• Авторизация


Пулман: богохульная сказка о серости разумных существ. 10-02-2010 23:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


С трудом дочитала трехомник Филиппа Пулмана: "Северное сияние", "Волшебный нож", "Янтарный телескоп"... Готова поделиться мнением.

Книга однозначно, рассчитана на аудиторию подросткового возраста: самую нестабильную, определяющуюся, кем стать в жизни и что думать обо всем, что есть и чего нет...

[421x479]

К теме этой картинки мы ещё вернемся.

Честно говоря, я даже не знаю, с чего начать, потому что есть просто множество тем, поэтому я буду писать темы каждую отдельно, но в хаотичном порядке.

Идея этой сказки? А может, и не сказки???
Как известно, обычно в произведении есть идея, которая развивается, к ней всё ведется, и по окончании чтения ты понимаешь: "Ага... "Тварь ли он дрожащая или право имеет?" - это потому что "комната Раскольникова ыла похожа на гроб". Искупление чрез страдание... Достоевский молодец!" А здесь... Я дочитала три тома писанины, которая, честно говоря, написана недостаточно увлекательно для меня. Почему-то по тяжести, с которой я читала и по другим ощущениям при чтении вспомнились "Правила Волшебника" Терри Гудкайнда. Но они - для взрослых, там сцены неприличные, хотя я прочла мне лет 13 было... Не всё прочла, первые три. Но как-то было интереснее написано даже, хоть и тяжело. А тут нет логики. Можно спорить, конечно может, кто и найдет... Я не нашла вот, а у Писателей всегда есть идея. А так - это не Произведение, и даже не произведение, а писанина. Вот ребята, мальчик и девочка, на протяжении всего повествования что-то делают, вроде как кого-то спасают, то ли мир, то ли что-то по кусочкам... В конце концов, они влюбляются в друг друга, спасают мир или что там они спасали и... расстаются навсегда, чтоб доспасти мир. Какое счастье! Какой замечательный финал! Жертвуют собой! может, это и есть идея? Сомнительно, ведь всю книгу, честно говоря, проталкивается идея того, что надо прожить земную жизнь как можно продуктивнее... и для себя не в последнюю очередь. А эти ребята, за чьей судьбой мы так следили напряженно - несчастные герои, которые молодцы, но страдают. Были бы не молодцы - не страдали бы, может быть. Так можно подумать, и вроде как задумка именно такая: показать, как ребята шли к своей Любви. И пришли. А зачем тогда такой конец, что они теперь в разных мирах и не вместе? Нашли свою любовь и хватит с них? Не логично! Если книга о любви, о пути к её нахождению, о том, что она управляет всем - можно там и такое слегка прочесть, ведь своими поцелуями они спасли всех от утечки Пыли, то вывод о том, что жизнь Вселенной требует жертв или что инициатива (спасти мир) наказуема - глобально нелогичен.
Вместе с тем ребята постоянно сталкиваются с существами, которые что-то говорят о Церкви, Боге и т.п. Вплоть до ангелов. Как изгнанных, так и небесных. И по словам всех этих типов, к концу книги вывод можно сделать такой, что Бог не нужен, даже если Он и есть, что Церковь - рассадник зла, что надо жить тут, а там - уже ничего не будет, ибо то, что Церковь говорит - вранье. На эту тему, конечно, можно было честно высказать... Если ты атеист, например. Это я об авторе. Но за вуалью, именно даже наличие этой вуали, показывает, что это не атеизм... Приподнимешь вуаль и - voilà - богохульство это называется.
Лично меня, как человека верующего, православного это возмущает.

Волки на маскараде.
Итак, как-то внезапно возникло богохульство. Не слишком ли я дерзка? Известный английский писатель Гилберт Кийт Честертон написал не только "Письма Баламута", но и произведение "Шар и крест", которое мне посчастливилось прочитать. Заодно я узнала, что Честертон был церковный человек. Сначала он был протестантом, с детства, если не ошибаюсь, а затем сознательно перешел в католицизм. Зачем? Видимо, там правды больше. Так вот в "Шаре и кресте" атеист приравнивается к верующему. Между прочим, железная логика. И блестящее произведение Честертона. Там, в "Шаре и кресте", помимо Атеиста и Верующего представлен ряд персонажей, которые просто об этом не думают, или которые ещё не определились. Ну, те, кто не определился, они не входят в те три категории с картинки, помещенной выше, они как раз за рамочкой пока что, но они войдут, непременно войдут куда-нибудь, когда определятся. И вряд ли они войдут в ту группу, что по центру... А ведь самая нестабильная, метущаяся и ищущая возрастная группа - подростки и молодежь. Та самая социальная группа, для которой написан трехтомник Пулмана.
Так вот, чем хорош Атеист? По Честертону, к которому я скромно присоединюсь, Атеист честно, искренне, открыто верит в отсутствие Бога и спокойно выражает свои идеи, которые Верующему покажутся богохульством, за что Атеисту - за честность и прочее отстаивание своих искренних убеждений - честь и хвала. Верующий - отстаивает свое. А остальная толпа, группа по центру на вышепредставленной картинке известна своей завуалированностью, туманностью своих изъяснений, заумью без твердой почвы и прочими завесами, за которыми вполне может скрываться куда более прогнившая душа, чем душа честного Атеиста. "Можно верить и в отсутствие веры" - поет "Наутилус Помпилиус".
И мне видится в трилогии Пулмана именно завуалированность, под которой сквозит настоящее не светлое. И это настораживает. Почему? Потому что это истинный подрыв целостного восприятия мира. У Атеиста картина мира менее искорежена. Если он порядочный человек. Герои Пулмана - вполне себе милые. Ну нормальные такие герои. И они говорят вещи известные и логичные, мы начинаем им сочувствовать, но их идеи сводятся всё к тому же: Церковь творит беззакония и она - зло, Бога нет и хоть без него и непривычно, но есть чем заняться, надо жить здесь так, как хочется и кажется правильным, не важно, сколько у тебя мужей... Не важно, грешник ты или праведник - Ада и Рая всё равно нет. Одна большая дыра.
Не кажется ли вам, как и мне, что для колеблющегося ума слова и действия милых, очаровательных, человечных персонажей - очень влиятельный источник? Это может стать взглядом на жизнь. И я не вижу в этом особо положительного, ибо из тихого омута равнодушия к моральным ценностям выйти трудно, если сам себя туда загнал - там водятся черти, как и в любом другом тихом омуте.

Обитатели болота под гордым названием Мир.
Да, все мы знаем, что в нас есть и добро и зло и мы делаем и то и то. Кстати, вот идея того, что есть такое незлое зло, которое во благо мне тоже не очень нравится. Нет, это не о том, что какого-то тирана и деспота свергают партизаны, ведущие войну, убивающие людей, даже порой невиновных, просто солдат-срочников, может, даже своих же. Нет, гораздо мельче... Но этот момент - очень спорный и я не могу об этом ничего сказать. Одно я знаю - в произведениях - фильмах, книгах - обычно бывают те, кто за справедливость, скажем так, Светлые силы, и те, кто делает какие-нибудь злые дела - Темные силы. Так вот на мой взгляд, несмотря на всю спорность зла в благих целях, в целом всё равно надо различать добро и зло, ведь они существуют. Пусть эти Светлые не идеальны и сотворили что-то не очень доброе, и даже не раз, пусть Темные кого-то спасли или ещё как-то добро себя проявили... Они всё равно есть. Ну, есть ещё Серые. Это как с атеистами и верующими - есть кучка, которая между ними. А у Пулмана нет Светлых и Темных. Одни серые.
Нет, честно говоря, есть разумные существа мулефа, живущие в одном из параллельных миров в гармонии с природой. Их цивилизация вписывается в природный ландшафт и... Ну в общем, смотрите или вспоминайте "Аватар": существа другие, идея цивилизации - похожа.
Даже главные герои трилогии - Серые. Почему? Потому что у Светлых или Темных должна быть Светлая или Темная цель. У Лиры и Уилла цели сугубо личные - поговорить с кем-нибудь, найти кого-нибудь. А все остальные дела глобального масштаба, да ещё и спорно, к добру или нет, хотя согласно пулмановским идеям бесцерковности - к добру, эти дела осуществляются между делом: "Кстати! Заодно, раз уж мы здесь, может, поможем всем тут? Они такие милые и несчастные..." Нет, там есть люди с глобальными целями, которые можно отнести к глобальным - лорд Азриел хотел уничтожить Бо... Нет, не Бога, а по Пулману - ангела, который сказал, что он - творец, потом состарился - за столько-то лет! - и теперь на его месте Регент. Вот эту "небесную канцелярию" он и хотел уничтожить. Но в конце концов он убил, жертвуя собой!, Регента не для того, чтоб совершить революцию, а чтобы спасти свою дочь, так что он как бы делал что-то хорошее, хоть он и плохой, но... Его темная армия как-то разлетелась после его смерти и стала дальше заниматься... да даже и добрыми делами, спасение мира заканчивать, например...
Дело в том, что в трехтомнике даже ангелы, изгнанные и небесные, так скажем, не принадлежат к Тьме и Свету. Мало того, что внешне они прозрачны, так ещё и обладают страстностью до человеческого тела. В любом смысле. Ну да им и не к чему принадлежать - в этой книге нет ни Дьявола, ни Бога.
Почему так принципиально наличие Светлой и Темной сторон в произведении? Да или хотя бы одной из них... чтоб мы, читатели, не думали, что всё в мире серо... Потому что не серо, потому что это обман, опять же вуаль. Намек о том, что не нужно делать выбор, и так сойдет. Ну кому-то, может, и сойдет... Но таких людей редко воспевают в произведениях. Почему? Да вряд ли они из себя представляют что-то. Они непоследовательны, их несет по течению и они не совершают подвигов - чтобы совершить подвиг, надо выбрать. Вспоминаю конец "Янтарного телескопа" - герои, совершившие столько доблестных подвигов, расстаются, с улыбками и тоской в глазах, обреченные всё-таки любить друг друга и страдать в разлуке - в разных мирах. Нет, серость - не панацея от страданий. Страдают все - и Светлые, и Темные, и Мрачные, и Глупые, и Серые и вообще все, кому суждено. Кстати, телескоп был не из янтаря...

"Назовите меня "Победой"! Ну пожалуйста, что Вам стоит? С любовью, Ваша яхта."
Просто такая ремарка, что названия, на мой взгляд, не отражают сути книг, да и названия глав... Я не читаю названия глав почти никогда, а вот открыла оглавление, когда уже всё прочла... И половина названий мне ничего не говорят. Или вот названа глава: "Кровяной мох". Он там, конечно, упомянут... Два раза целых. Может быть, я не права, но мне думается, что в таком названии нет смысла, а глава полна событий - мальчик, главный герой, встречает своего отца, которого тут же убивает ведьма. Хотя, конечно, это всё мелочи.

"Давид Гоцман, идите как хочете"(с) Ликвидация.
Сказали герои, что жить надо здесь хорошо, потому что за гробом ничего нет. По крайней мере, ничего интересного. Даже Ада с Раем. Но никто не сказал, как именно надо жить. По сути, не сказали даже как не надо, потому что единственное, что возмущало некоторых персонажей - аскетическая монашеская жизнь: всё равно после смерти ничего не даст, а на земле лишаешь себя добровольно наслаждений жизнью. Что и следовало ожидать от считающих Церковь сборищем отвратительных людей, кстати, выполняющих приказы сверху, из вышеупомянутой "небесной канцелярии", преследующих свои цели какие-то смутные, ибо это всё покрыто тайной для всех, кроме шпионов, которыми кишит эта организация, и из религиозных фанатиков, которые даже сочувствия почти никогда ни у кого не вызывали, вспомним "Трех мушкетеров".
Опыт, конечно, лучший учитель, но verbum movet,
exemplum trahit - слово волнует, пример увлекает. А примера нет. Впрочем, в этом случае это и хорошо.

"В моем доме попрошу не выражаться!"(с) Кавказская пленница.
А я считаю недостойным опускаться до откровенных оскорблений. Оскорблений в адрес того, что тебе не нравится. "...со своими церквАми..." - сказал там один ангел из изгнанных. В контексте имелись в виду Церкви как организации, я думаю. в таком случае, переводчик ошибся. Да и вообще по-русски вроде в любом случае церквЯми. Но это просто ремарка, а сказать хочу то, что оскорблять - нехорошо. Можно написать ругательный трактат, например.
В уста (в данном случае очень хочется написать "рот") одного из своих героев автор вложил фразу о том, что испокон веков ведется борьба мудрости и глупости. И мудрость всегда была вынуждена скрываться и лишь тихонечко шептать, в то время как глупость заправляла всем в Церкви и Дворце. Хочется отметить, что Церковь и Дворец состоят не из бревен, а из ребер. А люди, как сообщает нам тот же автор, имеют в себе как добро, так и зло. Ну и чего он оскорбляет всех? Неувязочка.

На этом я заканчиваю. В напутствие хочу порекомендовать три вещи:
1. Не читайте Пулмана, только время потеряете.
2. Прочтите "шар и крест" Честертона... ну вместо Пулмана.
3. Всегда думайте головой и слушайте сердце: голова должна быть холодной, а сердце - горячим.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
CarolinaCorf 11-02-2010-11:09 удалить
круто,что у тебя есть время читать книги вне программы да ещё и на русском.Мне уже бесполезно, наверное.вот если в оригинале нарыть ,то я бы прочла.Кстати,не видно,что говорят идиоты на картинке-интересно же=)
los-nya 11-02-2010-11:21 удалить
Я просто очень быстро читаю, и прочла на каникулах, собственно. Да и... У тебя вон какие оценки в универе, а какие у меня... Вообще-то я мало читаю по-русски, да и вообще вне программы, но иногда хочется... А картинки побольше, к сожалению, у меня нет(( хотя... нашла в поиске http://friendfeed-media.com/a7613fcf0ecc10d492921218f38c91b348c9b017
los-nya 11-02-2010-11:23 удалить
CarolinaCorf, собственно, я на эту статью убила часа 4 времени, устала и не сделала уроки, хорошо, что есть утро.
Кхуман 11-02-2010-17:35 удалить
Эк, тебя зацепило)))))) Творчество Пулмана оставлю на совести Пулмана, потому как чтоб хоть что-нибудь сказать по теме, нужно самому всё прочитать, а делать я этого не буду :) А вот твое ревностное отношение к церкви интересно. Ты настолько религиозный, верующий человек, христианка, раз тебя задевают чьи-то нападки на религиозный институт, именуемый церковью?
los-nya 11-02-2010-17:57 удалить
Кхуман, я не люблю, когда кто-то говорит то, что для меня настолько неприятно и видится, как явное оскорбление. Допустим, на католиков мне слегка всё равно, и вообще я считаю, что каждый пусть верит во что хочет. Я не люблю серость, когда человек не знает, хочет ли он добра или зла, это знаешь, реально как болото. И мне не нравится пропаганда подобного. Я не помню, чтоб я оскорбляла кого-то или что-то, что мне безумно противно, хотя есть такие вещи. Мало того, приходилось порой выслушивать крайне неприятные вещи со словами: "Каждый имеет право на мнение, но не навязывайте Ваше мне, у меня есть свое." Та пусть нападают. У меня вообще Церковь не католическая, а там всё-таки католическая. Меня раздражает только одно: все до одного церковные люди выставлены как либо очень капитальные моральные уроды, либо как фанатики... ну может, ещё парочка слабовольных до ужаса. Мне очень приятно, конечно, и вот я думаю, к кому же мне отнести себя и тех хороших людей, как людей, которых я встречала в церковной среде? Нельзя так говорить, будто все, кто во что-то верит - конченые люди. Нет, пускай говорят, конечно, но взять меня, я хожу в храм почти каждую субботу и воскресенье, и пусть они докажут, что я реально такая, как они говорят обо всех. Я не планирую переставать верить в Бога и прочее, что я сейчас делаю, но и становиться морально уродливой у меня нет в планах. Сволочи есть везде. Но по мнению некоторых, в церкви нет нормальных людей. Это не моя нетерпимость, это их нетерпимость... Противно, что это популярно и может вызвать отвращение к Богу из-за каких-то людишек, которые, являясь лицом Бога на земле, натворили бед, подставили всех остальных хороших и попортили репутацию ни в чем не повинных ценностей. Я знаю, что ты человек не бездуховный, ты должен понять, что мне неприятно именно то, что... ну, ты не читал, ну как-то так получается, что, конечно, любовь там - ценность, в книжке, но из неё не вышло семьи, а так - нет никакого указания на то, что не хлебом единым. Там вечно затрагивается тема души, но помимо того, что с ней больно расставаться - никакой информации... Подобная литература не направлена на развитие личности, а предназначена именно для подростков. А кто на них повлияет наоборот? Хотя бы для справедливого равновесия. Да, вероятно, я довольно наивна, и старомодна вдобавок, но мне кажется, что момент воспитательный же всегда есть в литературе, и это как твой пост о гармонии в воспитании отца и матери. Очень может быть, что я не умею выражать свою мысль так, чтобы меня не приняли за воинствующую религиозную дурочку))
los-nya 11-02-2010-17:58 удалить
Кхуман, И добро и зло всё-таки надо как-то дифференцировать.
Кхуман 11-02-2010-19:21 удалить
Моё отношение к религии и к церкви менялось на протяжение жизни несколько раз. В детстве это была полная индифферентность, т.к. рядом не было никого, кто открыто следовал какой-либо религиозной традиции; позже появилась некая заинтересованность, скорее не как человека верующего, а исследователя, пробовавшего на зуб всё, что попадалось; потом опять был период равнодушия; и буквально несколько лет назад начался период осознания фактического положения вещей касаемо религии и церкви. И фактическое положение (с моей личной точки зрения) говорит совершенно не в пользу христианства, впрочем как и других доминирующих религий. Я могу изложить здесь своё видение, но тебе оно едва ли понравится, потому как с т.з. христианина это будет ересь и богохульство))) И хотелось бы понять, что для тебя есть Бог, вера, и что ты понимаешь под церковью? С добром и злом тоже не всё просто, но об этом позже :)
los-nya 11-02-2010-19:51 удалить
Кхуман, ну ты говорил, знаю я. Но когда это твое мнение (твое в смысле твое), то это нормально, ты не будешь навязываться. Когда человек как-то думает, это нормально, и что он этим делится. И можешь как угодно относиться к институту церкви, но всех же, кто к нему как-то относится не стоит же называть идиотами или кем-то ещё. Разве я не права? Любой церкви, и мусульман, и кого угодно. Я вот верю в Бога, но поскольку есть туалет, где мы ходим в туалет, есть ванная комната, там моются, есть спальня, там спят, кухня, где готовят, лестничная клетка, где ждут лифт, лифт где едут, работа, где работают, магазин, где покупают. И как-то ты не будешь ходить в спальню за покупками или мыться там, а спать в лифте, если у тебя есть спальная - тоже не будешь. И так далее. Ну если верит человек в Бога, то нужно же иметь место, где можно с ним поговорить, если хочется, или подумать, но чтоб не отвлекало тебя. Не в туалете же и не на кухне это делать - там другое предназначение. Я знаю, что православие считает важным переемственность от апостолов, и священники при рукоположении дают клятву, что они не добавят ничего лишнего. И вот есть служба, трудно объяснить, обычно либо пафосно очень получается, либо вообще никак, но в общем если сказать, то это правда духовно сильное действо. А священники и прочие - чтоб было кому это делать. И настоящий хороший батюшка должен быть и психологом, и очень хорошим и умным человеком. Нет, конечно, он может, и не идеален, какие-то вещи не так сделает, скажет что-то не совсем корректно и прочее, но он же всё-таки человек. По-моему, это большая ответственность, но надо прощать людям маленькие оплошности. Я знаю, что везде есть плохие люди, или недалекие, или ещё какие-нибудь... Всякие разные. И в церкви, и вне. Просто все ищут идеальности, и не все находят. Напорятся на какую-нибудь бабульку рьяную, которая чего-то ляпнет на раскрывшуюся душу, которая чего-то ждет, ну или ещё чего. Я в Бога поверила в 17 лет по-настоящему, хоть и до того ходила в храм, сознательно подумала сначала головой, а потом пришло просто ощущение, да и верю я в чудеса, в некотором роде чудо там и было, сейчас уже не скажешь даже, правда или нет, но вера осталась в это. Ну ты сам сказал, что верить надо... Ну во что-нибудь. Для меня Бог - это Творец. Понятия не имею, как он это сделал и откуда он сделался, и чем закончится Вечность, но я верю. Ещё Бог - это Любовь. Поэтому он везде, потому что в цветочках, травках, птичках - везде любовь, и в солнышке, и в луне. А люди вот в себе единственные могут это убить. Любовь. Мне кажется, без Бога нет любви, а он - идеальная любовь. Можно и не ходить в храм, костел, мечеть, ещё что-нибудь, веря в Бога. Но знаешь, я не думаю, что я ошибаюсь в христианстве. Зачем же уходить оттуда, где тебе кажется, что правильно быть? Я знаю, мужчины любят рыться в сути, докапываться, но я не люблю, хотя у меня, я думаю, есть мозг, который умеет честно соображать. И ещё. Мне попадалось достаточно много батюшек, которые просто хорошие, как люди и как батюшки поэтому тоже. И поэтому, возможно, мне и неприятно, когда говорят о полном разложении этого института. И мне нечего дурного сказать про митрополитов и патриарха, ни Кирилла, ни Алексия Второго. А говорят... Всегдаа что-то говорят. И есть пословица про то, что церковь должна быть не из бревен, а из ребер. Это не о том, что не надо ходить в храм, а о том, что надо достойно себя вести, причем везде. В нас есть тоже частичка Бога, значит, мы тоже храмы. Это нормально, я думаю.
Кхуман 12-02-2010-14:29 удалить
los-nya, конечно, я не считаю всех религиозных людей идиотами или плохими людьми, хотя есть там и такие, как и в любой социальной группе) Есть люди которые слепо верят, есть такие которые не задумываются, так сказать не копают дальше общепринятых в среде догм. Есть и такие, которые получают серьёзную энергетическую подпитку, и если других источников нет, то прекращение этой подпитки равноценно потере смысла жизни. Думаю, что не открою для тебя большой секрет, если скажу, что за каждой религией стоит эгрегор, создаваемый адептами веры. И этот эгрегор, в каком-то смысле, - вполне живое существо, которое питается энергией верящих. Оно же дает подпитку особо рьяным (читай, больше других отдающим) и жрецам (священникам). И для эгрегоров мировых религий не составляет труда являть адептам чудеса, как то исцеления, озарения, видения и т.д. - эти траты сторицей окупаются! По сути дела, человек - это батарейка, способная выбирать, кому отдавать свою энергию. А иногда и не способная))) Теперь, что касается христианства и православия в частности. Я считаю, что это очень агрессивная религия, чуждая нам и к тому же искусственно созданная для нас. Христианство в буквальном смысле слова задавило родные верования народов европы. Оно же попыталось задавить родную веру на Руси, но не смогло до конца. Результатом стало поглощение, накладывание новых смыслов на старую, родную веру и обряды, которые были сильны в народе. То, что не удалось сделать силой, сделали замещением, подменой понятий, искажением истории! Так появилось православие, которое даже название своё позаимствовало у родной веры, исказив суть. Практически все православные праздники - это наложения чуждых нам праздников на наши старинные, которые были связаны с природными циклами. Поэтому для меня быть христианином равносильно вытаптыванию своих корней. А без корней, как известно, дерево не живёт.
los-nya 12-02-2010-20:04 удалить
Ну есть вот товарищи знакомые, интернетовские, которые занимаются продвигом родноверства, кажется, оно так, да? Ну у меня мнение такое, что тут дело не в том, куда ходишь, а что чувствуешь и веришь. Вера же это не только в Бога, но и вообще в разные вещи по жизни. Не хочу единственно ругаться ни на что. Понимаешь, противно мне от ругани.) Если честно, совершенно не интересовалась никакими такими вещами про адептов - сначала свершенно не задумывалась, потом... Потом было не до этого, а в принципе, не интересно. В смысле самой в этом копаться. Кто-нибудь что-нибудь скажет - я послушаю ,конечно. Но... Знаешь, на заборе тоже пишут, это так же бездоказательственно для меня, как ну не знаю... реинкарнация что ли. Нет, можно привести всякие доказательства и всё такое, но с чего бы мне в это верить? В некотором смысле это - не увижу - не поверю. Ну просто я думаю другое. Честно думаю, и предпочту лично самостоятельно заблуждаться, чем верить кому-то там. Ну я не знаю насчет подпитки кого-то и чем-то, то есть верю в подпитку, конечно, разнообразная бывает... Ну не знаю, я не чувствую себя оторванной от природы ничем таким, разве что тем, что живу в городе и всё такое. Мне кажется, это действительно как-то каждому свое. А как по-правде... Посмотрим. А я имею право считать как хочу) Вот.
Кхуман 13-02-2010-02:34 удалить
Безусловно, каждый человек волен заблуждаться, как ему вздумается, и я не исключение. Я не занимаюсь продвиганием родноверия, хотя многие их идеи мне близки (насколько я с ними знаком). У каждого свой путь, и нельзя сказать, что один путь правильней и лучше, чем другой, просто они разные. И каждый верит в то, что ему ближе. Доказывать ничего не буду, потому как тебе эти доказательства ни к чему))) Если возникнет интерес, появятся и доказательства.
los-nya 13-02-2010-09:10 удалить
Совершенно согласна насчет последней фразы)


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Пулман: богохульная сказка о серости разумных существ. | los-nya - Дневник los-nya | Лента друзей los-nya / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»