Настроение сейчас - Ы?Вот кем бы я была, если бы и здесь не написала про эту многострадальную Аленку Шванкмайера?!))))
И вот сейчас, когда осталось скачиваться последнему из архивов примерно минут 15...
Очень хорошая рецензия)
Владимир Гордеев: Ужасы тесного закутка
Начну издалека. Я вообще о личном. Рецензии не получится, потому что фильм меня стеснил и ужал. Опус Яна Шванкмайера "Алиса" — один из самых жутких фильмов, какие я видел. Нету в фильме саспенса, и никто с воплями не выскакивает из-за угла, но темная и глыбкая вода невероятной жути затопляет каждый кадр. Сюжет я перессказывать не буду — он тщательно повторяет сюжет кэрроловской "Алисы в стране чудес" (только диалоги сведены до минимума), — но опишу в двух словах начало. Мрачная и сумрачная комнатенка, в которой сидит девочка Алиса (вернее, Алена) и уныло швыряет куски серого сахара в чашку чая. Вдруг появляется белый кролик. В отличие от Кэррола, Шванкмайер даёт объяснение, откуда взялся этот кролик. А взялся он из темного угла. Испокон веков стояло там прчучело белого кролика и вдруг ожило: с отвратительным скрежетом повырывало из лапы гвозди, которыми было прибито к доскам, мстительно засунуло гвозди в рот, пережевало и выплюнуло. Потом с противным клекотом удрало. Алена — вслед за ним. Причем погоня происходит не на лоне британской природы, и ноги топчут не шелковистую зеленую травку, а путаются в грязных комьях земли. Потому что бегут Алена и кролик по бескрайнему совхозному полю. И ныряют не в кроличью нору, а в открытый ящик убогого скрипучего письменного стола. В этот фильме опосля будет масса душных пыльных коробок, ящиков, теснейших комнатенок. Ни одного глотка свежего воздуха вы не получите. Зритель будто попадает на сцену затрапезного кукольного театра: сжимается до размеров куклы, задыхается в пыли, как и настоящие участники действия. Сожрав пирожок или выпив пузырёк, Алена превращается… в куклу. И это, должен заметить, один из навязчивых моих детских кошмаров: превращение человека в беспомощную куклу.
"Алиса" — фильм-клаустрофобия, мрачная тянучка. Он вернул к жизни мои кошмары, — и в этом плане Ян Шванкмайер безусловно уникальный режиссер. Настоящий волшебник! Спасибо тебе, господин сказочник, что накормил меня массой негативных эмоций, вверг в пучины депрессии и вернул вкус к жизни.
Теперь мне окончательно ясно, кто лучший кино-сюрреалист. Ни Бунюэль, ни Ходоровский, ни кто бы то ни было еще (включая Гиллиама), не могут сравниться с Яном Шванкмайером!
С утра удалось посмотреть скачанные до этого двадцать две минуты сего счастья) Скажу однозначно - фильм невероятный. Просто все, что мы до этого могли видеть в самых извращенных и изощренных фильмах ужасов, как-то меркнет и съеживается перед величием Приключений Аленки, маленькой девочки, открытой для всего... Честно скажу - смотрю исключительно "ужастики". Фильм Хостел вызвал невольную улыбку, на Ужасе Амиттивиля чуть не уснула, хотя днем не сплю вообще, во время многочисленных Звонков, Проклятий, Темных вод, Красных Глаз и Пропущенных звонков вообще откровенно развлекалась, а тут... Испугалась. Это был страх неосознанный, из разряда животных. Страх перед необъяснимым, что ли... Перед нелогичным, недолжным. Действительно, банальной логике делать нечего было уже в Алисе Кэролла, но как жестоко с ней поступают здесь...
Фильм из тех, которые заставляют наш Здравый Смысл широко открывать глаза и рот, и порываясь с места, пытаться возопить возмущенно:
- Ну этого же не может быть!!!
А Шванкмайер, ехидно потирая руки, откуда-то издалека бэг-картинки междустрочно заявит, нахально и несколько хищно улыбаясь:
- А и не нужно!
Правильно, и не нужно. Не все должно быть, чтобы о нем можно было рассказать. Это ведь сказки, ну?.. Сказочный Белый Кролик, (вернее чучело кролика), обладающий огромнейшими ножницами, со здоровым аппетитом поглощает из обшарпанной кастрюльки алюминиевой ложкой древесные опилки, которые тут же высыпаются наружу через дырку в его брюхе... Интересно? Два раза я ждала акта зашивания сего нефизиологического отверстия. На второй раз Шванкмайер сжалился, и его Кролик, достав из ящика стола великолепную блестящую булавку, криво заколол дыру в своем теле, причем на потерях опилок это никак не сказалось)))
А касательно ящиков письменных столов - это вообще отдельная тема))) Но что-то я уже вконец расфлудилась... И это до полного просмотра) Страшно представить, что будет завтра... %)))
В общем. Что я думаю сегодня.
Фильм-условность. Некоторые моменты в нем циничны до восторга, некоторые - умиляют... Некоторые пугают... Там все зыбко и нереально. И в то же время... Обыденно что ли... До того обыденно, что даже камера оператора как бы "скучает"... Фильм-шок. Такого сюра давно не видела. И нескоро увижу, уверена...
Оттак.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]