Глава первая. Структура курса
Всередине92-го года мне впервые пришлось в Швейцарии попасть на конференцию религиозной
тематики. В фойе я увидел объявление, что в другом крыле корпуса проходит экономический
семинар. Он назывался «Духовные принципы менеджмента». Открывающим докладчиком был
Далай-Лама тибетский. Я на тот момент не представлял, какие могут быть духовные принципы менеджмента, и что там может делать далай-лама. Мне стало интересно, я пошёл и пять дней пробыл на этом семинаре, законспектировал, учебник с собой привёз и даже вам его сейчас продемонстрирую, на русском языке –«Менеджмент – библейский путь».Здесь пятнадцать тем – цельный курс. В процессе нашего общения мы поговорим о структуре его, из его он складывается, чтобы вы имели общее представление. Этот курс, который я прослушал в Швейцарии, сейчас вам бегло обрисую, а потом мы рассмотрим несколько тем более подробно.
Потому что одно из главных и первых качеств разума человеческого, способного эффективно работать– это способность к систематизации и структурированию Надо учиться классифицировать явления, предметы и вещи: сколько их, на какие полочки их разложить, как их организовать, сколько они стоят, как с ними обойтись? Это первая и главная наша способность от Бога, потенциально вложенная в человеческий разум. И нам наказано, не зарывать эту способность в землю, как талант, а пускать её в оборот, приобретать проценты. Помните, каким языком образным говорится? Пускать в оборот, рисковать, но приобретать проценты на это , в итоге, становиться богаче…и духовно, а, иногда и материально. Между тем и этим бывает связь. Почему у меня возникла идея проведения такого курса. Я не великий специалист по менеджменту, я не буду себя выдавать за того, кем я на самом деле не являюсь. Просто последние десятилетия моей жизни и служения, в том числе и в церкви на разных призваниях, продвинули меня задуматься об этом.
Я, например, регент хора. У регента хора есть и обязанности по организации работы коллектива – это и есть менеджмент. То есть, мы этим занимаемся, даже когда не думаем, что так называется.
И мы занимаемся менеджментом стихийно, эмпирически, опытным путём что-то делаем, просто не всегда выводящим это на осознание и не приводим в систему наши навыки и опыт. А на самом деле, куда мы денемся, если Бог нас такими сотворил, поставил среди творения и сказал: Храните этот Эдемский сад и возделывать его. Оказывается, изначально Бог нам дал цель, задачу и функцию – быть менеджером в Божественном саду. Что значит хранить и возделывать рай, как среду нашего обитания? Это значит организовывать жизнь и деятельность в этой среде.
В широком смысле, в очень широком и высоком, задача и призвание каждого человека – быть творческим, сознательным организатором и творцом этой деятельности, и субъектом этой деятельности. И, в итоге, менеджером. А вы думали, кто мы? Менеджеры – хотим мы этого или не хотим.
Если ты, например, настоятель прихода, ну, куда же тебе деваться, чтобы не заниматься экономическим, хозяйственным аспектом деятельности прихода, организационной деятельностью, планированием, осуществлением и даже контролем, за осуществлением этой деятельности? И батюшка, оказывается, в каком-то смысле и менеджер тоже.
Ну, а когда мне пришлось стать преподавателем в вузе, а затем и заведующим кафедрой, то мне, как заведующему, пришлось заняться и кадровой работой, потому что надо было набрать, минимум пять преподавателей, чтобы кафедра была утверждена. А это было связано с такими то критериями, такой-то структурой, таким-то штатным расписанием. В итоге, все эти аспекты, каждому из нас на разном уровне и разном объёме, но знакомы. Мы живём в этом и вращаемся. И мы все руководители и менеджеры низового, среднего и даже высшего звена. Потому что если ты преподаватель в вузе, то тебя условно можно отнести к менеджеру низового звена, если ты декан, то может это уже соответствует руководителю среднего звена. Ну, а если ты ректор, то тебя можно уже отнести к руководителю высшего звена. И церковь так устроена. Настоятель прихода –
это, руководитель среднего звена. Патриарх или Папа Епископ – это руководитель высшего звена. Оказывается, куда не посмотри, все эти принципы, уровни, с большим или меньшим аспектом духовности, нравственности или прагматичности, но везде присутствуют и осуществляются на производстве, в политике, в семье. А как же? Ведь всё нужно согласовывать,
организовывать. Господи, прости! Семинарист Чернышевский чему учил нас? Разумному эгоизму!
И это был шаг вперёд и вверх, потому что не просто эгоизм, а разумный! Значит, твой эгоизм по каким-то причинам, вдруг позволил рядом с собой на время расположиться другому эгоизму. И эти два эгоизма нашли какое-то общее основание, цель для этого. А потом ещё и третий эгоизмик родился… И тут, хочешь, не хочешь, а приходится прикидывать и на троих соображать, чтобы всего хватило. В итоге, ну как без менеджмента? Выводишь ты его на осознание, или не выводишь. Хотя, лучше, вывести, но без крайностей, которые есть в любом деле. Потому что, когда сороконожка…выведет на осознание все движения всех своих сорока ног, она может потонуть в процессе осознания и перестать вообще двигаться. Почему все говорим о золотой середине и о какой-то мере разумной? Потому что, оказывается, стихийность и импульсивность действий и, как говорят на Крайне, «заразумилось» - заумь, когда ум за разум заходит – это две крайности. А мы всё время претендуем на то, что идём срединным царским путём, находим сбалансированное равновесие между крайностями. Значит и здесь надо находить баланс между инстикивными нашими порывами и импульсами, и той мерой осознания, которая является необходимой и благотворной. Я, правда думаю, что у нас больше
инстинктов , чем осознания, поэтому, мы не переборщим, если сегодня сделаем чуть-чуть крен в осознание. Курс «Духовные принципы менеджмента» структурно - состоит из пятнадцати тем.
Первый раздел – Специфика библейского пути менеджмента». Значит есть общий путь, типичный и классический для мира…, и есть специфические моменты, особенности библейского пути
менеджмента. И мы рассмотрим эти особенности. Там есть очень много совпадающего с универсальным общечеловеческим. Знаете почему? Потому, как всякая русская литература выросла из гоголевской «Шинели», так и светские принципы менеджмента вышли, оказывается из Библии. Ещё в Ветхом Завете читаем, что когда Моисей организовал жизнедеятельность народа, Аарон посмотрел на него, который круглыми сутками вёл приём, не разгибаясь, и говорит: Ты неправильно поступаешь, ты неправильно организовал работу. Ты должен выбрать тысячных, сотских, десятских, структурировать массу народа распределить объемы полномочий. Вопросы доступные им, небольшие вопросы, пусть они решают, а ты будешь решать только главные вопросы, которые кроме тебя, которые кроме тебя, действительно, никто не решит, и будешь осуществлять общее руководство.
И, написано: Послушал Моисей Аарона так всё устроил, и иначе дела пошли в Божьем стане. Разве это не менеджмент? Разве это не принцип организации? Написано уже в Новом Завете, что когда умножились ученики в общине христианской, произошёл ропот. То есть, когда количественный рост достигает определённой кризисной точки, начинаются проблемы. Что сделали Апостолы? Они собрали общее собрание всех учеников и сказали: Нехорошо будет, если мы оставивши молитву и изучение Слова Божьего, будем пещись о столах. Мы вам предлагаем: давайте изберём из вашей средств семь человек исполненных Духа Святого, мудрых, и поставим их на это служение.
И написано: И угодно было это всем, и поступили они так. То есть, это все принципы менеджмента, и их осуществляли и Моисей в Ветхом Завете, и Апостолы в Новом. И потом только эти принципы были приспособлены к светской жизни.
Поэтому есть совпадающие моменты, а есть выражающие специфику библейского подхода.