Руководство – управление – менеджмент.
Вот почему существует школа и вот почему существует методика, вот почему существует призыв. Вы думаете, все были юные среди последователей Иисуса Христа? Мы с вами знаем, что юным был один только Иоанн Богослов. И, наверно, какой-нибудь Пётр или Павел думали: Мне 65 лет, чего это мне менять религию, идти в какую-то школу? Но что Павел сказал? «Я был из иудеев иудей, из фарисеев фарисей» и по правде законной жил непорочно… Он был вполне приличным, респектабельным человеком. Но. Говорит, когда я встретился с Логосом, со Христом, всё это почёл за сор и не стал советоваться с плотью и с кровью, и не почёл себя чего-то достигшим, а забыл заднее и устремился вперёд. И мы видим, что и в шестьдесят пять лет, и в семьдесят можно достигнуть того, что сегодня апостол Павел считается, после Петра, вторым основателем христианства, тем, кто сформулировал богословские идеи христианства.
Некоторые мне говорят: «Это нашим детям, молодёжи можно начинать, нарабатывать, плоды какие-то приносить, а что мы-то? Мы своё уже отжили!» Как некоторые шутят: «Если к двадцати годам ума нет, то и не будет; а если в тридцать лет жены нет, то и не будет; а если в сорок лет денег нет, то уже и не будет!» Наш народ привык обобщать свои наблюдения и опыт в таких выводах. Но это, если не брать в расчёт христианство, устремления, Божию помощь. Из этого народного правила бывают исключения. Например, Тициан написал свою картину «Оплакивание Христа» в 85 лет. Одна моя знакомая женщина-христианка в 51 год поступила в Цюрихе на факультет славистики и стала изучать русский язык – сестра Марта. И до 87 лет прожила, многим помогла… Так что никогда не поздно начинать плоды усилий собственного духа, потому что дух, данный нам, вечен в своём предназначении. Можно в 50 а можно в 30, можно в 70 начинать и продолжать. Архиепископ Михаил Мудьюгов в 86 лет начал брать уроки игры на скрипке. Журналистка его за этим занятием застала и говорит: Это вам зачем? Уже одной ногой считай…, а вы за скрипку взялись…
А он говорит: У меня вечность впереди, я уже должен как-то к ней подготовиться! Меня, может, пригласят там в ангельский хор, поручат петь теноровую партию, а я даже нот не знаю, начну фальшивить! В том числе, и духовным принципам менеджмента, и технологии организации бизнеса.
Эти принципы проверены тысячелетиями и выжили! Это эффективно работающая система в самых тяжёлых условиях. Разве в благоприятных условиях Христос начал Свою деятельность?
В Римской империи при Нероне, в катакомбах, на положении гонимой секты, потому что государственной религией была другая! Когда были благоприятные условия? Может быть иногда, в какие-нибудь средние века, или ещё, когда бывали моменты, что церковь становилась сама господствующей и гонящей других, были более благоприятные условия… Но в том-то и преимущество и эффективность этой системы, что даже в самых неблагоприятных условиях она эффективно работает и даёт плоды. Поэтому, просто грешно её не использовать, не учитывать, не применять то, что нам она даёт. Гётте говорил, что самое главное – это периодически повторять истину, иначе она будет забыта, не усвоена и не воплощена в жизнь. И апостолы говорили, что мы должны напоминать и возбуждать наш чистый смысл.
Итак, подведём итоги первой части. Менеджмент библейский с его духовными принципами отличается от менеджмента мирского перестановкой акцентов. Менеджмент – это не искусство оказывать сотрудникам поддержку во время совместной работы. Помните эти слова у апостола Павла? «Мы соработники у Бога». Вся образная система библии говорит: Глава – Христос, мы клеточки, члены и органы тела. И поэтому «глаз» не может сказать «уху»: «Ты мне не надобно…» Все мы – единый организм. Обратите внимание, организм, а не механизм. Это не механические части, это не винтики общественного механизма, это живые ткани, это живые клетки, это живые органы с живыми функциями.