• Авторизация


«Духовные принципы менеджмента» 23-02-2009 00:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[240x227]

 

«Особенности и специфика духовного подхода к менеджменту»

    Вообще, различают всеобщее, особенное и единичное. Если не усвоить универсальные принципы, то потом непонятны будут частные выводы.  Давайте попробуем усмотреть в этой теме всеобщее, особенное и единичное. У всех здесь присутствующих есть всеобщие свойства и характерные черты.  Все мы, и мужчины и женщины – это только половина человечества.  Начинается уже частное деление на женскую и мужскую части человечества. Оказывается, не просто человек, а женщина. И мужчина от мужчины, и женщина от женщины отличаются. И это уже особенные свойства и качества.  Соединение всех свойств с индивидуальными, даёт в каждом конкретном случае  единичное, неповторимое, уникальное явление. В бизнесе тоже есть универсальные методы действия, а есть особенные, специфические. Если мы претендует на то, что духовные принципы без бизнеса это нечто особенное, то мы должны сперва определить, какие принципы являются всеобщими, а потом понять какое неповторимое личное явление выдаёт лидера и менеджера, действующего на духовных основах и этических принципах.

  Итак, всеобщим является мнение, что менеджмент включат в себя руководство и организацию деятельности людей в группе, чаще всего с целью получения прибыли.  Это одно из универсальных определений менеджмента, потому что, вообще то их много. К особенностям можно отнести раздвоение категорий на сакральное и профанное, мирское и духовное. Хотя эти деления весьма относительны: где начинается профанное и где заканчивается сакральное? Некоторые считают, что стирать пелёнки – совсем не сакральное действие, а мирское и не священное. Но если материнство – это божественное призвание и благословение,  а в Библии написано, ч о Бог сказал: Плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю, - то тогда и выполните части этого задания с любовью и осознанием своей миссии и предназначения, может исполняться не как профанное действие, а как сакральное священнодействие.  И граница между тем, где священное, а где не священное, получается очень тонкая. Это очень важно, потому что от этого зависит и отношение к делу, и настроение. И мы с вами уже вспоминали про тех строителей Шартрского собора которые совсем по разному воспринимали свой труд.  Любое действие, которое мы в жизни совершаем, в том числе и наше общение, можно рассматривать с этой позиции. Ведь некоторые могут считать , что это светское мероприятие и не духовное занятие.

   Однажды, кажется в Киеве, мне поступила записка (лекция проходила в страстную седмицу): «А это правильно, что в храме сейчас литургия идёт, а мы здесь сидим и лясы точим, пусть и на Евангельскую тему?» И люди иногда не могут это соединить, потому что привыкли рассматривать пространственно и внешне. Думают, что если в храме – о это священное, а если вне храма то не священное.  А кто вам это сказал?  Вы помните, как написал Омар Хайям? Стою в мечети, люди думают, что я с Аллахом разговариваю, а я в этой мечети несколько лет назад коврик молитвенный спёр, он у меня истёрся так я за новым пришёл… То есть, внешне положение человека в храме ещё не гарантирует, что он со священным настроением и со священными, а не профанными целями там находится. Отсутствие логики и выведения на осознание того, о чём мы говорим, лишает нас адекватного, правильного понимания нашего состояния.

 Если кто-то вошёл в храм или церковь, или вошёл в число крещённых, то это не значит, что он вошёл в число духовных и освящённых. Также как и если ты вошёл в бизнес, это ещё не значит, что ты бизнесмен. Это только потом выяснится.

    Итак, что же отличат духовный подход к руководству и менеджменту от мирского? В чём специфика?, и есть ли она вообще в библейском пути менеджмента и в духовных принципах его построения? Ответ находим в Евангелии от Матфея 20, 25-27: «Иисус же, подозвав их, сказал:  вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом», Всё очень просто, живые люди – Иисус из Назарета, Его ученики, просо люди, которым он объяснял, что будет Царство Небесное, и подошла к Нему мать сынов Заведеевых и говорит: Учитель, Ты так хорошо рассказал о своём Царстве. Будет Царство, а у Царства будет Царь… Но ведь нужна будет какая-то структура управленческая для руководства таким Царством?  Ты будешь Царём и, наверное, там будут вакансии, и ты будешь набирать какой-нибудь кабинет министров… Ты не устроишь моих сыновей так, чтобы они где-то там по правую и по левую руку от Тебя присели?... Настолько это человечно, настолько это понятно! Мы ещё в «Горе от ума» по школьной программе читали:

          

                                   При  мне служащие чужие очень редки

                                   Всё больше сестрины, своячницы детки.

                                   Как станешь приставлять к награде или к местечку,

                                   Ну,  как не порадеть родному человечку?

 

 

 

И Апостолы были такие же, и их мамы были такие.  Мать, она же хочет добра своим детям!  Это и две тысячи лет назад было актуально, и сегодня.  Но Христос ей отвечает:  Не знаете, чего просите, ведь так бывает у царей земных – они хотят господствовать над людьми и ищут высокого статуса и положения, а в том Царстве, О КОТОРОМ Я РАССКАЗЫВАЛ – В Царстве  добра, в Царстве Истины, в Царстве Любви и Красоты – там иные подходы. А какие иные?  Там: кто хочет быть первым, пусть будет всем слуга.  И мы видим, что, полемически заостряя, Христос делает различие между тем и другим подходом до противоположности. Вот в чём первая, ярко выраженная специфика и особенность духовного подхода к руководству и менеджменту!

 

Как определяют многие, что такое «менеджмент»?  Ясное дело, что «управление».  Но как управлять и кем управлять?   Очень часто можно встретить такое определение: «Менеджмент – это искусство заставить  работать других с наибольшим эффектом».  Для этого нужен менеджер, который и заставляет этих «других» работать, и управляет этим процессом, и в результате получает эффект и прибыль. Это одна из приемлимых формулировок, пусть и не очень глубокая, пусть не все аспекты отражающая, но бьющая в самое существенное.

   Но духовный подход к менеджменту состоит не в том, чтобы заставить, а в том, чтобы расположить, вдохновить, вдохновить и правильно мотивировать труд с самой высокой и глубокой стороны. Потому что просто «делать деньги» - это ещё не мотивация.

   Почему родились эти наши встречи и беседы? Это были пожелания некоторых бизнесменов и предпринимателей. Потому что я услышал от них такие слова: «Мы уже научились делать деньги, только не знаем, зачем мы их делаем? Во имя чего, с какой целью?  И иногда становится тошнёхонько, и уже делать ничего не хочется. А хочется концептуального осмысления: для чего я вообще живу, для чего я этим занимаюсь и что, в итоге, из этого выйдет? Кому это останется? Будет работать на добро или на зло?»  Оказывается, есть такие люди, которых это заботит, может даже и среди присутствующих… Потому что это то, что отличает человека от животного. Животное живёт инстиктивно, а человек ставит перед собой сознательные цели и сознательно стремится к их достижению.  Если мы живём инстиктивно, сами не знаем, зачем появились на свет, не ставим никаких сознательных целей перед собой и смысла не видим в нашей деятельности, мы ничем не отличаемся от животных.  Это грань, где мирской, светский и приземлённый взгляд и подход к организации, руководству, менеджменту, а где духовный и сакральный.  Нужно усмотреть высшие цели и высшую мотивацию! Метафизические цели надо усмотреть, которые идут дальше физики, выше физики.

   Но нам надо уточнить, что же такое человек? Это сплошная «физика», или в нём есть нечто метафизическое? В начале прошлого века, в Америке, просчитали весь минеральный состав человека: азота – столько-то, кальция – столько-то и т.д. А потом пошли в химический магазин и купили согласно полученному списку все элементы, которые обнаружили в телесном организме человека.  Общий счёт составил 1 доллар 95 центов Вот такая нам с вами красная цена в базарный день!  Химическому составу нашего организма. Но мы так понимаем, что у нас кроме скелета, кроме мяса, нарастающего на этих костях, кроме павловских слюней и бехтеревских сухожилий есть ещё и какие-то мысли, какие-то чувства, какие-то цели, какие-то задачи – это то нечто, что идёт дальше физики.  И это, оказывается, определяет метафизическое значение личности, её статус и место в жизни. И этим отличается мирской, светский подход к личности от духового. Он смотрит дальше «физики». Он видит метафизическое обоснование.

   Рассказывают, что в раннее средневековье христианский миссионер беседовал с одним из европейских королей. Беседа проходила вечером, и во время её из полумрака ночи залетела птица, пролетела через зал и, вылетев через противоположную дверь, скрылась во мраке ночи. И король говорит: «Жизнь человеческая подобна этому полёту. Мы из мрака, темноты, неизвестности появились на время, промелькнули, и опять уходим во мрак и неизвестность. И если учение христианское даёт нам нечто понять из того, что было до этого, и надежду на то, что что-то будет после этого, это и есть одно из наилучших учений». Он потом принял христианство.  И в глобальном плане, и в локальном, в применении к жизни отдельного человека, это имеет вот такое значение – усмотреть метафизические цели и основания и включить их в нашу жизнь. И когда возникает вопрос не только «как делать деньги», но и «для чего их делать» - уже это отличает человека от животного и переводит его в статус существа духовного.

   Итак, для мирского подхода характерно желание господствовать, а для духовного – желание служить и помогать. Кстати, Иисус Христос сказал: Сын Человеческий пришёл в мир не для того, чтобы Ему служили, а Сам пришёл, чтобы послужить другим. Помните, в Евангелии от Иоанна об этом написано?  Возникает интересный вопрос: мы совершаем богослужения и думаем при этом, что мы служим Богу и Христу.  Но он прямо говорит: Я не приходил для того чтобы Мне служили и организовали служение других. Я сам пришёл, чтобы послужить людям. Интересная мысль, на мой взгляд. В Библии написано: Какое удовольствие Вседержителю праведен ты или нет? Это нужно не Ему, а тебе самому. Даже по абстрактному определению катехизиса, Бог – есть Дух Вседовольный и Всеблаженный.  Что это означает? Это значит, что к Его внутреннему блаженству внешние существа и внешние действия ничего добавить не могут. Он самодостаточен в Любви.  Богу Самому вроде как ничего не нужно. Мы думаем, что мы Богу что-то даём, мы думаем, что мы Богу помогаем…Когда Бог сказал Саре: Родится у тебя сын!  Время шло, а сына всё не было, и Сара решила «помочь» Богу. И они с Авраамом через служанку Агарь «помогли Ему». Им так казалось! Но наши попытки «служить» Богу, наши попытки «помогать» Богу, наши попытки сделать что-то для Бога основания особого не имеют, по словам самого Христа. Он не хотел, чтобы Ему служили, Он пришёл, чтобы нам послужить. Эта образная система, это язык Священных Писаний. Но вы подумайте, почему некоторые считают, что религия сама по себе  - это нечто Божественное? Парадокс какой-то! В раю религии не было. И когда они восстановлены будут на новой земле, под новым небом, в новом Небесном Иерусалиме, то в видении Иоанн увидел, что храма в нём не будет! Почему? Да потому что написано: Бог был с людьми, люди были с Богом, и уже не было нужды в каком-то внешнем посредничестве и знаке.

    Но вернёмся к теме. Мы не хотим лицемерить и говорить, что нам не нужны деньги. Деньги нужны всем, и это нормально. Вопрос в другом. Готов ли я принести в жертву приобретению денег свою честь, своё достоинство, свою совесть? Готов ли я ради этой цели переступить через что-то не допустимое? Вот этим отличается духовный и нравственный подход к осуществлению менеджмента от мирского и светского, в действительном смысле этого слова. Цель не оправдывает средства! Это большевики приписывали иезуитам, но на самом деле, как утверждает психоанализ, они проецировали на иезуитов свои собственные понятия и состояния. И нам теперь это известно. Я только недавно узнал что Дзержинский был из дворянской семьи, в корой было  девять человек детей, и его готовили в священники. Он собирался стать священником! И только на восемнадцатом году жизни поставил себе другую задачу…

   В 18 лет, или в 48 лет, но мы выбираем себе путь, цель и средства, которые нас к этой цели приведут.  И возникает очень важный для всех вопрос о том,    пойдём ли мы через трупы, через кровь, через попрание своей совести, законов и людей нас окружающих, или мы будем идти к достойной цели достойными путями и достойными методами? И это коренной вопрос и главный вопрос: стоит ли заниматься менеджментом, и какую деятельность организовывать? Веди можно стать менеджером мафии и эффективно осуществлять организацию этой деятельности и, в общем-то, иметь неплохие дивиденды.  Но главный вопрос в другом, и это основной вопрос философии: стоит ли вообще жить? Стоит ли жизнь того, чтобы прожитье, и стоит ли она того, чтобы прожить её нравственно?  Это основной вопрос философии, но это основной вопрос любого деятеля, в ом числе менеджера. Вы можете сказать, что я сейчас завысил постановку этих вопросов. Номы ещё раз вспомним, что если мы желаем переправиться через реку с бурным течением, то нам, чтобы попасть в намеченную точку, надо брать намного выше и тогда, когда течение жизни нас снесёт, мы хотя бы останемся внутри стремления к очищению человека, не умертвившего в себе совесть.

   «Мотивация служения» - из Благодарности Богу за бытиё и спасение, а не наёмническое: а что я буду иметь?» Конечно, мы это редко осознаём сразу, к большинству людей это приходит задним числом и на позднем этапе развития и созревания.  «Философия мирского менеджмента является чаще всего безбожной и эгоистически материальной, и власть руководителя рассматривается, как средство принуждения  манипуляции людьми».  Я недавно просмотрел книжечку «НЛП в бизнесе», и там откровенно пишется, что если вы сейчас изучите вот эти и психологические тонкости и будете эту методику применять, то будете крутить людьми, как захотите.  Но разве цель «крутить людьми?» Потому уже есть и «Анти Карнеги» и антиманипулятор, и это тоже входит в часть нашего осознания.  Если к нам подойдёт лукавый или злой, неважно кто – человек или демон – мы должны уметь ему противостать. И поэтому, если к нам подойдёт какой-нибудь коммивояжер, который нами манипулировать собрался мы не должны поддаться на манипуляции, а для этого мы должны это осознать и овладеть методикой антиманипулирования. Христианский лидер не призван строить из себя босса перед коллегами и сотрудниками, но помогать совместно осуществлять Божье дело.  Поэтому даём другую формулировку: «Менеджмент – это исскуство оказывать сотрудникам поддержку во время совместной работы».  Царю Ровоаву – сыну и наследнику Соломона, советовали духовные посвящённые люди: Если услужишь этим людям, то они служить будут тебе. (3-я Книга Царств, 12,70 Это очень интересно, что, начиная с Моисея и с Аарона, Соломона и Ровоава, В Ветхом Завете высказаны глубочайшие и тончайшие наблюдения о том. Как действительно руководить людьми с учётом их духовности, без расчёта.  Хотя этого элемента в Ветхом Завете не может не быть, потому что в основе Ветхого Завета стоит принцип эквивалентного воздаяния6 ты – мне, я – тебе.  Ты с ним ласково.  Это конечно, Ветхозаветный принцип6 «Око за око, зуб за зуб», пирожок за пирожок. А в Новом Завете нам говорят: А ты не воздай злом за зло, воздай добром даже тому, кто тебе дал добра и сделал. И так ты превзойдёшь праведность фарисеев и книжников. И это будет Новый Завет, и это будет высшая ступень.  Это очень важно понимать, потому что в Ветхом Завете принцип эквивалентного воздаяния работал в другой среде и на другом уровне развития. На том уровне «зуб за зуб» было прогрессом. Потому что перед этим уровнем, на уровне полного варварства и дикости, было так: если ты мне один зуб выбьешь, я тебе все тридцать два пересчитаю…  И это было не эквивалентное воздаяние. Поэтому, установив принцип: один зуб тебе выбили и ты один – это был прогресс.  А Христос нам говорит: Вы    считаете себя продвинутыми? А это значит, что тогда ни одного зуба не выбей никому. Милосердие превозносится над судом – так написано в славянском переводе.  Милость выше справедливости! По справедливости, может быть, и надо ему зубы пересчитать, а по милости, оказывается, можно и не пересчитывать.  И возникает корневой вопрос. И возникает корневой вопрос, когда описывается в Евангелии, как бы «биржа труда». Можно так её назвать современным языком. Помните, хозяин начал призывать к труду работников и говорит:  Идите, совершайте работу, и я заплачу вам по динарию.  И, написано, пришли люди с утра и начали работать. Он вышел в обед и тоже говорит: Заплачу по динарию за работу, идите работайте. И потом в конце рабочего дня вышел, в одиннадцатом часу, и увидел не работающих.

И говорит:  Приходите и вы, я и вам заплачу по динарию.  И когда в 12 часов ночи закончилась работа, и он всем раздал по динарию, те, которые начали работать с утра, возроптали, потому что они вынесли всю тяжесть труда полного за весь день, и весь зной, а пришедшие около одиннадцатого часа тоже получили по динарию. Но сказал хозяин:  Я с вами договаривался за динарий? Я выполнил условия договора. Какие ко мне могут быть претензии? Всё справедливо. Но оказывается, он думал не только, о справедливости Как писали наши большевики – социалисты, что при социализме будет оплата по труду. А когда социализм перерастёт в свою высшую фазу – коммунизм, то оплата будет не по труду а по потребностям.  Забыли? А это, оказывается, всё из Евангелия! Христос, когда рассказывал эту притчу, иллюстрировал этот принцип, ч о работодатель должен смотреть не только на меру труда и  справедливого финансового вознаграждения за труд. Он должен смотреть и на потребности человека и его семьи. И около одиннадцатого часа пришедшие тоже получили по «динарию», тоже получил спасение от Бога. Но, самое главное надо чтобы работодатель думал не только о том. Как эффективно сможет выполнять работу человек, а ещё и о потребностях его семьи.  Представьте себе того человека, который, который простоял весь день на бирже и нанят не был? Он стоял и думал: «Сейчас приду домой., что же я скажу жене и детям? Не было работы, не наняли, будем ложиться спать голодными», Вот почему хозяин и этим дал по динарию. Оказывается, духовные принципы менеджмента не смотрят буквально и сухо на возможность эквивалентного финансового вознаграждения за внесённый вклад. Они способны смотреть шире и глубже, и полнее учитывать  метафизические моменты, невидимые моменты, и моменты милосердия, которые выше справедливости. Вот нам ещё один, очень важный духовный принцип в менеджменте.  Авторитарно-командный подход в работе лидера, менеджера  вызывает внутреннее недовольство и отрицательное отношение к таком у методу руководства. Надо не делать акцент на том, что я руковожу вами, а вы – подчинённые и думать не должны!  Есть Сталин, он сидит в Кремле и думает за всех! Есть менеджер, есть шеф, есть лидер… Как у нас в церкви иногда говорят: «Ты хоть и умён, но не игумен!» Поэтому я командую монастырём, я указываю то, куда таскать и где закапывать. Люди везде одинаковые – хоть в армии, хоть в монастыре, хоть на производстве.  Но, оказывается, хоть в монастыре, хоть в светской жизни, но это не христианские методы и стили руководства. Если не изменить своё понимание задач, целей , методов руководства, управления как хотите – то не изменять результатов этого процесса. А значит, этому надо учиться, в этом надо упражняться.  Иисус Христос учит нас не злоупотреблять властью и не подавлять людей. Это очень важно, потому что вы знаете, что он уважал свободу выбора. Ведь он мог бы сказать: Иуда, Я приказываю тебе, не делай того-то и того-то! Но Он даже отрицательный выбор Иуды не перечеркнул Своей властью. Вы помните?

Поэтому, я думаю, что вас не стоит многими примерами убеждать, что когда менеджер, лидер,  руководитель ведёт себя так,  что его сотрудники говорят: «Он видит во мне не личность, а машину! Он интересуется лишь моей спиной, а не головой. Он говорит.

Что мне платят за работу, а не за мышление – мне работа, а ему почёт. Он сам принимает все решения, а я гожусь лишь для того, чтобы их исполнять». Конечно же,  это мирская философия. Духовная философия менеджмента до противоположности иная.  Итак, что же говорит по этому поводу учебник «Менеджмент – библейский путь»?  «Кому доверено руководство духовным делом, тому нужны духовные концепции. Чтобы заставить других выполнять работу, мир пользуется властью.  Но Библия учит, что власть даётся для того, чтобы служить другим, а не господствовать над ними. Духовные люди должны руководствоваться библейскими концепциями менеджмента, при которых на первом плане стоит поддержка и помощь сотрудникам..  Вот четыре элемента такой успешной организации: общность благой цели; единство всех участников; эффективная система коммуникации и следование Божией воле.  Последнее, важнее всего», Четыре основных элемента успешной организации – общность и благость цели.  Цель должна быть общая, достойная и благая Единство всех участников – нужно согласиться эту цель достигать вместе, благую цель.  Эффективная система коммуникации и соответствие этой Божией воле в этом деле. Потому что, к великому сожалению, часто возникает рассогласование между целями, которые поставлены Богом перед этим мирозданием, перед этим миром, перед каждым человеком в жизни и тем, что ему говорит его плотское «я», его эгоизм, его самость.

Возникает несогласованность и, в итоге, человек не соблюдает принципов, а потом ещё обижается, на Бога в том числе.  Вы помните, даже Иов, когда сыпались на него несчастья и утраты,  говорил: Это несправедливо! Я буду судиться с Богом!

    Человек  должен ощущать, что он ему нужен,  потому что есть базовые потребности человека, и одна из базовых потребностей человека – это потребность в защищённости.  Когда человек чувствует, что он принадлежит к какой-то организации и группе, где он нужен, где ему рады, он, даже полностью не осознавая, начинает испытывать внутренний комфорт, чувство защищённости. Поэтому нужно стремиться, чтобы каждый человек, который находится в группе, или в общине, или команде, испытывал ощущение нужности.

Может быть, это и не легко, но если мы так организуем дело, что каждый отвечает за какую-то конкретную часть, у каждого человека есть задание и каждый про себя будет думать, если я эту часть работы не сделаю, то не будет достигнут эффективный результат.  Это в конечном итоге, и даёт людям столь необходимое чувство нужности. А мы думаем: «Я сам всё сделаю! Буду я обременять того или другого…, да он ещё и не сделает так, как надо!».

   Это очень важный момент, потому что сегодня нам хочется иногда применить дисциплинарный метод, чтобы, якобы, остановить зло. Но, оказывается, важнее оставить свободу выбора человеку, даже свободу выбора зла. Вот, например, наш ребёнок. Он желает купить себе что-то, а мы считаем, что ему это не пойдёт на пользу. Нужно дать возможность иногда, в меру, получить ему отрицательный опыт принятия неудачных решений и несение последствий своих собственных решений. Так наш ребёнок созревает к тому, чтобы потом принимать ответственные и правильные решения. И часть негативного опыта он обязательно должен получить. А без этого мы его оставляем инфантильным, не созревшим, не способным к самостоятельности, инициативности, предприимчивости и в итоге, это всё на нём потом сказывается. Поэтому, он должен иметь право на возможные ошибки, исправление ошибки и несение последствий своей собственной ошибки. И Бог, уважая свободу выбора, позволяет человечеству совершать ошибки и в истории, и своей жизни, хотя мог бы остановить. И поэтому многие, которые не понимают духовных принципов руководства, они ропщут на Бога. Советский поэт Александр Кушнер писал в поэме, посвящённой Яношу Корчаку:    

                                                                 Где был любимый вами Бог,

                                                                 Когда Освенцим был зажжён?

                                                                 Или, как думает Бердяев,

                                                                 Он самых слабых негодяев

                                                                 Слабей, заоблачный дымок?

                                                                 Один возможен был бы Бог,

                                                                 Идущий в газовые печи

                                                                 С детьми, под зло подставив плечи,

                                                                 Как старый польский педагог.

 

 

 

  

 

 

 

 

Советский поэтому когда-то думал, что вот если бы Бог был такой и действовал бы вот так, как мы Ему предписываем, то такому Богу мы разрешили бы существовать.  У нас свои понятия о справедливости и о Боге, и о Божественных принципах действия.  Но Бог нам говорит: Мои мысли – не ваши мысли, и Мои пути – не ваши пути, и как небо выше земли, так и Мои мысли выше мыслей ваших, и пути Мои выше путей ваших.  И мы должны довериться Богу даже в ведении нашего бизнеса и нашей деятельности.  Мы можем делать всё, что можем от себя, а потом сказать: «Господи, Твоя воля». При этом очень важно, как человек совершает своё служение, особенно его социальную часть.

 

   В Москве патриарху стало известно о факте, что иногда человек приходит в храм за кокой-то неотложной нуждой, то священник отмахав кадилом на литургии, или уходит домой, или спит где-то в комнате отдыха для духовенства. И служки, свечницы стараются оберегать его покой и говорят: Батюшка устал после службы, поэтому идите в другой храм, там службы реже, прихожан меньше, у батюшки меньше работы, и вам там отслужат панихиду, молебен или посетят больного и причастят его на дому», 

И в итоге, лишь в третьем храме священник согласился пойти на дом к тяжелобольной, но его прихода она не дождалась, умерла… И патриарх пишет: «За организацию такой мнимой заботы о таком батюшке, который является не милосердием, а жесткосердием по отношению к нуждающимся, должны отвечать все настоятели. Неужели забыли пастыри, уклоняющиеся от должного служения своей пастве, что при необходимости напутствия умирающего больного на дому, или в больнице.  Оказывается, служение отдельной личности при его переходе в вечность важнее всех наших временных служений и  богослужений! И это лишний раз подтверждает то, о чём говорит в Обращении сам патриарх, что одна из самых важных задач сейчас у духовенства – срочно повышать свой образовательный уровень. Как он писал: «Мы не можем надеяться только на диакона Андрея Кураева и профессора Осипова», А всё остальное? Поэтому, когда мы встречаемся, мы фактически осуществляем требования Устава по проведению вне богослужебных собеседований с народом.  Это древнее предписание Устава.  Кроме совершения литургии, у священника есть обязанность постоянно совершать вне богослужебные собеседования.  Я себе и вам напоминаю, что согласно духовному регламенту, у священника три основных задачи. Первая и главная задача – проповедывать Евангелие. Вторая задача – жить в соответствии со своей проповедью, чтобы твои поступки не перечёркивали твоих слов. И только третья задача священника – совершать требы, богослужения, литургии, кадить кадилом и кропить кропилом. Сегодня у нас всё перевернулось.  У нас совершение треб на первом месте, проповедь в лучшем случае на втором, а жизнь в соответствии со своей проповедью – это вообще отдельный долгий разговор…  Поэтому, когда мы с вами говорим, что в церкви всё не так, как надо», об этом поёт, оказывается не только Высоцкий, об этом «поёт» и патриарх с одра болезни. Если прихожане, верующие, будут это видеть, осознавать и напоминать духовенству, может и духовенство подтянется?  Очень часто люди говорят, что у них не способностей, нет дара предпри нимательства и управления. Но я хочу напомнить, что харизма – дар, одарённость в бизнесе и предпринимательстве может быть даром свыше, а может быть плодом наших собственных усилий. Кстати, 12-й главе Послания к Корифянам, в 28-м стихе есть интересный момент. Там среди даров перечисляется. Например, и дар организации – управления, а управление – это же синоним слова «менеджмент».

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Духовные принципы менеджмента» | ПРАВОСЛАВНЫЙ_АРХИВ - До100верно | Лента друзей ПРАВОСЛАВНЫЙ_АРХИВ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»