Дифференцированная методика восстановления голоса при функциональных и органических его нарушениях. Методические рекомендации. Ленинград, 1984, с.9-11; Фонопедическая терапия при парезах и параличах гортани. Методические рекомендации. Москва, 1977, с.5):
1. Вдох и выдох через нос.
2. Вдох через нос, выдох через рот.
3. Вдох через рот, выдох через нос.
4. Вдох и выдох через одну ноздрю, затем через другую, чередуя.
5. Вдох через одну ноздрю, выдох через другую, чередуя.
6. Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце.
7. Вдох через нос, выдох через сжатые губы.
8. Вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный). Все упражнения выполняются по 4-5 раз каждое, дополнительно (помимо сеанса ИРТ) - не менее 6 раз в день в течение 4-х недель.
Исходное положение — сидя на стуле.
1) вдох через нос, выдох через нос, имитация стона;
2) вдох через нос, выдох через рот со звуком а;
3) вдох через рот, выдох через нос, имитация стона;
4) вдох через нос, удлиненный выдох через нос, имитация стона с усилением в конце;
5) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с произнесением двугубного, слегка оглушенного звука в;
6) вдох через нос, выдох через нос толчками, имитация прерывистого стона.
Параллельно с этими упражнениями проводится массаж передней поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц. Такие тренировки подготавливают голосовой аппарат к фонации, и произнесение громкого полнозвучного соната м достигается у обучающихся данной группы довольно легко даже при афонии. После образования ясного полноценного «мычания» дальнейшие фонопедические упражнения затруднений не вызывают. Исключение составляют лица с многолетними нарушениями голоса, со стойкими навыками патологического голосообразования. В таких случаях каждая функциональная тренировка, каждое упражнение требует более длительной отработки.