В далеком 1951 году проект квартала для необеспеченных граждан американца японского происхождения Минору Ямасаки (Minoru Yamasaki) победил на конкурсе, организованном властями Сент-Луиса. Ямасаки в своих проектах придерживался функционализма, то есть первичности утилитарно-практического назначения жилища по отношению к его форме. Основной материал — типовые блоки железобетонных плит. Крыши — плоские, этажность — средняя, крыльцо — с железобетонным козырьком, декор — прямоугольные плитки кафеля. Болезненно напоминает наши спальные районы, в которых мы живем до сих пор.
Основная идея обезличенных микрорайонов не в их простоте и похожести, а в принципе зонирования: в город люди ездят работать, а здесь — живут. И для жизни они обеспечены всем необходимым — три детских сада, универмаг, спортшкола, кинотеатр, ну и так далее. Однако рукотворные проекты, где все заранее обдумано и распланировано, платят за функционал перманентной угрозой забвения. Стихийно сложившиеся, хаотично-бесструктурные поселения все же как-то прочнее и устойчивее к штормам фортуны.
Итак, изначальный план проекта предусматривал два независимых квартала — тот, что для цветных, был назван в честь чернокожего Уэнделла Прюитта (Wendell O. Pruitt), летчика-истребителя времен Второй мировой, а второй носил имя Уильяма Игоу (William L. Igoe), некогда американского конгрессмена. Белого, само собой.
Но в 1954 году сегрегация была запрещена на законодательном уровне, и представителям различных культур пришлось жить вместе. Возникло муниципальное образование под объединительным названием (через дефис) — микрорайон Прюитт-Игоу.
Однако объединения не получилось. Расовые предрассудки глубоко проникли в быт рядовых американцев. А может, и не предрассудки это были вовсе, а что-то другое.
Некоторые прогрессивные архитектурные особенности тоже подлили масла в огонь. Например, причудливая схема движения лифтов под названием skip-stop: они останавливались только на первом, четвертом, седьмом и десятом этажах — с целью минимизации людских пробок. На деле это привело к росту числа преступлений, и многие «нормальные» жители просто не смогли оставаться в своих квартирах.
Как бы там ни было, в течение двух лет большинство белых поселенцев нашли себе жилье получше и покинули микрорайон. Неблагополучные элементы заполонили квартал, уровень преступности заметно подрос, а тут еще и бюджету объявили секвестр — в связи с эмиграцией.
Было несколько попыток спасти казавшийся таким симпатичным социальный проект, на что было-таки найдено около пяти миллионов долларов. Однако ситуация все более усугублялась. Под конец она стала настолько удручающей, что 16 марта 1972 года власти города приступили к сносу домов.
2870 апартаментов в 33 одиннадцатиэтажных домах, раскинувшихся на 23 гектарах земли, — все пропало. По иронии судьбы, сейчас на этом месте расположен один из самых престижных пригородов.
А к проектам Минору Ямасаки фортуна была особенно неблагосклонна: самое известное его детище, башни-близнецы Всемирного торгового центра, тоже были разрушены — 11 сентября 2001 года.
По материалам «Мембраны»