Трибунал инквизиции. ок. (1812-1819)Goya's Scene from an Inquisition
Гойя Франсиско (1746-1828) Francisco Jose de Goya y Lucientes
<center>
Это больше чем просто смелая работа. Здесь Гойя в полном расцвете своего таланта,
и он уже давно наработал свой стиль.
Поэтому, так же как и в других великих работах, в "Смерти пикадора" или в
"Бродячих комедиантах" или в "Процессии флагеллантов", он создаёт на переднем плане такие яркие,--- одни,-- страшно-раздавленные характеры,--- а другие яркие---- и такие гнусные и разнообразные типы характеров.
Но ещё чуть-чуть дальше и глубже мы видим почти
что нарисованную пятнами или бликами, только лишь обозначенную толпу.
Потом я соберу все эти 3-5 великих картин вместе, и вы увидите,
что авангард 19 века взял это у Гойи. Прямо буквально увидите.
И нам не мешает, что Гойя не нарисовал фотографически, тех кто сидит в зале не в первых рядах.
Он так это создал, что мы чувствуем, что те, сзади, в первую очередь открыто радуются, что это не их судит инквизиция.
Эта безликая толпа, объединена, как и в "Смерти пикадора". Только по другому поводу.
И сама эта безликая группа создаёт ощущении клаустрофобии в зале.Кроме этого Гойя создал и подвесил в воздухе давление страха и ощущение нехватки кислорода. Трудно дышать.
Всё что Гойя создал на картине, настолько прямо воздействует именно на бессознательное, что неудивителльно, что Гойю называют отцом современного искусства.
Тут не только экспрессионизм, но он, Гойя, уже двигается по дороге к сюрреализму.
А ведь это не Чёрная Живопись и не офорты.
Впереди сидят в колпаках трое, по-видимому уже осуждённых, а четвёртый сидит на сцене.
К этому времени, через не один допрос, даже если и без пыток,
они уже полностью психологически раздавлены.
Инквизиция не была какое-нибудь там НКВД.Всё было по закону.
Во время и после применения каждой пытки,
в протоколе регистрировали достаточно подробно как обвиняемый реагировал
на применение пыточной техники и записывали какую следующую пытку собираются
применить. Почти всегда, те кто выдержали первую пытку, сдавались при применении
следующей пытки. Для этого имелось неслабое качественное разнообразие в АССОРТИМЕНТЕ,
утверждённом министерством пыток.
Эти конусные колпаки
нередко присуждали носить на всю оставшуюся жизнь.
Это было что-то, вроде жёлтого лоскута для евреев.
Попы сидят в основном епископы и старшие священники, а монахи, как везде в то время,--- жирные.
Посмотрите на жирного доминиканца , который сидит сразу за кающимся на сцене.
Какой-то представитель светской власти, на стуле, который как показал нам Гойя,
смотрит на всё действие с интересом. То что присутствует представитель светских властей
не обещает подсудимым ничего хорошего.
Возможно, что те трое, которые сидят справа от архиепископа (епископа?)уже побывали на сцене.
И теперь они продолжают изображать громко и усердно РАСКАЯНИЕ. А может быть, что для них гнусный
и страшный эпизод на сцене ещё впереди?
Но конечно, страшнее всего Гойя написал этого самого,--- кающегося на сцене.
Совершенно, на 100%, раздавленный как личность человек, который попал в полностью
безысходную ситуацию его жизни. Выхода нет, а его жизнью управляют высокопоставленные ПОДОНКИ.
НИЗОТА, которая может сделать с ним всё, что они захотят. Даже сжечь его живым.
Вот это и есть неслабый, хотя и циничный ответ, на вопрос в романе про Сатану в Москве---"Кто управляет жизнью человека?"---
Я уже забыл, но кажется тот, что со свечкой в ложе, читает приговор.
Но может быть он читает из Святого Писания.
Гойя всегда был частью круга либеральной, и как сказали бы по-русски, творческой интеллигенции.
И у него всегда возникали проблемы с поповским мракобесием.
Они делали ему вырванные годы.
Ещё в 18 веке, попы начали расследование про "Капричос" Потом, в начале 19 века, его тягали из за "Махи обнажённой".
И наконец уже ко времени написания этой картины, в 1814-15 годах,
инквизиция снова начала на него наступление из за офортов и из за "Махи...".
И это была одна из причин, по которой Фердинанд, последовательно, в 1814, а потом в 1815
годах, отправил Гойю в отставку со всех постов при дворе, как главного художника
двора и короля.
Но Гойя, как мы видим, не испугался мракобесов.
И он создал эту великую работу.
Оцените гражданскую и человеческую смелость Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес.
Я не удержался и значительно переписал текст.
[показать]
Чистка партии. ок.1934г.
Финогенов К. И. (1902-1989)
Год уже 1934. В январе-феврале прошёл XVII съезд ВКП(б), Съезд Победителей.
Оппозиции пришёл полный Альбац!
Вот, председатель на этой процедуре чистки партии явно спросил гражданина,---А почему вы проголосовали, скажем в 1927 году, против Генеральной Линии Партии?---
Вы видите, как сразу насторожилитсь по отношению к нему в зале и двое других проверяющих из партийной ТРОЙКИ, на сцене?
Вы видите как он напуган? Почти как тот, который сидел на сцене у инквизиции.
А ведь для этого всё только начинается. Он явно не получит ВЗАД его партийный билет, который председатель
держит в руках.
Куда безопаснее было, когда в анкете писали --БЕСПАРТИЙНЫЙ.
То, что у него в анкете будет везде стоять--- Исключён из рядов партии, во время чистки такого-то года,---
обещает этому, уже сейчас напуганному человеку и его семье, все круги ада, до самого финала, а не только первый.
И Сталин конечно зорко смотрит прямо на всю ситуацию.
"Высоко сижу, далеко гляжу!" Только это не сказка про медведя и Машу. Это действительность.
Советского человека везде унижали как личность и размазывали по стенке. И заставляли людей примиряться с тем, что они не могут жить, думать и говорить иначе, чем велит партия, НКВД и Сталин.
Вениамин.
[675x900]
«Нападение на карету. 1787 Гойя» на Яндекс.Фотках
Давайте попробуем поймать за хвост и не только
прочувствовать, но попробуем рассмотреть, увидеть и понять волшебную силу
искусства. У меня давно крутится идея парных, сравнительных работ. Я даже
попробовал несколько раз. Удачно.
Мы смотрим на две работы Гойи, на которых написаны очень схожие сюжеты,
с похожими общими деталями.
Эти работы разделяют всего лишь 6 или 7 лет. В чём же разница?
На верхней работе мы видим в чистом виде рококо. К этому времени, к 1787 году,
Гойя уже создал в живописи СВОЁ! Много! Но влияние Тьеполо (лидер позднего
Рококо в Италии. Жил 9 лет и умер в Мадриде.) и влияние рококо вообще,
ещё было с ним.
Мы видим стандартный сине-зелёный пейзаж рококо. Эти цвета, и то, что
фигуры занимают немного места, очень понижает психологическое влияние
страшного сюжета.
И Гойя не вывел сюжетную группу в самый центр, как он это делал,
как никто другой, потом, до конца жизни.
Слева лежит убитый, правее, кого-то сейчас убьют ножом или кинжалом.
Справа от всей группы тоже виднеется убитый. Дамы умоляют бесчувственных
убийц, но на нас всё это не очень воздействует.
Потому что Гойя сделал центром картины то, как бандиты изучают добычу.
Фигуры совсем не большие, но центр фигурной композиции, это конечно два
бандита
рассматривающих ожерелье и всякие другие ценные вещи, которые конечно были
у этих дам.
И эти стандартные сине-зелёные тона рококо и обычная, сочная растительность
этого стиля, просто не подходят к этому сюжету, который должен производить
страшненькое впечатление на наше восприятие и должен вызывать у нас совсем
другие ассоциации. Но не вызывает!
[728x1000]
«Гойя. Нападение бандитов на карету. (1793-4) Brigands attacking a coach .Tinplate. 42 x 31 cm.» на Яндекс.Фотках
Здесь мы смотрим на работу маслом на олове, в ряду тех миниатюр на олове,
которые,--- полностью оглохший и еле выживший в его страшной и мучительной,
непонятной болезни в 1792-93 году,--- создал новый Гойя.
Почти полностью исчез оптимизм, исчезли яркие тона,
почти не осталось жизнерадостности ежедневной жизни. Гойя разительно переменился.
НОВЫЙ ГОЙЯ.
Посмотрите на любую деталь. Сюжет почти тот же. Но РАЗНЯТСЯ ВСЕ ДЕТАЛИ!
И эта работа вызывает в зрителе правильную реакцию.
Никаких сладеньких зелёно-синеньких оттенков и цветов.
Поверхность земли состоит из не слишком приятной охры разных оттенков.
К Первой Мировой БОЙНЕ (sic) форма, в которую все правительства оденут
пушечное мясо своих стран, будет таких цветов.
Жёсткая композиция. Композиция не отпускает.
Пейзаж уже играет вспомогательную роль,как всегда будет у Гойи в его всех
последующих жанровых работах и даже в портретах.
Здесь пейзаж подчёркивает,концентрирует и сжимает наше
внимание на сюжетную, фигурную группу.
В центре картины Гойя написал ВСЮ ГНУСНОСТЬ УБИЙСТВА.
Убийцы --- двуногие твари,
для которых нет такого понятия, как ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
Эта работа и первая--небо и земля, несмотря на близость сюжетов.
Мы видим деловое убийство.
[300x150]
«Гойя. Нападение бандитов на карету. (1793) Brigands attacking a coach .Tinplate. 42 x 31 cm.» на Яндекс.Фотках
Вот здесь, около кареты, кого-то уже окровавленного, сейчас прикончат ножом.
[678x800]
«Гойя. Нападение бандитов на карету. (1793) Brigands attacking a coach .Tinplate. 42 x 31 cm.» на Яндекс.Фотках
А джентльмен из этой кареты (похож на хозина) умаляет главу бандитов о жизни.
Видите куда он смотрит?
Но этот вожак убийц и бандитов даже не отвернулся. Он просто смотрит в другую
сторону.
Он уверен, что его коллеги убьют всех. Для безопасности. Больше его ничего
не интересует.
Чужая жизнь для него и для всех бандитов, НЕ ИМЕЕТ НИКАКОЙ ЦЕННОСТИ.
Тот который целится из ружья, сейчас выстрелит. У бандитов была твёрдая репутация.
Они убивали всех, чтобы не было свидетелей. Жизнь это не рассказы Мериме про Кармен.
Поэтому, умоляющий о милосердии знает, что его сейчас убьют. Он умоляет, потому
что так устроена наша психология.
Страшная картинка. Талантливо и ТОЧНО!
Посмотрите, как Гойя, кототорый не писал пейзажи (наверное не любил), снова,
как и во вчерашней картине, просто прекрасно создал нужный уровень освещения
тучами и облаками через которые, так ловко! центральная группа освещается солнцем,
которого мы, тем не менее не видим. Взгляните на небо и на свет. Стоит того.
Горы написаны почти УСЛОВНО. Этот горный фон толкает к нам центральную
фигурную композицию .
Когда-то был Золотой мальчик Голливуда, Тальберг (Оскар им. Тальберга продюсерам),
который перенёс ещё в первой половине 20-х годов все съёмки в павильон.
И в павильоне снимали горы и прокладывали реки в течении нескольких десятков лет.
Великие тоже делают неслабые ошибки.
Бывало нередко снимали актёров на фоне киноэкрана, на котором плёнка показывала
прерии или те же горы.
[650x510]
«Гойя. Нападение бандитов на карету. (1793) Brigands attacking a coach .Tinplate. 42 x 31 cm.» на Яндекс.Фотках
Посмотрите на карету. Наверное мимо левой стороны кареты посмотрите на горы.
И вы обязательно увидите почти то же, что делал Голливуд, когда горы показывали
на экране, перед которым актёры играли киносюжет.
Вот так дилижанс или карету очень специально раскачивали перед экраном с нужным
пейзажем и это снимали камерой.
Потом мы видели в кинофильме карету, которая ехала в горах или рядом с цветущим садом.
Пейзаж получался чуть светлее и иногда даже чуть-чуть мутнее на экране кинотеатра,
чем актёры на переднем плане. У Гойи, мутненькие горы против кареты, выглядят
как те кадры в старом американском кино.
Кто понимал в те годы что к чему, сразу замечал. Но развитые американцы,
без серьёзных проблем принимали условность кино.
То, как Гойя стал применять пейзаж, для усиления значимости
центральной сюжетной композиции, скорее всего было уникальным. Или очень
рядом с этим.
После болезни, глухой Гойя менялся быстро.
Окончательно сформировался великий революционер. ОТЕЦ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА.
Прошло только 3-4 года, и он сделал Капричос. В следующем веке Чёрную Живопись.
Гойя очень много сделал, после того что он стал другим.
Об этом надо говорить и показывать.
[720x261]
«Гойя. Нападение бандитов на карету. (1793) Brigands attacking a coach .Tinplate. 42 x 31 cm.» на Яндекс.Фотках
Ручеёк, или источник воды, который течёт на самом переднем плане,
конечно же говорит о ВЕЧНОСТИ и О ТЩЕТНОСТИ. Я не удержался и сказал немного
красивенькими словами, но я думаю что понятно.
Вон лежит СМЕРТЬ! После всего нескольких десятков лет жизни. Страшная смерть,
а жизнь короткая.
А вода здесь течёт веками. И возможно впереди не меньше.
В этом и есть, по-моему, вся идея этого ручейка, который,
такой тоненький и слабый, переживёт этих людей на века.