Экзальтированная Жанна д`Арк, слышавшая «голоса«, решила, что именно она является Божьей избранницей и избавит Францию от англичан, снимет осаду Орлеана и восстановит (торжественно коронует в Реймсе) на родительском престоле Карла VII. Она явилась к комендату города Вокулера Бодрикуру с просьбой об аудиенции с дофином. Жанну д`Арк приняли за помешанную, но ей удалось убедить Бодрикура, и в феврале 1429 года она прибыла в замок Шинон (около г. Буржа) и встретилась с Карлом. Убедив дофина предоставить ей войско для освобождения Орлеана, Жанна д`Арк облачилась в рыцарские доспехи и возглавила войско (вернее, присоединилась к войскам с опытными военачальниками). В апреле 1429 года она направилась под Орлеан, осажденный англичанами. Появление Жанны д`Арк во главе войска воодушевило армию. 8 мая 1429 года 209-дневная блокада Орлеана была снята. Жанну д`Арк стали называть Орлеанской девой. В мае-июне 1429 года французские войска во главе с Жанной д`Арк одержали еще несколько побед над англичанами. 17 июля 1429 года Карл был торжественно коронован в Реймском соборе. Во время коронации Жанна стояла около королевского трона со знаменем в руках. Популярность Жанны пугала короля и его приближенных, и Карл VII перестал ее поддерживать. Первая неудача постигла Жанну 8 сентября под Парижем: не получив помощи от короля, раненая, она вынуждена была отступить. После этого влияние Жанны д`Арк стало слабеть. 23 мая 1430 года при осаде Компьена Жанна д`Арк попала в плен к союзнику англичан герцогу Бургундскому, который 21 ноября 1430 года передал ее англичанам за 10000 ливров. Жанну д`Арк заключили в тюрьму... При участии французского духовенства здесь был устроен церковный суд над Жанной д`Арк. Ее обвинили в колдовстве и приговорили к сожжению. 30 мая 1431 года приговор был приведен в исполнение на городской площади Руана. Через 25 лет дело Жанны было пересмотрено и она была признана невиновной. Приговор руанского суда был отменен.
lusiie 06-11-2008-16:29 удалить
Алхимия Энциклопедический словарь / Под ред. Ф. Брокгауза и И. Ефрона. Том I-а. СПб., 1890 «Алхимия – так называлась нынешняя химия вплоть до XVII столетия. Мнимое искусство превращать неблагородные металлы в золото и серебро. Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было достигнуть столь желанного облагораживания металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные металлы – свинец, ртуть и др., носил название философского камня... Этому средству приписывалась могучая сила – оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством... должно было исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной. С XV-XVI века между алхимиками начинается рознь – они разделились на собственно ученых (еще не до конца расставшихся с несбыточными алхимическими мечтаниями) и странствующих авантюристов, которые злоупотребляли всеобщей верой в возможность делать золото и представляли ложные доказательства своего искусства. Знать и владетельные князья были главным образом жертвою их обмана...»
lusiie 06-11-2008-16:30 удалить
Инквизиция Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Минск: Беларусь Инквизиция – специальные трибуналы католической церкви, созданные для борьбы с еретиками... В 1233 году папа Григорий IX поручил ведение инквизиции монашескому ордену доминиканцев. Инквизиторы назначались римскими папами и подчинялись только им. Для разыскания еретиков инквизиция широко использовала доносительство, причем доносчику достаточно было высказать лишь подозрение в правоверии обвиняемого им человека. Следствие было тайным, для него не существовало каких-либо ограничительных сроков. Улики добывались путем допроса, применением пыток, в том числе самых чудовищных. Если обвиняемый добровольно признавался в еретических взглядах, его отпускали, наложив суровую епитимью. При этом имущество раскаявшегося, как правило, подлежало конфискации. Упорствовавшие приговаривались к позорным публичным наказаниям, заключению в тюрьмах, каторжным работам. Тот же, кто, несмотря на пытки, отказывался признать неправоту своих воззрений и действий с точки зрения церкви, либо еретики, повторно угодившие в застенки, отлучались от церкви и передавались в руки светских властей. Обычно это означало смертную казнь такого отлученного через сожжение на костре (аутодафе).
lusiie 06-11-2008-16:30 удалить
Постановление IV Латеранского собора (1215 г.) / Хрестоматия по истории средних веков. Т. 2. «Церковное осуждение еретиков: Отлучаем от церкви и предаем анафеме всякую ересь, поднимающуюся против сей святой католической веры. Осуждаем всех еретиков, какими бы именами они ни назывались. После осуждения пусть их выдают светским властям... с надлежащим указанием наказания, с тем, чтобы имущество осужденных... конфисковывалось.«
lusiie 06-11-2008-16:31 удалить
Замок Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Минск: Беларусь, 1999 Замок – укрепленное жилище феодала (сеньора). Первые замки появились в Х веке. Это были, как правило, деревянные башни – донжоны, возведенные на естественном либо насыпном холме и окруженные валом, палисадом и рвом. Донжон имел несколько этажей-ярусов; жилище феодала и его семьи находилось на третьем этаже. С течением времени замки начали возводить из камня. С XIII – XIV вв. они превратились в сложные комплексы, включавшие двор, дом, замковую капеллу, колодец, печь, дома ремесленников, тюрьму, общественные и хозяйственные постройки. Однако внутри самого замка было не так просторно, как могло показаться снаружи: две комнаты, кухня, оружейная, три зала (один за другим, разделенные, как правило, перегородками) и лишь одна спальня. Ценились не роскошные покои, а крепкие стены. Такой замок был окружен стеной с зубцами, башнями, бойницами, рвом (сухим или с водой) с подъемным мостом. Иными словами, замок был не только хозяйственным центром поместья, но и военной базой феодала. Во времена набегов неприятеля он служил убежищем местному населению. Кроме того, господствуя над местностью, замок был хорошим наблюдательным пунктом и давал его владельцу возможность собирать пошлины с провозимых товаров.
Когда я была в Лондоне, то слышала от служителй Тауэра о том, что прототипом Синей Бороды был английский король Генрих VIII. Утверждать не стану - "за что купил, за то и продаю". Но если принять во внимание то, с какой легкостью он убил свои жен и любовниц, то это вполне может быть...
у меня опечатка - не "убил", а "губил" - казнил, ссылал и т.п.
ФаусТ_13 07-11-2008-10:24 удалить
lusiie, ну ты вообще безотказный человек? Это он попросил тебя материал для реферата найти, и ты ему столько накопала??? Наверно времени много лишнего. Спасибо хоть сказал?
ФаусТ_13 07-11-2008-10:28 удалить
Жиль де Ре. Помню, как в Академии на практикуме сидели, писали речи для судебного расследования по делу Жиля де Ре, прозвище Синяя Борода. Шарль Перо сказку написал про него потом. Перечитал сейчас еще раз. Да, все точно. Интересно жизнь складывается, однако.


Комментарии (15): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Синяя Борода, или Некоторые подробности из жизни современника Жанны д`Арк | личность_социума - Дневник личность_социума | Лента друзей личность_социума / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»