Доверьте Господу ведение вашего бизнеса
Один из основных вопросов, который встаёт перед нами в связи с поднятой нами темой – это вопрос о богатстве и о стремлении к нему. Словом «богатство» обычно принято обозначать такое состояние человека, которой больше связано с внешним, а не внутренним фактором существования. То есть, с материальным достатком, а не с такими обстоятельствами, как здоровье или моральное внутреннее удовлетворение. И, конечно же, богатство всегда считалось относительным. Человек, у которого в руках те сто долларов, которые он вынул из библии (помните историю о Форде?), конечно, богаче того нищего, у которого пятьдесят центов.
И это независимо от того, насколько счастлив каждый из них. Потому что можно быть счастливым, не имея ничего. Адам Смит относил в своё время богатство только к материальным ценностям, которые производят и потребляют человеческие группы и общества. Я же хочу, чтобы мы уяснили: для христианина богатство и деньги сами по себе это не априорное зло, а средство к жизни и служению Богу и людям. И не будучи наивысшей ценностью, богатство все же может служить добру, если не станет самоцелью в нашей жизни.
Помните, на одной из встреч мы говорили о таком термине, как «адиафора» и говорили, что в переводе с греческого это обозначает нечто безразличное в нравсвенном отношении, не добродетель, но и не порок, нечто не подлежащее моральной оценке. Так вот, богатство – «адиафора». Это означает, что само по себе оно нейтрально. Если ты это богатство употребишь на добро, богатство приобретает характер добродетели. А если ты это богатство употребишь на зло, оно приобретает характер зла, и в минус пойдёт не в своей природе, а в твоём отношении к нему и способе его употребления. Это очень важно. В Библии не написано. Что золото есть зло. В Библии прямо по букве написано, что «корень всех зол есть сребролюбие». То есть, серебро и золото сами по себе ни в чём не повинны, а твоя страсть в обладании ими и твоя чрезмерная любовь к золоту и его накоплению может стать корнем почти всех зол.
Поскольку богатство всегда можно потерять, именно поэтому мы не должны на него уповать,
во всяком случае, так, как на Бога. И к вещам более ценным, чем богатство Библия относит, знаете что? По буквальному тексту, например «страх Божий», хотя написано, что это только начало премудрости, а совершенная любовь изгоняет и страх. Мы с вами упоминали уде об Альберте Швейцере, он говорил, что страх Божий это благоговение. А Иоанн Златоуст писал: Я не Бога боюсь, а боюсь ниспасть с лона Его. Я боюсь оскорбить Бога и нарушить своим неблагоговением Его святость. И это уже не животный страх, а нечто совершенно иное. И, естественно, что выше богатства – мудрость, непорочность, смирение, праведность и душевный покой. Человек обретший все эти свойства и качества, он может приобрести дополнительно к ним, ещё и материальное богатство. Примером этого можно считать царя Соломона. Помните, как Бог послал к нему ангела и сказал: Ты можешь стать царём. Что тебе нужно просить от Бога, чтобы ты это призвание и миссию мог достойно исполнять? И написано, что Соломон не стал просить золото, богатство, головы своих врагов. Он сказал: Мне нужна мудрость. Чтобы организовать управление таким жестоковыйным народом, мне нужна прежде всего мудрость. И ему через ангела от Бога было сказано: Именно потому, что ты не просил славы, богатства, головы врагов своих, ты получишь мудрость, какой не было у других,и плюс к этому, получишь и то, что не просил. Когда мы так осознаем свою миссию и призвание, и просим у Бога то высокое, к чему мы призваны, то мы можем получить и то, что не просили….Когда дорастём до возможности правильного владения, распоряжения и управления им.
Богатство не редко ассоциируется с насилием, обманом, угнетением, но оно может быть и даром Божиим, и благословением свыше. Это очень важно, потому что сегодня есть как две крайности понимания. Одни проповедуют, как бы «Евангелие успеха», и мы слышим, как Глория Хоуплен, Луиза Хей нам говорят: Люби себя! Люби богатство! Люби успех, стремись к этому! Всё будет хорошо, раз с нами Бог! – и это одна крайность. Но вторая крайность – мнимый, ложный аскетизм. Когда говорят: Тело – это грех, деньги – это грех, телевизор – это грех, компьютер – это грех. А на самом деле, это ересь манихейства. Потому что, по православному Богословию, Бог –Творец Мироздания и всё, что Бог сотворил «добро зело». Даже зло, проявляется лишь в той мере, и диавол и демоны действуют лишь до тех приделов, до которых Бог им позволяет. Святые отцы и подвижники говорят: Зло не существенно. Оно существует. Существует твоё отношение к добру и ко злу. По природе ничего не является злом. Апостол Павел пишет в Послании к Римлянам, 14,14: «Я знаю и уверен, в Господе Иисусе Христе нет ничего в себе самом нечистого.
Только почитающему что-либо нечистым, для него оно нечисто». Значит, оно нечисто не в объективной природе вещества или процесса, а в твоём субъективном взгляде на это вещество или на этот процесс.
Перед нами часто встаёт вопрос, что же такое христианство? Святые отцы писали, что христианство – это не религия, это живая жизнь с Богом и в Боге. А когда религия – это не жизнь, а жизнь – это не религия, то у нас возникает вопрос: может ли быть религиозным бизнес? Или бизнес в религии?
Я не случайно это затронул, потому что вы знаете, что сейчас, когда Патриарх Алексий II заболел, то началась возня и борьба за трон патриарший. И выяснилось, что кандидаты основные на патриарший пост – главные бизнесмены…церковные. «Водочно-табачный митрополит», «Митрополит с большой дороги» - Кирилл Смоленский – так его по крайней мере называют в газетных заголовках. И интересно, что Митрополит Воронежский Мефодий – второй основной претендент – управляющий хозяйственными делами Московского патриархата. И является у нас такая крамольная мысль: этот бизнес или эта религия, и эта вера, и эта духовность, как они могут соотносится в отдельной личности и во всей нашей жизни. Может ли бизнес быть религиозным, или религия прибыльной?
Митрополит Антоний Сурожский писал: «Для того, чтобы не изменить истине, церковь должна быть слабой и бедной». Есть у него такая книжечка «О встрече». Я намеренно заостряю эти вопросы, потому что некоторые лицемерно шарахаются предпринимательской деятельности и
бизнеса, потому что, якобы, это светское дело. Мирское, а мы сохраним духовность, если не будем торговать. Ведь раньше считалось, что купец ни один не спасётся! Быть купцом и угодить Богу невозможно! Был такой период, когда считали, что и актёр не может спастись. Но это было временное явление, потому что в тот период на арене Колизея были такие «представления», когда живых людей христиан отдавали на съедение тиграм. И тогда просто ужас и страх был перед таким «театром» и такими «постановками», и такими «актёрами» и действующими лицами. И на этом этапе в христианстве возникло такое мнение, что тот театр, не может быть одобрен Богом. Но сегодня уже нет Колизея в том смысле, и сегодня на арене театра не отдают христиан на съедение тиграм. И, может, нам тогда стоит переосмыслить всё, и не шарахаться, как Некрасова, от исскуства и театра в монастырь, чтобы, якобы спастись от греховности актёрской профессии? Это всё крайности, не важно, что с одной стороны, аскетические, а с другой гедонистические – наслаждайся чем угодно: и исскуством, и предпринимательством, и бизнесом и не смотри на моральные ограничения. Если мы идём срединным царским путём и сохраняем здравость мышления, то мы должны всё это ценить иначе и сделать выводы, что существует понятие адиафора – нравственно безразличное действие, состояние или вещество.
Значит, первое, что мы уяснили: духовный человек, христианин не должен думать, что бизнес недостойное дело. Он только должен смотреть на него с духовной точки зрения, видеть, что это не самоцель, а средство. Это средство можно употреблять на высокую духовную цель, и тогда это средство оправдает себя, и к благой цели приведёт. Возьмём конкретный пример. Альберт Швейцер – лауреат Нобелевской премии, богослов, музыкант, органист, врач. Жил себе – образованный, благополучный, имеющий определённый статус и известность в Европе. Шёл однажды по городу и увидел скульптурное изображение страдающего негра. Посмотрел, порассуждал и сказал себе: «Я - европеец. Выходцы из Европы создали на американском континенте рабство. Я – клеточка духовного, телесного организма Адама – земного человечества. И часть вины Адама лежит на мне. Я должен взять на себя искупление, хотя бы части общей вины». И он поступает на специализацию врача по исцелению, вернее тогда ещё попыток исцеления проказы. Специально избрал такую болезнь! По окончанию образования едет в самое гиблое место Африки – Центральный Гобон. И там, в заброшенном курятнике, открывает госпиталь для лечения больных проказой – лепрозорий, на ото момент чуть ли не единственный в мире частный и благотворительный. И когда прошли десятилетия, и один из репортёров на какой-то конференции в Америке, спросил его: «Что вы там нашли в этой Африке? И вообще, вы счастливы, покинув Европу, цивилизацию, культурную среду и прозябая с вашими талантами среди прокажённых?» И он сказал: « Я нашёл в Африке место для служения, а это великое счастье для человека». Он воспринял свою жизнь, как служение. Служение – высокой идее, служение – людям, их болям и в этом нашёл счастье.
Вот мы и пришли с вами к сердцевине. И хочу сказать, что я пережил. Более двадцати лет я внутренне страдал, потому что думал, что не востребован, не реализован. Я пытался делать то, что соответствовало моим внутренним склонностям и желаниям. И видел, что это не всегда получается в тот период. И я думал: «Зачем я изучаю это богословие, другие священники просто машут кадилом, кропят кропилом, живут в двухэтажных особняках, ездят на машинах, а я сижу над какими-то книгами, рукописями, манускриптами. Кому-нибудь это пригодится когда-нибудь? Может, я не тем занимаюсь? Может мне тоже переквалифицироваться и тоже стать кадиломахателем, и буду жить ещё лучше их?»
Я нашёл внутренние основания остаться верным этому внутреннему призыву, и я продолжал через утраты, переезды, накапливать в себе то, что я считал Бог от меня хочет. И я могу сказать, что счастлив, что последние три-четыре года оно оказалось востребованным. Те двадцать с лишним лет оказались оправданными. Я не хочу сказать, что каждому нужно ждать двадцать лет реализации, оправдания своих усилий, наработок и действий. Я просто хочу сказать, что самое важное – быть верным ощущению внутреннего призвания. Григорий Сковорода сказал, что не может быть счастлив человек, если он не найдёт сродное для себя занятие. Это великое счастье, найти такое занятие, которое тебе интересно, о, что тебе важно, то, что тебе нравится, и знать, что оно приносит пользу другим людям.
В этом можно найти счастье потому что в этом будет возможность самореализации. Будет ли при этом какое-то адекватное финансовое вознаграждение или нет, это вопрос уже второй. И я это ощутил на личном опыте. Потому что когда пришлось ознакомиться, например, со штатным расписанием
Кафедры и беседовать с кандидатами на преподавателей кафедры религоведения, я беседовал с очень многими, потому что мне хотелось найти таких сотрудников, которые были бы единомышленниками., и этот процесс до сих пор ещё не закончен. Одни говорят: «А сколько там будут платить? Триста гривен в месяц?! Да, на что оно нам нужно это преподавание и это религоведение?!» И наш проректор вуза по научной и учебной работе однажды мне сказал: «В гробу я видел такое религоведение?!» Оно нас что, кормить будет?! Нам другие специальности нужны в вузе!».
Получать финансовую компенсацию за служение – это нормально, и это один из библейских принципов, но ни это должно быть главной мотивацией нашей деятельности. Вы помните, как Апостол Павел вспоминает слова из закона Моисеева: «Не заграждай рта у вола молотящего» (1Кор.9.9.), и говорит: Вы что думаете, о волах Бог печётся? Нет. Это в образной системе говорит, что проповедующим Евангелие он разрешил жить от благовествования. Оказывается. Получать финансовое вознаграждение даже за служение и проповедь – это нормально по библейским принципам. Его дальше Апостол Павел интересно говорит: Однако, я и этим не воспользовался, чтобы не дать кому-то повода, тому, кто ищет повода, упрекнуть меня в чистоте моих мотиваций и помыслов. Я трудился своими руками, шил палатки и от этого жил и за это не брал платы. То есть смотрите, дозволено(!), но человек ставит для себя планку ещё выше дозволенного. Это и есть духовный повод к осмыслению своего служения. Кстати, так можно проверить любого человека: учителя, проповедника, духовного лидера. Если лишить его финансового вознаграждения за его служение, и он всё равно будет его продолжать, это точно человек, призванный духом. А если он прекратит духовное служение после прекращения финансирования, то можно задуматься, а призван ли от Бога был этот человек.
И это одна из причин, почему даже в наших встречах происходят такие нюансы. Поломнические поездки мы стараемся построить так, чтобы дать возможность встречи с тем, кто финансово не может их оплатить. И если мы так мыслим и поступаем, то, в итоге, Господь благословляет наше служение. Я хочу вам засвидетельствовать, что это не просто абстрактные рассуждения, это практика моего служения. И я хочу, чтобы вы знали, что это не только моя практика, что не всё измеряется выгодой, это во всей нашей жизни и во всей нашей деятельности, если мы так настроимся смотреть на бизнес, на наше призвание, на нашу работу. А Господь, даёт обетование, Он говорит: Испытайте Меня, Проверьте Меня, Уплатите десятину с вашего дохода – отдайте её на святыню, а Я уберу гусениц с вашего виноградника, и вы во сто крат всё получите. Но вы, обкрадываете Меня, и поэтому нет успеха в ваших делах.(Мал.,3)
И вот теперь мы подошли к корневой сути духовных принципов менеджмента. Мы думаем, что это не моё тело, что хочу, то с ним и делаю: хочу – работаю, хочу лежу пластом и «отдыхаю». Мы думаем, что это моё время жизни. Мы думаем, что это мои дети. Мы встречаемся, представляемся и говорим: «Знакомьтесь, это моя вторая половина». Моя! Библия начинается такими словами: Сначала сотворил Бог небо и землю…, и человека. Господня земля, и всё, что наполняет её и вся вселенная, и все живущие в ней. Единственный Собственник и Хозяин с библейской точки зрения, это Господь. Когда мы ведём себя так, как будто мы собственники и хозяева всего, мы оскорбляем Бога, и обкрадываем Бога. И мы думаем, что мы влияем на Бога служением нашим – свечку Ему поставили?
Мы влияем на Бога когда игнорируем Его статус Творца, Создателя, Хозяина. Когда мы начинаем понимать, что всё, что мы имеем – не наше, а Божье, или, как говорил Апостол Павел: « Что ты вообще имеешь, чего бы не получил? Но ты получил это в аренду. Ты не собственник, а арендатор времени бытия, всех средств существования ресурсов, которые даны тебе в аренду, на время, для использования по определённым принципам, для определённой цели. Когда человек не осмысляет всё это концептуально, он действует вопреки Воле Божией. А Христос говорит: Испытайте Меня, поставьте эксперимент. Кто хочет узнать, от Бога ли сиё учение, пусть начнёт его исполнять и он убедится.
Это путь экспериментальной проверки, это путь реального опыта, это работа и это жизнь. Стоит человеку изменить установку жизненную и взгляд, на это моментально получит иной результат. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и остальное всё приложится вам», - сказал нам Иисус Христос.
Дальше очень важный вопрос. Стремление стать лидером, руководителем, организатором дела может ли быть добродетелью, или только пороком? Ведь некоторые говорят: «Карьерист! Захотел повышения по службе!» Так это что? Гордыня? Христиански неприемлемое действие и желание? Но давайте откроем Новый Завет, 1-е Тим, 3,1-2: «Кто епископства желает, доброго дела желает», «Епископ» - по-гречески означает «наблюдатель, надсмотрщик, надзиратель», И если ты не надзиратель, а заключённый, а ты хочешь сам стать надзирателем, грубо говоря в образной системе, то Священное писание говорит: Ты ничего ненормального не пожелал. Кто желает стать епископом, то, вообще, доброго дела желает. Интересно. Оказывается, Апостол Павел не осуждает стремление к повышению по службе. Правда, дальше там написано кое-что. Там перечисляется масса требований, каким должен быть епископ. Например, «епископ должен быть одной жены муж», А у нас «все епископы монахи»… А ведь это прямое несоответствие букве Священного Писания. И возникает вопрос: мы этим критериям и требованиям отвечаем? И в какой степени? может, поэтому, наши епископы и занимаются табачно-водочными операциями, потому что предшествовавших установок они не исполнили и критериям библейским не соответствуют? Стоит подумать над этим, по крайней мере. Потому что Христос учил одно, апостолы говоритли одно, а сегодня делается другое, а потом удивляемся, почему это не работает?! Потому что работает при определённых условиях. Исполняйте Божественные условия, и Бог вас благословит. Вы делаете для своей цели. И по своему, а потом удивляетесь что Бог вас не благословляет.
Дальше написано, что он те только должен быть одной жены муж, он должен быть ещё и хорошо управляющим домом своим». Он должен быть менеджером, прежде всего в своём домашнем хозяйстве, потому что, написано, что если он не умеет управлять своим домом, как он сможет управлять церковью?! Потому что семья это – специальная ситуация, в которую Бог нас помещает для того, чтобы научить любви-агапе – немотивированной, бескорыстной, божественной любви. Когда наш эгоизм приспасабливаться к другому эгоизму, а потом соглашается родить третий эгоизм, а потом ещё и сбалансирует интересы трёх и более эгоизмов, найдёт гармоническое их сочетание, хотя бы в виде разумного эгоизма – это уже школа, и это уже продвижение вперёд и вверх. И это та или иная степень готовности к тому, чтобы получить повышение. Потому что Бог говорит: У не имеющего отнимется и то, что он имеет, а имеющему добавится ещё. И мы читаем и думаем,: «Да что же это за принципы такие?! Не справедливо как-то! Мы бы, по социалистическому принципу распределения – не имеющему добавили бы ещё, экспроприировали бы экспроприаторов, а потом бы всё поделили поровну!». Так в том-то и разница, что это не божественные принципы, а большевистские и социалистические. А как же тогда понимать Божественные принципы? «У неимущего отнимется и то, что он имеет…»Ведь Бог тебе дал жизнь, как талант и, кстати дал тебе повеление: не зарыть его в землю, а пустить в оборот, приобрести на него проценты и умножить. Помните, что было сказано: «Верный раб, в малом верен, над многим тебя поставлю» И имеющему ещё дастся! Бог нас испытывает и проверяет в мелочах: Я тебе жену дал…Для чего Я тебе её дал, негодяй? Я дал тебе детей, Я дал тебе здоровье и способности. Ты куда всё это дел? Помните, что было сказано тому, кто зарыл свой талант? Раб лукавый и ленивый, мне такие не нужны в Царстве, выбросьте его во тьму внешнюю. Вот так, человек лишается и того, что Бог ему дал, одарив его бытием.
Вспомним притчу о неверном управителе – это же про неправедного менеджера…Что такое управляющий Божественным имением? Это менеджер оказывается. Там написано, что хозяин этого управляющего оставил, и пошёл на сторону далече. А когда пришло ему время возвращаться и спрашивать отчёта о результатах, и об эффективности управления, то управляющий пошёл готовиться к отчёту и обнаружил, что он управлял неправильно, он менеджер плохой. И он побежал к должнику, и спрашивает: Ты сколько задолжал хозяину? Тот говорит: сто мер пшеницы. Разорви расписку на сто мер и напиши, что должен пятьдесят. Тебе останется пятьдесят и из них ты двадцать пять, потом мне отдашь…
Когда меня завтра хозяин выгонит, и я сдам все дела, надо же мне будет на что-то жить. Но интересно написано дальше: И похвалил господин тот управителя неверного, за то, оказался догадливым. И говорит: Сыны века сего догадливее сынов Царствия Божьего.
Вот почему я поставил первой темой «Специфика и особенность духовного подхода к менеджменту». Потому что Бог и Священное Писание разделяет сынов века сего и сынов Царствия, и у них разные подходы к менеджменту, к ответственности и успешности деятельности.
Это обосновано на Священном Писании, что есть разные подходы, и есть разные сыны. Интересно, что мухлевать то мог и тот, и другой. Но интересно он мухлюет в пределах физики, и он мухлюет до пределов метафизики? Потому что дальше написано, что Господин его не просто похвалил, но и сказал: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным», чтобы, когда вы обнищаете, те, которых вы облагодетельствовали, приняли вас в Небесные обители. Эти загадочные слова в духовном смысле обозначают, ч о всё, что мы имеем – жизнь, здоровье, время существования – это богатство, но не наше, а данное нам Богом в аренду на время нашей жизни, и в этом смысле неправедное. Потому что оно тобой не заработано, а получено от Бога в дар, в аренду. Если мы тратим на ближних своё время, своё здоровье, свои способности, свои таланты, и результат своих талантов в виде доходов, оказывается, через это, мы приобретаем себе друзей богатством неправедным. Мой факт существования мне не принадлежит, Бог мне его подарил, пусть и через моих родителей. Если я понимаю, что это не моё и не держусь за это мёртвоё хваткой. Как написано: «В вас должны быть те же чувствования, какие во Христе Иисусе. Он не почитал хищением быть равным Богу, он уничтожил Себя Самого, принял образ раба и за это Бог превознёс Его». Помните, такие слова? Он был по природе Бог, но Он отложил Своё Божество и пришёл, как обычный человек. Чтобы стать успешным бизнесменом или менеджером, надо понять и осознать, что я по природе имею божественное предназначение. Я предназначен, не только стать успешным менеджером, я предназначен стать богом по благодати. Но, поскольку Бог мне это предназначил, И бог поставил задачу, и Бог обеспечил – это не моё, и я должен отказаться от этого по природе и зарабатывать своими свободными усилиями и совершенствованием накопления благодати. Может, это не совсем понятно, но это кеносис, это самоумаление. И поэтому, когда человек, который хочет начальствовать идёт под начало чьё-то, он отказывается от своей претензии на начальство. Это начинается самоумаление – кеносис. Христос говорит: «Уничижающий себя – возвышен будет, а возвышающий – унижен. И первые станут последними, а последние – первыми». Продвижение вперёд и вверх идёт через самоумаление и через самоуничижение. И прежде, чем стать мастером, надо стать подмастерьем, и надо согласиться с этим. И надо прийти к наставнику, к учителю, к гуру, к мастеру и начать брать уроки. И это называется - Евангельский подход. С этого начинается Евангелие: «Приготовьте пути Господу, прямыми сделайте стези Ему», А для этого всякий холм пусть понизится, а всякий дол пусть наполнится. Что обозначают эти слова? Они обозначают, что прежде, чем ринуться в менеджмент, , предпринимательство, надо осуществить некий само-маркетинг. «Маркетинг» - это что? Это исследование. Это умение оценить стоимость продукта, его востребовательность на рынке, возможность его поставки, обеспечение его продажи и получение прибыли с этого. Мы точно так же можем, по аналогии, «исследовать» и себя. Потому что, в каком-то смысле, это продукт – моё мышление, мои речи, в некотором смысле, и талант. Я должен знать, сколько это стоит. И вы должны знать, сколько это стоит. И вы должны знать, когда покупаете товар. Это образная система описания: для того, чтобы осуществить менеджмент, , надо сперва осуществить само-менеджмент. Чтобы достойным образом осуществить маркетинг, надо вначале осуществить само-маркетинг. Надо понять себестоимость товара, свою себестоимость – я что-нибудь стою или нет? И Евангелие в образной системе описывает эту оценку. Как приготовить путь Логосу? «Всякий храм пусть понизится,, всякий дол пусть наполнится», Потому что мера – это главная категория. И человек – «холмик» - с завышенной степенью притязаний, он говорит: «Что этот суеслов нам расскажет? Сам не менеджер, а рассказывает о духовных принципах менеджмента! Из Симферополя приехал, из провинции… Мы тут в центре всё видели и всех знаем и все заработали уже!» - так рассуждает «холмик». И ему Евангелие говорит:
Холм – понизься, и этим ты приготовишь путь Господу в себя, в свою жизнь, в свой разум,
в своё дело. А так рассуждает «дол» - человек с заниженным уровнем самооценки и притязаний? Он говорит: «Я неудачник по жизни, ничего у меня не получается. Я уже третий раз…пятый курс кончаю а всё без толку. Я не призван быть менеджером, я вообще не бизнесмен!
У меня ничего не получается, у меня нет инициативности, нет предприимчивости, какой из меня бизнесмен?!» И такому человеку не я, а Евангелие говорит: А ну-ка дол наполнись! Ты занимаешься свехдолжным, или недолжным самоуничижением? Такому человеку надо осознать своё достоинство и возвыситься, и тогда, может наступить преображение и придут другие результаты. Оказывается, для христианина норма и обязанность – обладать определённым чувством собственного достоинства, не переходящим в гордыню. И тогда приготовишь путь Господу в свою волю, в свой разум, в свои чувства, в свою личность, ты сможешь быть подготовлен к успешной, эффективной и прибыльной деятельности, в том числе и в менеджменте. Так вот, «холм» это – возвышенная самооценка, «дол» - заниженная, а средняя линия – это адекватная самооценка. Если мы идём путём золотой середины, то мы должны выйти на эту линию в своём самоочищении и самоосмыслении. Потому что, если Логос Божественный пронизывает всё мироздание, то естественно, когда мы приготовим путь Господу – Логосу в нас, и будем пронизаны этим Логосом, тогда и все наши дела и действия, в том числе и в менеджменте, будут пронизаны Им. И тогда им гарантированы успешность, эффективность и прибыльность. И как мыслят духовные предприниматели? Как мыслят христиане? Оказывается, можно и капитал приобрести и невинность соблюсти, и это получается у людей.
Но, смотрите, как они свои цели формируют. Каждый предприниматель, каждая фирма и каждая корпорация, прежде всего, формирует свою миссию – корпоративную стратегию - , тактику и цель своей деятельности. Вы знаете, если честно, когда я участвовал в основании вуза, то приехал соучредитель – американский профессор и на совещании говорит: «Давайте, сформулируем миссию нашего вуза, «, А наши выпучили глаза – преподаватели – преподаватели, учредители и удивляются: «Какая миссия у вуза может быть?!» Купоны стричь со студентов? А смотрите, как одна корпорация формулирует свою миссию, цель существования. Первая задача, знаете какая? «Чтить Бога». Всего два слова. Интересно! Собрались бизнесмены, чем заниматься будут? Первая задача – Чтить Бога, оказывается. И дальше расшифровывается: «Поскольку, мы Божьи творения, мир – Божье творение, то наша первая задача возблагодарить Бога за факт бытия и проявлять эту свою благодарность Ему. Мы верим, что наша причастность к христианству оказывает непосредственное влияние на всё, что мы делаем. Поэтому, мы будем вести дела компании так, как того требует наше понимание христианских моральных заповедей. Мы считаем, что всё, что мы говорим и делаем, должно быть во славу Христа».
Вторая задача: «Помогать людям преображаться к лучшему. Воспитывать людей». Это капиталисты! Не хватает только розы…Это у них такие цели и такая миссия корпорации! Интересная задача корпорации! «Мы считаем, что наша главная ценность – люди, работающие в данной компании, мы берём на себя обязательства справедливой оплаты труда, честного отношения к друг другу, заботы о развитии человека. Мы полагаем, что для нас также важны люди, для которых мы работаем и обязуемся помогать им овладеть соответствующими средствами управления, честно относиться к ним и всячески способствовать развитию человеческой личности».
Третья задача «Стремиться к совершенству в сервисе». Сервис – это служение – это самая важная наша продукция». Эта компания занималась производством определённой продукции, но они не поставили ни первой, ни второй, ни третьей своей задачей, например: всучить покупателям не мытьём, так катаньем нашу продукцию. Нет Они вот так сформулировали, что, во-первых, хотят почтить Бога своей работой, во вторых, помочь людям преобразоваться к лучшему, в третьих, довести дл совершенства сервис, обслуживание. Потому что, самой главной своей продукцией считала качество сервиса и обслуживания и служения людям. «Мы понимаем важность сервиса для наших клиентов и берём на себя обязательство немедленно реагировать на их запросы и проблемы. Мы будем усовершенствовать и улучшать эту нашу продукцию. Мы можем существовать, как компания, только удовлетворяя потребности наших клиентов, и наша цель – высокое в этом качество».
Четвёртая цель этой корпорации: «Извлекать прибыль», Только четвёртая цель! И формулируется экспликация – раскрытие этой четвёртой цели… Я нарочно её зачитаю, потому что это очень интересно. Как пишут эти капиталисты, но, правда, христиане, хотя для наших, это всё равно, что деревянное железо или круглый квадрат – христианин – капиталист… Тем не менее, ради достижения первой, второй и третьей поставленной цели, мы пожертвуем даже увеличением прибыли». Если извлечение прибыли, получение прибыли станет угрозой нашему долгу – почтить Бога, помочь людям преобразоваться к лучшему и усовершенствовать свой сервис, обслуживание, есл и получение будет мешать выполнению этих трёх задач, мы пожертвуем даже нашим повышением прибыли! Интересно, при такой формулировке, при таком раскладе и при верности такому раскладу – они процветают, Господь их благословляет. Я понимаю, что мы не сможем механически перенести их принципы, их структуру в нашу среду и на наших людей. Я не настолько наивен, чтобы не понимать, что, если мы сейчас так сформулируем и с такими формулировками выйдем за двери, то, вряд ли всё у нас тут же станет на свои места. Я прекрасно понимаю, что одно дело принцип, а другое дело, кому в руки всучить этот принцип, и что с ним сделает этот человек. И я думаю, что большинству людей может показаться, что это утопическая задача, в наших условиях мало осуществимая. Но, как мы уже говорили, что если мы не будем ориентироваться на Полярную звезду только потому, что она слишком далека и ни один корабль так и не уткнулся в неё носом, мы вообще, нарвёмся на рифы, потерпим кораблекрушение и никуда не приплывём. Поэтому, высокие цели и идеалы обязательно должны быть чётко сформулированы и служить нам моделью. Тогда мы будем видеть и степень нашего отстояния от достижения этого идеала. Тем более что мы в Школе Единого Принципа.
Но меня часто спрашивают: «Что это у вас там за Принцип… единый на всех? Какой-то не такой…. Лучше быть вообще беспринципным». И, в итоге, беспринципность становится искренней. Принцип – это Логос, потому что Библия начинается с такой строки в латинском тексте: Ин принципио креацио дэо. Это значит, что Бог вначале сотворил всё в Принципе. Вот так вот принципиально всё задумал, смоделировал, осмыслил и только потом начал воплощать, овеществлять, осуществлять. И, в итоге, всё получилось очень принципиально, очень прибыльно, и очень хорошо. А когда мы беспринципные, как нам говорят в народе: без Бога в душе и без царя в голове…и без прибыли в кармане – можно добавить. И именно потому без прибыли в кармане, без Бога в душе и без царя в голове. И «царь в голове» - это не дом Романовых, пусть на меня не обижаются монархисты, а «царь в голове» - это логос который господствует, кстати, не насилием, а любовью и уважением к свободе. Потому что всё, что нам даётся здесь, Бог прямо говорит: вы можете это принять, а можете наплевать. Я уважаю вашу свободу выбора. Но только потом не обижайтесь, потому что вслед за вашим выбором поступят последствия, и Я о них вас заранее предупредил.
Мы должны довериться Богу в ведении нашего бизнеса и нашей деятельности. Мы должны сделать всё, что можем от себя, а потом сказать: «Господи, Твоя воля». Очень интересно это проявляется на примере американского космонавта Джима Ирвинга, который совершил полёт на луну. После полёта, одна корреспондентка, не без ехидства спросила его «А вы господин Ирвинг, говорят верующий?» Он говорит: «Да», - «А вы,, когда готовились к полёту, уповали, надеялись на свою тренированность или на помощь Божью? И он ответил: «Я верю, что Бог дал мне разум, и телесные атрибуты и дал мне так же повеление совершенствоваться, сказав: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный», И я тренировал своё телесный организм, свои умственные способности для возможных для меня степеней совершенства. И поэтому я уповал на свою тренированность. Но не до бесконечности. Я не знал, что там, где не хватит моей тренированности, я могу надеяться на вмешательство моего Небесного Отца, Который заботливо смотрит за моей деятельностью».
Когда мы знаем принципы, изучили методы, верно действуем, мы сможем тогда сказать: «Господи, Ты видишь? Я сделал всё, что смог, а Та Своей благодатию дополни моё человеческое несовершенство. Освети умы, размягчи сердца, дай понять каждому по нужде, чтобы все приблизились к пониманию Твоего Откровения И твоей воли», Когда мы так молимся, у нас иной уровень восприятия. Когда мы так внутренне настроены на исполнение Воли Божьей у нас и в бизнесе иные результаты наступают Как написано в Деяниях апостолов:
Вы говорите, что мы сейчас пойдём и сделаем то-то и то-то…Но вы – жизнь которых пар, поднимающийся на малое время, а потом исчезающий, скажите: Если Господу будет угодно, и будем живы, то мы сделаем то или другое. (Иак.4.13.) И когда мы сделаем всё, от нас зависящее, а остальное будем вручать в руки Бога, то мы будем поступать по духовным принципам менеджмента и организации нашей деятельности. Ещё раз напомню вам следующее: деньги – это вспомогательное средство, а не самоцель. Поэтому, не может быть у фирмы корпоративная задача «сделать деньги». Больше того, хочу вам сказать, что за восемь моих посещений Швейцарии, я с первого раза сделал вывод, что там, конечно, высочайший уровень бытового комфорта и качества жизни, но я обратил внимание на ужасающую статистику: Швейцария: одна из первых стран в мире по количеству самоубийств. В чём дело? Уровень бытового комфорта и качества жизни высочайшие, а люди не хотят жить и способны в огромном количестве самовольно уходить из жизни. Оказывается, даже если ты сидишь на позолочённом унитазе, а не знаешь, зачем ты живёшь, тебе становится тошнёхонько жить. Люди так себя чувствуют и готовы повеситься на сливной цепочке этого же унитаза – от бесцельности, даже при высоком качестве жизни. Поэтому, если мы остановимся только на этом и не восполним другие уровни – метефизические, а не только физические, - у нас не будет полноты, целостности, удовлетворённости и ощущения цели и смысла. Вы знаете, был такой американский актёр Макс Линдер, его даже называют учителем Чарли Чаплина. Описано в его биографии, что он однажды испытал такой упадок сил, хандру, уныние, что пришёл к психиатру и говорит: «Что делать? Выручайте, а то просто жить не хочется!» А тот ему: «Мой совет: пойдите купите билет на один спектакль или фильм Мака Линдера, посмейтесь от души, и вашу хандру, как рукой снимет», - «Да я ведь и есть Макс Линдер… На работе я хохочу и сам всех смешу, а домой приду, и повесится хочется. Оказывается, мы иногда думаем, когда читаем, что какой-то миллионер за рубежом покончил с собой: «Вот дурак! Если бы у меня были его деньги, его особняк, его машина, его жена – голливудская красавица, я бы ни за что не покончил с собой! С жиру, видимо сбесился!» Да, у него всё это было, а чего-то не было, чего-то очень важного и ценного. И мы с вами подходим, действительно, к корню и сердцевине духовных принципов и организации всякой жизни и деятельности. Если нет иерархии ценностей, если нет системы этих ценностей, где ты видишь себя органической частью, а не механической, у тебя и не может быть ощущения ценности самой жизни и себя, как личности. Я рассказывал вам анекдот-притчу об упадке еврейского духа. Вы помните, какой мы сделали из него духовный вывод? Должен быть системный подход! Бог должен быть на Своём уровне и в наших понятиях, и в нашей жизни, и тогда Он благословит нашу деятельность. Чтобы интеллект был на высоком уровне развития, со своим объёмом полномочий. Чтобы сердце было там, где ему положено быть – в сердцевине всего. Чтобы желудок был на своём уровне, со своим объёмом полномочий, и их удовлетворением. Но чтобы в сё это было в единой, целостной, иерархически соподчинённой системе. И тогда нам Господь обещает и говорит: если вы доведёте до гармонического сбалансирования крайности – холм понизите, дол наполните, всё это расставите по своим местам, потому что Бог не есть Бог неустройства, Он есть Бог порядка. Если в хаос ваших мыслей, чувств и волевых побуждений войдёт Логос – Божественный порядок, то Он упорядочит это хаос, Он его освятит, и Он сделает его продуктивным, результативным, прибыльным…Потому что Бог нам говорит: Испытайте Меня, поставьте Царствие Божие и правду Его главными вашими целями – и остальное всё приложится вам, и Я вас благословлю во всём. Та пусть Господь нас благословит.