САМЫЙ ЦЕННЫЙ КАПИТАЛ
Вчера, мы затронули первую тему из одиннадцати, которая называется «Библейский путь менеджмента», его особенности и специфика». И поскольку был праздник – день обретения главы Иоанна Крестителя, то мы с вами. Тоже обретали то, что поставили во главу угла. А глава всего – Христос, Логос, от Него всё идёт. И, я думаю, что не безголовые будем мы все. Хотя иногда надо и «усекновение» главы совершать, когда голова не в ту сторону чрезмерна развита. Как мы говорим: «Ментальщики! Сердечности нет, один ментал!» Для этого существует праздник усекновение главы. А для тех, у кого сердечность чрезмерно развитая, до сердечной избыточности, для тех желательно обретение главы и соединение одного с другим. И мы с вами знаем, что нужно опускание ума в сердце и возвышение сердца до разумности. Сегодня вторая тема курса: «Ваш самый ценный капитал» - вы, ваша творческая личность. Я не без умысла попытался использовать совпадение праздника дарования Закона ветхозаветного и начала наших бесед. Мы коснулись особенности в целях и мотивации. Даже беглый взгляд на Заповеди Божьи и приоритет духовных принципов в бизнесе может привести нас в грустное состояние. Когда Христос объяснил ученикам и слушателям как Он Себе это всё представляет, написано, что ученики сказали: «Кто же тогда спасётся?» И если послушать, какие Бог требования предъявляет к жителям земли и предпринимателям в том числе, то некоторые подумают: «Кто же тогда, что заработает?! Если без двойной букгалтерии, двойной отчётности и т.д.? Но если мы решили, что стоит жить, а тем более нравственно жить, то стоит подумать, как же нам жить и вести бизнес, чтобы и капитал приобрести, и невинность соблюсти? И вторая наша тема – «Ваш самый ценный капитал». Надо же выяснить, что такое капитал и где его взять? Потому что некоторые говорят: «Дайте мне стартовый капитал – вот тогда я развернусь! А так, только Бог с нуля творит». «Из ничего не возникает ничего», - учили нас очень долго, и нечто, если мы по Божеским принципам начинаем творить. Бог из ничего творит, а мы с вами по образу Божьему созданы, обладаем творческим воображением и способностью его в действительность переводить из возможности.
По официальной статистике из всех предпринимателей, которые начинают своё дело, в течении года 20 выживают и продолжают его, а 80 сходят с арены. Это интересно и важно. Оказывается,
100 имели стартовый капитал, но только 20 сумели дать ему ладу, чтобы продвинуться и пойти дальше.
Сумели пройти через чиновничьи препоны, может быть через рэкет, через какие-то свои внутренние причины. Исследователи, анализирующие эти процессы, утверждают, что из-за внешних причин прекратили свою предпринимательскую деятельность 6%, а 94% - от внутренних причин. У тебя может быть отсутствие уверенности, знаний, чувства призвания, и это может стать причиной, по которой ты прекратишь дело.
Вообще, ощущение своей нищеты и бедности очень часто становится препятствием для попытки заняться бизнесом. Бывает, что человек чуть л и не гордиться своей бедностью и при этом говорит: «А я – нищий духом!» Или просто нищий… Возникает вопрос: так нищие мы, или богатые? И есть ли у нас стартовый капитал, какие-то ресурсы, и что именно они составляют, и что нам с ними делать? Многие верующие жалуются, что им не даётся больше ресурсов, в то время, когда они не вложили в дело даже те ресурсы, которые им дались в наличии. А ведь мудрый отец не доверит миллион долларов пятикласнику, или оружие пятилетнему ребёнку. Подобно и Бог не даёт нам те ресурсы, которые мы не сможем адекватно использовать. Как адекватно? С высокими целями и духовной мотивацией. В Послании апостола Иакова, 4,2.-3 написано: «Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений», Оказывается, когда у нас не те цели и не та мотивация нами движет, нам хоть что дай, это будет не на пользу, и это одна из причин, почему не даётся. Вот почему мы с вами начинали с проверки различий, в том числе мирского и духовного, сакрального подхода к предпринимательству. Одни метафизику включают в свои цели, планы и мотивы, а другие кроме голой и грубой физики и денег вообще больше ничего не видят. И от этого зависит очень многое. Кто покажет, что оказался верен в малом, тому будет дано больше. Что же это малое, что у нас есть? И малое ли оно? И твоё ли? Так что такое – самый ценный капитал?
Вы сами – ваша личность, ваш разум, образ Божий в вас, ваша бессмертная душа с её задачей и целью бесконечного развития. Христианская точка зрения состоит в том, что самым главным капиталом является человек, личность человека, его разум с потенциалом его творческих способностей. Я так думаю, что если у личности есть разумный потенциал, свобода и отвага действовать, т у него ещё должна быть и цель, и та мечта благая. Тогда это и будет самый ценный капитал. Сколько мы видели людей, которые имели с чего начать и с чем начать, и ничего у них не выходило, всё шло прахом. Потому что к капиталу нужны ещё и ум, и чувства и воля, и какая-то степень их отношения и организации. Мы этим самым ценным капиталом обладаем все. Другое дело что не умеем вложить…
Но надо остановиться вот на чём. Начиная с первой страницы Библии, с первого стиха написано: «Вначале Бог создал небо и землю», Что это обозначает в проекции на нашу тему? Оказывается, есть единственный владелец, собственник – это Бог, а мы все арендаторы. А ведём себя, как собственники: Моя земля, моя хата, хоть с краю, моё тело – то хочу с ним, то и делаю, мои дети и т.д. «Всё моё!» А Библия говорит: «Изначально неправильная постановка вопроса, отсюда и все остальные сложности. Что мы делаем с данным нам в аренду – с телесным организмом, временем жизни, талантами, способностями? Мы не собственники, мы – арендаторы, так прямо и написано: «Что ты имеешь, чтобы ты не получил в дар от Бога?!» Все – факт твоего бытия, время твоей жизни, возможности и способности – всё ты получил в дар от Бога! Это всё не твоё! Мы вообще, сами не свои, мы «куплены дорогою ценою», искупительной кровью Иисуса Христа. Потому что нас перекупил сначала дьявол, а Христос выкупил нас из плена и из проклятия, а мы живём, как проклятые, работаем как проклятые, ведём себя, как рабы… Какой же
Может быть прибыль?! О Каком Бизнесе может идти речь?! Освободитесь разумом, чувствами , волей. Потому что раб это кто? Это тот, кто не знает ни Господина, ни воли Господина своего, а я вам рассказал всё, что отец повелел Мне вам передать, и вы уже не рабы, вы свои Богу, друзья мне и братья друг другу! (Евангелие от Иоанна, 10-я гл.) А мы себя кодируем, программируем, мол, мы рабы Божии…И при этом собственники! Ни то неправда, ни другое…Мы свободны, мы друзья Богочеловеку, мы дети Божии и братья друг другу. Если такая установка будет изначально принята, как этическая основа бизнеса, как духовные принципы менеджмента, то Бог нам даёт обетование, Он говорит: Поверьте меня, испытайте меня, Я вам даю обетование. Если кто хочет узнать, от Бога ли это учение – пусть начнёт так поступать, и он убедиться. Это работает, и это неоднократно проверено.
Проповедь обогащения и проповедь нищенства – это две крайние точки амплитуды размаха маятника. А мы периодически выявляем в нашем общении, что, стремимся идти каким-то средним царским путём «золотой» середины. Но, так получается, что проповедь обогащения, проповедь неизбежного денежного успеха – это одна крайность. Аскетическая проповедь о неизбежности нищенства и бедности – это вторая крайность. В притчах Соломона есть стих, который звучит так: «Не давай мне, Господи, ни богатства, ни бедности. Корми меня хлебом насущным в меру», Оказывается мудрецы Ветхого Завета, которые мыслили о сочетании человеческого мышления с Божественным, лучшие представители ветхозаветных праведников, пришли к тому, что срединный царский путь лежит в некой мере между крайностью устремления к богатству любой ценой и между пренебрежением деньгами, как Божьим даром. Потому что это означает гнушаться веществом, материей, божьим творением и плодами, в том числе труда своего и дарами свыше. Это две крайности. Но где же мера и как она достигается? В чём человек видит счастье и какие цели ставит перед собой, от этого зависит эта мера.
Вы помните, когда Иисус Христос проповедывал ученикам, «тренинги» с ними проводил, они увидели, что людей очень много, и говорят: Может, отпустим народ, пусть поедят. А Христос говорит: Что вы их накормить не можете? Апостолы посмотрели и удивились: У нас всего две рыбки и пять хлебов… Они исходили из наличных человеческих ресурсов, которые были у них на виду в руках. У них ещё не было ни навыка, ни умения посмотреть на какую-то необходимую перспективу. Они смотрели только невидимую. Только потом Павел пишет: Невидимое конечно, видимое временно. Вера есть уверенность в невидимом. Когда мы смотрим на видимое препятствие и на видимый размер ресурсов, мы думаем: Мы не сможем из того, что у нас есть в наличности, накормить пять тысяч людей. Но если мы берём это видимое наличное и вручаем это Христу, разделяем с Богом, тогда начинается умножение. А мы рассуждаем: Я сначала умножу своё личное, человеческое, видимое, а потом поделюсь с Богом остатками от «трапезы», от осуществления своих целей. Но в Ветхом Завете говорится, что есть духовный мир со своими закономерностями и принципами, и они проиллюстрированы. Когда ученики отдали Христу свои несчастные две рыбки и пять хлебов, Он их умножил, и они накормили пять тысяч и сами они поели, и написано, что ещё осталось двенадцать коробов…
Когда мы считаем, что у нас, ничего нет – никакого стартового капитала, никаких ценностей, никакого богатства, то, во первых, это неправда, потому что мы сами ценность в глазах Бога.
Написано: Вы драгоценны в глазах Моих, вы куплены дорогой ценой. Христос ради вас пролил Свою драгоценную кровь. Вы даже более драгоценны, чем всё материальное богатство этого мира. Что толку, если человек приобретёт весь мир, но если он этим душе своей повредит? Вещества все в стихии разгоревшейся растают, и земля сгорит, и дела , которые на ней сгорят. А бессмертная душа выйдет преображённой из этого пламени гибели одного порядка бытия, и будет существовать в следующем порядке бытия. А мы считаем, что это ерунда, что это не ценность. Что ценностью является платье, которой ты надел даже не на душу, а на тело. В итоге, у нас опрокинутые перспективы и не так расставленные акценты и приоритеты. Это одна из причин, почему у нас не получается, или получается не всё, или не так, как мы хотели. Поэтому очень важно изначально всё перепроверить и расставить акценты. И тогда прояснится, с чем идти, в какую сторону и как работает деление, чтобы стать потом умножением.
Почему ученики так себя чувствовали, что у них постоянно были неудачи? Потому что они не были ещё облагодатствованны энергиями Божественными. Христос их посылает с каким-нибудь заданием, чтобы они проявили инициативу и предприимчивость. Например он говорит: Идите в Капернаум, объясните населению… духовные принципы менеджмента… Они пошли, возвращаются и говорят: Учитель, не слушаются! Послали нас… Давай на них огонь с неба сведём. Чтобы не повадно было! А он говорит: Вы сами не знаете себя и какого вы духа. Не с того начали и не то сказали. Вот и результат у вас на лице написан… в виде неразумного возмущения. Вот поэтому Он их и готовил три с половиной года, Он им иллюстрировал, что «Без Меня не сможете сделать него». Вы будете банкротами постоянно, вы будете в тысяча первый раз испытывать свою никчёмность, пока не обратитесь, пока не обратитесь ко Мне за помощью, осознав свою немощь… В немощи ты обратишься ко Мне за помощью, осознав свою немощь… В немощи ты обратишься ко Мне за силой, за энергией, помощью, наставлением.
Он сказал: Не идите на проповедь неготовыми. Это тоже имеет аспект организации, предприимчивости и бизнеса. Он говорит: Сидите в Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше. Я специально об этом говорю, потому что у нас на носу троица, Пятидесятница – День сошествия Святого Духа на апостолов. И мы сидим с вами, пока строим только модели мыслительные, потому что мы предупреждены, что если вы пойдёте и вечером уже найдёте бизнес, то вам гарантирован тысяча второй раз испытать банкротство и неудачу. Вы кроме знаний должны получить ещё и силу, тогда и бизнес получится. Когда ученики проявили доверие, послушание, риск… С веры начинается бизнес! Они поверили Христу, сидели в Иерусалиме и ожидали там, где Он им сказал, в том духе, в том составе и в той скрытости настроения. И, написано, что «сошёл с неба на них Дух Святой, и почили над их головами языки, как бы раздваивающиеся, как бы огненные». И они стали говорить в Духе и провозглашать, и люди умилились сердцем и сказали: Покайтесь и веруйте в Иисуса Христа, примите крещение и получите прощение.
То есть, до этого их посылали – целый Капернаум, но когда они заговорили в силе Духа, то уверовали три тысячи человек и присоединились. Потому что они имели теперь не только информацию, не только знания, но и энергию, силу благодатную.
Мы кидаемся в бизнес и деятельность, часто претендуя на то, что уже имеем некие знания, но, не думая о том, а имеем ли мы силу эти знания воплотить в действительность? Мы думаем: «Нам Школа дала такие знания!» Школа-то дала, но это только один аспект! А где сила? Что-то я третий раз пятый курс прослушал и эти же знания опять перемалываю, а нет энергии, силы… Отсюда наши неудачи, отсюда потом разочарования. Говорят: «Мне эта Школа ничего не дала!» Она-то тебе дала, да вот ты не додал. Потому что это соработничество, это синергетика.
В чём проявилась облагодатствованность мышления у Апостолов? Ведь если честно сказать, до этого они были не очень то сообразительными, туповатыми во многих вопросах, тщеславными – они спорили между собой, кто из них первый. Кризисы были, скандалы – всё было! Помните? И, оказывается, наша мотивация, наши цели, оправдание наших действий часто не совпадают с их реальной подоплёкой. Вот почему говорят, что людьми обычно движут два рода мотивов: одни – те, которые благородно формируются и красиво звучат, и вторые мотивы – подлинные. Вот почему нам дипломаты и депутаты и говорят, что язык дан человеку для того, чтобы он мог скрывать свои мысли. А потом лицемерно удивляемся и риторически задаём вопросы: «Почему он одно говорит, второе думает, а третье делает?» А это чуть ли не норма жизни человека в отпадении от Бога. И возвышенная фразеология может полностью не стыковаться с подоплёкой его намерений. Это очень важно – поймать себя на том, кто же я такой? Я в фарисейской маске религиозной набожности? Или я в маске благонамеренного бизнесмена, который готов облагодетельствовать весь мир? Или я перед лицом Бога и своей совести могу трезво и честно сказать, что я не достойный, но стремящийся по Божьему призыву стать совершенным. Христос нам говорит: Вот и хорошо, сначала и начнём вместе. Это и есть ваше истинное слово, которое вы сказали мне и сами себе.
Апостолы часто не сознавали свою бедность. Знания у них были, а вот силы - не было. Отсюда малодушие, отсюда трусливость. Это связано с тем, что мы не понимаем тезиса, антитезиса и синтеза. Мы только слушаем об этом, когда Франц поёт о «единстве тез и антитез».
Бог нам дал разум для того, чтобы мы его не зарывали в землю. Это же инструмент! А инструмент надо затачивать, хранить соответственно, чтобы не заржавел. Так и мышление своё надо затачивать и упражнять. И если бы мы так смотрели на свой разум, так его упражняли и развивали, то у нас меньше было бы шараханий в крайности. Например, порок мотовства, расточительности и дальше от скупости. Потому что щедрость – это тоже расточительность, только обоснованная, правильно мотивированная, с духовной целью. И если ты так поймёшь щедрость, то Бог тебе даст, чем эту щедрость наполнить. Потому что ты тогда окажешься каналом. Так написано в книге пророка Иеримии: Ты просишь для себя великого, не проси… От Бога ты не получишь. Ты можешь получить от другого (сатаны) И внешний материальный успех не всегда является знаком Божьего благословения на бизнес, деятельность и т.д.
А если ты попросишь великого для осуществления великой цели Божьей, а себя поставишь Богу, как канал и средство этого, Он даст великое через тебя всем.
И тогда ты тоже окажешься причастным к великому. И тогда уже не будет важно – ты в скудости или в изобилии сам по себе. Апостол Павел обронил такую фразу: Я научился жить и в скудости и в изобилии. Он к этому не привязывался, не огорчался. Он был внутренне свободен. Вы помните, как он это сформулировал в 1-м Послании К Корифянам, в 7-й гл.? «Проходит образ мира сего и пользующиеся миром должны быть, как не пользующиеся, и покупающие, и – даже – имеющие жён, как бы не имеющие», Я понимаю, что это не легко, конечно, но это показатель необусловленности, это показатель внутренней свободы, это показатель отсутствия чрезмерной привязанности к чему бы то ни было. Когда человек достигает такого внутреннего состояния, он способен быть каналом передачи божественных благословений, богатства, всего остального.
Был такой известный писатель Анри Барбюс, но мало кто знает, что этот специалист в душе был христианином. И он очень любил образ Иисуса Христа.. Он для него был идеалом. Он написал книгу, которая называется «Иуды Иисуса». Там через всю историю христианства, начиная с учеников Христа и самого Иуды, и по сегодняшний день, изобразил, как много иуд у Иисуса. Как многие Его предают, в том числе и среди тех, кто пользуется Его именем, и от Его имени выступают. Оказывается, как в нас живёт Фома неверующий с нашими сомнениями, так в нас живёт и Иуда. И когда мы себя познаём глубже и адекватнее, тогда мы освобождаемся от опасности. Потому что когда ты не знаешь, что в тебе живут и Фома, и Иуда или ещё кто пострашнее, ты даже не можешь избавиться от них. Поэтому всё начинается с самопознания. «Гносис и аутон» - было написано ещё на языческом храме. «Познай самого себя и познаешь Бога». В тебе всё заключено – все духовные принципы и моральные устои. Всё в тебе есть, если ты прислушаешься к Богу в своём сердце и разуме.
У нас есть стартовый капитал – это способность к творческому мышлению. Это дар Бога, вложенный в нас. И подражание творческой деятельности Бога является попытка, риск и дерзновение творить из ничего. Ломоносов был материалистом в этом отношении, он писал, что из ничего не возникает ничего, и поэтому мы не дерзаем творить из ничего. В Ветхом Завете («-я книга Маккавеевская,7-я гл.) описано, как в период эллинизма Александр Македонский завоёвывал все страны ближнего Востока, в том числе и Палестину. Его воины жестоко относились к суевериям и заблуждениям, как они считали иудеев. Храм разграбили, свинину заставляли есть. И описано: мать была приведена с семью детьми, и начинали по одному казнить этих детей, требуя чтобы они нарушили Закон – принесли в жертву идолу, нарушили субботу, съели свинину. А они стойко старались соблюдать Закон Божий, как они его понимали, и принимали смерть после страшных мучений на глазах у матери…Завоеватели думали, что она начнёт своих сыновей останавливать. И ради сохранения жизни, ради сохранения жизни они отрекутся от Закона Божьего. И там написаны первые слова, которые произнесла мать, когда её позвали, чтобы она их уговорила не страдать. А она подошла и говорит: Дети мои, я не знаю, как вы образовались в моей утробе. Это Божье творчество. Я знаю одно, что Он сотворил этот мир и всё в нём, и вас из ничего. И Он сохранит наши бессмертные души и даст нам новое тело. Не бойтесь пострадать телом и утратить тело за Закон Божий.
Мы призваны с вами подражать Богу. Христос говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», в нас образ Божий Заложен, нам задано приобретать подобие Богу. В чём же состоит образ Божий в нас и в чём заключатся подобие? Конечно же, в духовных свойствах личности, в том числе, в творческом мышлении. И когда мы тренируем в себе, совершенствуем и оттачиваем творческое мышление – мы уподобляемся Богу в Его творческой деятельности.
Мы творим из ничего, так же, как творит Бог. А для этого надо научится полагать различия и понять разницу между просто мыслью, творческой мыслью и идеей.
В Библии написано: Каковы мысли в человеке, таков он и сам. А, значит, таковы его доходы и т.д. Даже в приамбуле к Декларации прав человека ООН написано: Поскольку войны начинаются в умах людей, мы ставим своей задачей работать на изменение мышления человека, чтобы можно было прекратить войны. Оказывается и Библия, и Декларация ООН нам показывают, что каковы мысли в человеке, таков он и сам. И нужно уметь уточнять понятия и полагать различия в категориях. Мы думаем, что идея – это нечто ненастоящее, понарошку. Мы говорим: «В идее, конечно, должно быть так, но в действительности оно иначе». А на самом деле, если вы откроете Гегеля, у него написано:
«Идея – есть единство понятия и реальности», Для Гегеля Идея с большой буквы являлась выражением, обозначением и воплощением целостности и осуществлённости реальной, реализованности. Это была не только мысль, не только проект, не только модель – это единство понятия и реальности. У вас есть представление о том, какой должна быть идеальная зарплата? Причём, у каждого свое. Но у нас есть реальная зарплата. И мы видим зазор, несовпадение. Так вот, идеальная зарплата – это когда понятие о настоящей зарплате совпадает с реальностью. А иначе какая это идея?! Это просто мысль, просто мечта. А подвижники и святые отцы говорят6 Мечтательность вредна. Прельстился человек мечтой – впал в прелесть. А идея – это нечто трезвое, настоящее, действительное, потому что это синтез тезиса и антитезиса. Я хочу сказать, что если мы хотим иметь успехи в предпринимательском проекте, мы должны будем, так же как апостолы, «сидеть в Иерусалиме», дожидаться схождения свыше Духа Святого, обеспечить условия этого схождения, а потом проявить способность к раздвоению понятий. Языки были раздвающимися…
У моей бабушки в Сибири вокруг дома была огорожа, тын, состоящий из кольев, оплетённых прутьями. Когда она мыла крынки, то на эти колья вешала для просушки. Мог идти сильный дождь, ливень, а они под этими потоками дождя оставались пустыми. Почему? Да потому, что они вверх тормашками, к небу донышком. А если бы, как эти крынки, развернулись к небу горлышком, открытым аспектом своим, в нас бы сила и энергия вошла и была бы принята. В Библии написано: Я с небес постоянно изливаю потоки благодати, но на жаждущих и иссохших. Оказывается, нам надо пережить то, что на языке Евангелия называется «обращение». Кстати, по латыни это «конвертация». Обращённый к Богу человек, от неверия к вере, называется «конверти». Ну, откуда у нас будет что-то конвертируемое, если мы отвратились от Бога, а не обратились к Нему?!
Когда мы уясняем своё истинное положение, что мы под небом, и как мы выражаемся: «Все под Богом ходим?» Но когда мы «донышком» вверх ходим, то бесполезно даже под Богом так ходить. И опять вопрос: Христовы ли мы? На Христовом ли пути стоим? Со Христом ли мы по нему идём? Потому что откуда же тогда бесплодность?! Больше того, Он говорит: «Я пришёл чтобы вы имели жизнь, и имели её с избытком». А у нас всё время не достаток то того, то этого. И опять возникает вопрос: или Он ещё к нам не пришёл, или мы Его не приняли? Или мы теоретически о Христе знаем и говорим, но практически ничего не осуществляем? А он сказал: Что вы Мне говорите: Господи, Господи! – а практически не творите того, что Я вам сказал. Не тот войдёт в Царство Небесное, кто повторяет: Господи, Господи! – а кто исполняет.
Мы уже знаем, гораздо больше, чем исполняем. Мы уже пятый курс по несколько раз прошли…. Мы уже знаем столько! Но святые отцы и подвижники говорят: Богословие, не переведённое в практику, не реализованное – есть бесовское богословие. Весь советский период нам писали: «Планы партии в жизнь!» Не воплощённые планы – кому они нужны? Потому, коммунисты правду говорили, сами того не подозревая. Вы помните, как написано в Деяниях Апостолов? Первосвященник, который был назначен на тот год, - Каифа – сам того не зная, вдруг сказал: Лучше будет, если один человек умрёт, и спасёт этим весь народ, чем весь народ пострадает. Он сам не знал что говорил. Ему по вдохновению Бог вложил в уста эти слова, и он сам того не подозревая, выразил Божественную истину. Нам важно слушать даже не верующих, даже марксистов, если мы верим, что есть Бог и божественный промысел. Вот почему не только устами младенцев глаголет истина, даже устами врага истины может говорить истина – такой вот парадокс. И этого не понимают некоторые люди, потому что не понимают целостности тезиса, антитезиса и синтеза.
Я недавно проработал словарь НТР… марксистской, и там есть понятие «Школа». Мы всё говорим, что у нас Школа Единого Принципа, и я решил уточнить понятия. Я заглянул в словарь и там написано: «Школа научная». Ольга в предисловии к одной из своих книг говорит, что я тут даю – это не религия, это наука, наука подготовки к Великому Переходу, трансформации. Я услышал это «наука» и «Школа» и решил – «Школа научная». Посмотрел в словаре и там написано: Научная Школа считается тогда сложившейся, когда есть общепризнанный лидер – основатель этой Школы, определённое количество последователей, и когда сформировалась аппозиция… И оказывается, что есть научная школа менеджмента. Не научно менеджмент всегда применялся.
Или вы думаете, что египетские пирамиды строили без менеджмента? Там были свои организаторы, снабженцы, надсмотрщики, толкачи – всё было организовано! И это был менеджмент, просто не выведенный на осознание. Оказывается, только когда ясно выведешь на осознание, тогда и будешь это применять. Потому что когда весьма смутно представляешь что применять, как же будешь это практически воплощать? Сначала надо вывести на осознание! И где бы мы не применяли этот принцип – истина едина. И Гегель говорит, что всё действительное разумно, а всё разумное действительно. И это называется синергетика, соработничество. И это слово «синергетика», ещё апостол Павел употребил, когда писал, что «мы соработники у Бога» . А вы думаете, что Илья Пригожин это только недавно изобрёл? Ничего подобного! Это рабочий термин Нового Завета, ему две тысячи лет. А что же такое «синергетика» даже по Илье Пригожину? А Пригожин пишет: Есть системы открытые и закрытые, равновесные и неравновесные в разных состояниях. Если ты знаешь точку и момент приложения слабого воздействия на целую систему, ты способен мгновенно преобразовать всю систему в нужном тебе направлении. Я проиллюстрирую. Помните, Ленин с Троцким собирались раздобыть Аврору и бабахнуть по Зимнему и штурмом его взять. И Троцкий говорил: Ну, дайте же сегодня, терпения уже нет! А Ленин отвечает: Рано! –Тогда, может, отдохнём пару дней, а потом придём и возьмём? – Поздно будет…- Когда же тогда?! – Завтра ночью в два часа и промедление смерти подобно!...
В этом был талант и чутьё Ленина. Он знал точку бифуркации, он знал точку приложения слабого воздействия в данном месте в данный момент. Потому что он знал и чувствовал: волна народного возмущения достигает энергетического пика, и если я эту волну оседлаю и на энергии народного народного возмущения проедусь, она меня привезёт куда надо.
Есть православное учение энергетизма, которое разработали афонские монахи, исихасты, и они говорят: Знаний мало, нужны ещё и Божественные энергии. И целью жизни христианина является стяжание в себе благодатных энергий Духа Святого. Целью жизни христианина является стяжание в себе накопительство, стяжательство! Так сказал выходец из купеческой семьи Серафим Саровский! Приходит к нему как-то купец Мотовилов и говорит: Вроде и дела идут нормально, и обороты хорошие. А вот счастья нет, цели не вижу, тошнёхонько… Помните, как описывал Евгений Евтушенко наших купцов в своей поэме о Владимире Ильиче Ленине «Казанский университет»? И что интересно, хватало на всё – и погулять бесшабашно, и Третьяковку построить, и на больницу дать, и на интернат. Мы уже упоминали, что 1,5% всех купцов России, составляли старообрядцы – Рябушинские, Морозовы, Третьяковы и т.д. Эти 1,5% от всех купцов, давали по статистике 2/3 валового национального продукта. Я не питаю иллюзий, что они были полностью духовные и во всём искренние верующие. Но у них был твёрдый уклад, как они говорили – древнего православного старообрядческого благочестия. И они знали, что слово купца твёрдо – если ударили по рукам и слово сказано, можно бумаги подписывать. И они были обязательными людьми, потому что знали, что на самом деле под Богом ходят.
Мы забываем о том, что знание без благочестия не способно дать целостности, полноты и результата. Благочестие наивное, без знаний, не способно дать должного результата. Владение технологией, без концептуального знания и благочестия, не способно дать результата ни в политике, ни в хозяйствовании, ни в церковной, ни в любой другой деятельности. Мы говорим о том, что пока мы не обретём целостность и полноту в нашем мышлении, пока Идея с большой буквы не станет действительным синтезом всех тезисов и антитезисов – настоящего успеха в бизнесе, предпринимательстве, менеджменте, нам не видеть как своих ушей.
В одном из учебников по менеджменту написано: «Менеджер может работать с людьми, вещами и идеями». К несчастью, люди часто попадают в категорию «вещей» и их учитывают в виде списков личного состава: «Сколько там у нас по штатному расписанию…единиц?!» Не живых людей, а штатных единиц. Но мало различать понятия «вещи» и «люди», очень важны идеи. Некоторые думают, что это за идеализм какой-то сплошной? Но мы сейчас вступаем в такую пору развития, что уже большее значение имеют не столько материальные ресурсы – станки, сырьё, производственные площади, сколько умы, содержащие в себе идеи, рационально соединённые в системы и программы. Индустриальная эра прошла, космическая уже уходит, наступает информационная, энергетическая. И, поэтому нужно, во- первых, знать ценность идеи, во-вторых уметь генерировать, подождать, а потом организовывать определённым образом.
Для этого нужно сначала научиться отличать идею от мысли. Потому что некоторые думают, что у них полная голова идей, а это просто полная голова мыслей, к тому же не организованных, хаотических. Это важный вопрос, потому что технология предполагает способность вносить классификацию. Мы всех и всё разложили по полочкам, и нам стало легче – мы ориентируемся, как с кем себя вести. Это инстинкт, ориентировочный рефлекс, по уточнению академика Павлова. Способность к классификации – первейшая способность человека и интеллектом и разумом, и на Востоке, и на Западе. Зёрна истины везде положены.
Система организованных идей – это уже программа, это уже модель! И она приобретает ценность не только нравственную или интеллектуальную, но и финансово выраженную. Поэтому менеджер должен учиться накапливать идеи, продуцировать, систематизировать и преподносить эти идеи своим сотрудникам, заряжать и вдохновлять их на работу. Потому что идея способна породить энергию на осуществление. Тогда получится, что идеи руководят людьми на высочайшем уровне.
Я зачитаю вам ещё один абзац из учебника: «Все вещи, которые мы сейчас имеем и видим перед собой, когда-то возникли в голове какого-то человека в виде идеи, зародившейся в мозгу человека». В библии написано: Всякий дом кем-то устрояется. Все сегодняшние предметы и вещи являются в прошлом идеями. И тогда оказывается, что «…вещи завтрашнего завтрашнего дня – это сегодняшние идеи», Поэтому руководитель, лидер, заинтересованный в том, чтобы его предприятие шло в ногу со временем, должен понять, прежде всего, менеджмент идей высочайший уровень. Организовать системно идея и учиться управлять идеями – потом будет легче и вещами управлять. «То, чем группа и организация будут завтра, зависят от того, в какой мере она осваивает идеи сегодня». Сплошной идеализм! Но, с этого начинается Библия.
В Библии, в первых же словах, написано: «Ин принципио креацио дэо». Бог сначала творит в Принципе, В Идее, в Замысле. Потом Он этот замысел материализует, овеществляет. И сотворчество вначале осуществляется в идее, в замысле, в принципе. Сначала нужно смоделировать! Больше того, нужно не бояться потом в модель внести коррективы. К несчастью, многие руководители и лидеры смотрят на людей, в первую очередь, как на вещи, которыми они располагают сегодня для выполнения текущей работы. Они просто не видят, что люди и являются самым ценным капиталом, и считают только себя единственным источником идей. Им легче заботиться о зданиях, чертежах, чем о живых людях, хотя последние и являются источником идей.
Безгранично творчество человека. Что такое творчество и почему оно так важно? Очень интересно, что в книге «Бытия» записаны слова, которые Бог сказал про тех людей, которые задумали построить Вавилонскую башню: Не отстанут они от того, что задумали сделать. Очень интересна эта целеустремлённость, настырность человека. Если он поставил цель, даже если она минусовая, даже если она не благая, то сам говорит: Ну, уже не отстанут они от того, что задумали! И тогда, что Бог сделает? Ставит им препятствия! Апостол Павел пишет: «Страдающий плотью, перестаёт грешить», Иногда Бог укладывает на одр болезни какого-нибудь предпринимателя, чтобы остановить его от ещё более опасных действий и их последствий. Нам кажется, что всё это случайность, но на самом деле духовный, христианский взгляд состоит в том, чтобы усмотреть в этом скрытые причины и их ясно себе представить.
Итак, человек – это существо разумное и способное творить, способное в творчестве. В этом и проявляется его богоподобие. Совершенствование дальнейшее разумных способностей и творческого мышления, употребление свободы с риском, является продолжением Божественного творчества. Бог тоже рисковал! Вы думаете, Он не рисковал, когда нас сотворил? Ясное дело, что рисковал! И предприниматель, лидер и руководитель тоже рискует. А как же иначе? Ты же богоподобный, а раз так, бери на себя ответственность за собственный эксперимент.
Но как нам использовать творчество? Надо создать в команде такую обстановку, где творчество можно будет проявить. Если мы придём в такую команду, где лидер, менеджер, руководитель будет говорить: «Я начальник, ты – дурак. Какое у тебя творчество? Сиди, молчи. Мне исполнители нужны! Я сам – творец!» Конечно, в таком психологическом климате трудно проявить творчество. Мудрый менеджер, движимый духовными принципами и этикой, обязательно даёт человеку некоторый простор для проявления творческих способностей.
Он ставит цель, но жёстко определяет технологию. Он говорит: «Для меня важно, чтобы ты это сделал. Как ты это сделаешь – вопрос второй. Поищи наиболее эффективный способ». И ты даёшь человеку простор для творчества, пусть в допустимых приделах, но простор.
Иисус Христос показал значение повышения производительности труда в притче го доверенных слугам талантах. Усердные сотрудники получили вознаграждение, а нерадивый - сурово наказан. Вы помните, он был брошен во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов? Это образная система, но, оказывается, надо поощрять и надо наказывать. И это тоже по христиански.
Бог, ещё на первой странице Библии, когда видел осуществление Своего творческого замысла, помните, что говорил? «И создал Бог свет, и стал свет. И увидел Бог, что свет хорош и хорош весьма». Значит, Бог не постеснялся удовлетворительно оценить плоды Своего творчества и испытать прямое удовольствие от работы. И это нормально не только для Бога. Это нормально и для того, кто отражает свойства Бога и Его характер, для человека, как творца и сотворца. Когда человек работает там, где он просто «влачит лямку, пока не выкопает ямку», по выражению Даля, когда ему противно самому, то какое там творчество может быть? Надо исткать команду и занятие, которое будет давать тебе удовлетворение и будет сродным занятием для тебя. Конечно же, мудрый менеджер и человек, который организовывает свою деятельность, прежде всего, находит именно такое занятие и для каждого члена команды, и для себя, и создаёт такую атмосферу и психологическую обстановку, в которой всем и радостно работается. Правда, некоторые поступают наоборот, думая, что власть, - это только возможность командовать людьми. По христианским понятиям, по духовным принципам, есть единственная власть – это власть любви. Надо любить человека, желать ему добра и поощрять его в творчестве, и этот человек почувствует, и тогда он будет творить.
Я хотел бы в заключении привести один пример, который взял из одной книжки. В США никому неизвестный человек по имени Стэнли Там основал небольшую компанию. Он решил извлекать серебро из фотопластинок и фотоплёнок. На может показаться – какая громоздкая и пустая затея. Возникло маленькое предприятие. Но, обратите внимание, как он задумал свою фирму. Стэнли Там сделал Бога своим старшим партнёром в фирме. Он официально в документах расписал, что 51% дохода он посвящает распространению Христова Евангелия. За десять лет, оборот его одела «Пластика» вырос на 15 тыс$ в год до многих миллионов. На самом деле, Стэнли Там передал всё владение своим бизнесом Господу. Вместо того, чтобы продолжать, как владелец фирмы, получать оставшиеся от Господа 49%, он сделал себя лишь сотрудником, менеджером, получающим только зарплату. Удивительный результат заключается в том, что его компания смогла отдавать !,% млн. $ ежегодно на миссионерскую деятельность. Большинство денег ушло на основание от сорока до пятидесяти церквей за рубежом каждые двенадцать месяцев.
Настоящие бизнесмены и предприниматели, особенно из Всемирного союза христан-предпринимателей, часто не считают нужным афишировать свою деятельность. Потому что настоящая добродетель только та, которая сотворена только в секрете и тайне. Пусть твоя левая рука не знает, что делает правая. И когда сделаешь доброе дело, не руби об этом, а Отец видящий тайное, воздаст тебе явно. Мы мало думаем, откуда вообще берётся такое количество Библий, которые попадают к нам даром, как дар западных христиан восточным верующим. Но, оказывается, существует Всемирное Библейское Общество. У него стоит задача, поскольку они буквально понимают слова Христа, что конец света не наступит, пока не будет проповедано Евангелие во свидетельство всем людям, живущим на земле, участвовать в этом процессе. И они дают деньги на осуществление переводов Библии на языки тех народов, которые ещё не приобщены к познанию Христовой Истины. Все должны быть оповещены! Конец этой системы вещей, этого бытия не придёт, пока не будут все оповещены о Евангелии. Потому что Бог не может судить людей без предупреждения. Он не мыслит как мы: не знание закона не освобождает от ответственности за их нарушение! Бог мыслит иначе, и у Него задача иная. Он говорит: О войнах услышите, о военных слухах – это не конец. Не пугайтесь, не суетитесь. А вот когда будет проповедано Евангелие во свидетельство всем людям живущим на Земле, вот тогда придёт конец.
Оказывается, человек, предприниматель, бизнесмен, если он помещает свою деятельность в перспективу вечности, если он всерьёз видит, что есть Божественный промысел, если искренне чувствует, что с нашей головы ни один волос не упадёт без воли Божией, он начинает свою жизнь и хозяйственную деятельность включать в планы Божественного домостроения. И тогда он подключается к такому эгрегору, как вы выражаетесь. Он получает такие источники энергии и такие силы, которые дают ему возможность 51% на Божье дело отчислять и ещё оставшиеся 49% так использовать, что хватает себе и всем рабочим начислять зарплату. Побольше бы нам таких бизнесменов-христиан.
Оказывается, у нас есть и отечественный опыт, только мы его плохо знаем и мало изучаем. У нас есть западный опыт, у нас есть Евангелие, которое не изменилось! И Бог нам говорит: Рискните, испытайте Меня, проверьте Меня, поставьте Меня на первое место. Ищите прежде Царствия Божьего и правды его, и Я сделаю так, что всё остальное приложится вам. Если ты готов стать открытым каналом для того, чтобы Бог через тебя передавал информацию, и поток благословений(а в поток благословений входит и поток денег, потому что мы ещё в самом начале сказали, что деньги не добро и не зло, а средство), и если ты поставил себя и свою деятельность в векторе действия планов Божьих т Его целей, и если ты раскрылся перед посредником, то тогда будет и тебе и другим через тебя.
У нас в организме есть три сфинктера – мышечных кольца. Я певец -, и помню, как преподаватель по постановке голоса нам объяснял, что пока мы не добьёмся свободы во всех этих сжимающих мышечных кольцах – на уровне диафрагмы, на уровне гортани и на уровне, как вы выражаетесь, «корневого центра» - ничего не выйдет. И эти «зажимы» зажимают успех, потоки благодати, финансовые потоки. Станиславский описывает, что однажды талантливая московская актриса поломала им всю репетицию перед самой премьерой, так, что возникла угроза провала самого спектакля. Никто ничего не понимал, потому что всегда всё выходило. Оказалось, перед репетицией она достала с антресолей какие-то свои любимые туфли и надела их. Но они, пока лежали на антресолях, чуть-чуть усохли, и мизинец у неё оказался зажат. Сначала она этого не не почувствовала, а в итоге оказывается, на полуподсознательном уровне этот зажим пальчика в любимых туфельках, мешал раскрытию мышления, чусвтсв, воли и творчеству. А мы даже не знаем, где у нас какой «сфинктер» зажат, и какой мизинчик какой туфелькой давит. Мы думаем, что это мелочь и недостойно разговора, но нет ничего недостойного, нет ничего сорного. Мы начали разговор с того, что адиафора, всё нейтрально, потому что не порок и не добродетель, а средство достижения того и другого. Если мы очистим своё мышление, сознание от крайностей, от шараханий, от ложного стыда и скромности, себя честно проанализируем, познаем и оценим, произведём самомаркетинг и самоменеджмент, мы тогда соберёмся, сфокусируемся, в нас проявится целостность, полнота, и тогда Бог нас способен будет использовать. И мы свободно отдадимся Ему. Тогда это будет поистине «раб» Божий в кавычках – свободный сотрудник и соработник Бога. Потому что, если ты себя свободно отдал в рабство – ты уже не раб. Это опять тезис и антитезис. А где синтез? Нужно рискнуть свободно отдать себя в руки Бога и стать чистым каналом. И когда Бог увидит, что ничего не прилипнет к стенкам этого «канала», то Он пустит через тебя энергию. И ты будешь купаться в этом благословении, и другие через тебя.
И не надо винить никого – ни время, ни эпоху, ни не сегодняшние экономические трудности. Надо брать вину на себя и понять, что Христос эту вину давно искупил и с нас снял. И когда нам это откроется, мы пойдём, как ни в чём не виноватые, освобождённые от вины, радостные, раскрепощённые, и без зажимов! И только тогда через нас протекут потоки мудрости, радости и финансового успеха, если у нас будет высокая цель, мотивация духовная и предельная искренность, откровенность и открытость. И тогда люди посмотрят и скажут: Весь мир – это школа. Бог сотворил мир, как училище благочестия, чтобы научить нас любви - бескорыстной, безмотивной, Божественной любви, которая не делает различия между достойными и недостойными, проливает дождь на праведных и на грешных, светит на тех и на других. И наша миссия и цель бытия – научение этой любви. И семья – это школа. Место работы – это школа и тренажёр. Если мы не видим цели этих занятий, нам тошнёхонько.
Достоевский говорил, что каторжный тру не потому что каторжный, что тяжёл, а потому, бессмысленен, бесцелен. А когда мы видим цель и смысл – мы не просто тянем лямку, мы осуществляем радостно и сознательно свою миссию на земле. И тогда мы меньше устаём.
Итак, выводы. Всякая идея проходит как минимум три фазы в восприятии . Сн6ачала говорят: «Этого не может быть! Это не исполнимо, это чепуха, это абсурд!» Проходит некоторое время, вдумаются, вчувствуются и говорят: «Что-то в этом есть», А потом, по прошествии ещё некоторого времени, говорят: «Да, кто же этого не знает?! Это же элементарно!» Не знаю, на каком этапе мы с вами находимся, каждый из нас на разных фазах, но очень интересно и важно, что нам говорит Иисус Христос. А Он нам говорит: Рискуйте, риск это благородное дело. Вера – это риск. Авраам поверил Богу и пошёл, не зная, куда идёт, и это вменилось ему в праведность, и в нём благословились племена и народы. Конечно, любой бизнес – это тоже риск. Мы это понимаем. И даже в расчётах делаются поправки на риск и неисполнение чего-то. Но, кто не рискует, тот не только не пьёт шампанское, то вообще не живёт. Когда я сегодня оглядываюсь назад и осмысляю, как меня Бог вёл по жизни, я думаю, что здесь мы оказались случайно, а может оказаться, что это промысел Божий. И у нас есть возможность рискнуть принять это как призыв и призвание.
Вы помните кинофильм «Жанна Дарк»? Как много она достигла, ведомая мыслями, вдохновением. Какой-то меч рядом лежал, какие-то знаки были, а она их приняла как знак, как призыв к осуществлению своей миссии, Отважилась, рискнула и осуществила! Вы помните, что в эту отвагу входит и принятие трудностей и последствий. И когда уже в камере священник с ней разговаривал, он сказал: «А кто тебе сказал, что это были знамения? Это ты их приняла за знамения, ты их так расшифровала. А обозначали ли они то, что ты в них для себя открыла, знамения ли это были?» И действительно, никто из нас сегодня не знает, где промыслительное действие Бога, Его знак и знамение. Потому что незнание твёрдое, очевидное – есть часть свободы. Бог настолько уважает нашу свободу выбора, что у нас даже отнято знание о том решении, которое мы принимали перед приходом в этот мир, чтобы не связать нашу свободу действия. С нами происходят события, и мы в них усматриваем или не усматриваем то, что для нас имеет значение и что для нас объясняет совершенно иначе ситуацию. В этом свобода человека и в этом его творчество. Бог Творец и Он творит творцов. Он даёт человеку разум для творческого применения. И тот, кто не мыслит творчески и не действует творчески, тот не от Творца, то зарыл талант в землю. Поэтому, начинать нужно с упражнения творческого мышления, с систематизацией идей. Когда модель станет ясной, прозрачной, совершенной и достойной воплощения, тогда придёт и возможность её реализации. Потому что мы часто недоношенное хотим воплотить, а в итоге получается уродец…
И что же такое вера? Это риск. Это не только уверенностью в невидимом, это ещё и осуществление ожидаемого. То ест., это ещё не осуществилось, а ты ведёшь себя так, как будто уже осуществилось. Козьма Прутков прав, когда говорит: «Хочешь быть счастливым? Будь им!» Живи так, будто счастлив, живи так, будто богат, живи так, как будто Бог есть, и есть Его промысел, и именно Его промысел привёл нас сюда и свёл вместе. Я могу искренне выразить благодарность Божьему промыслу, потому что, если бы не Бог, которого я не знал до 21-го года, и моего крещения после армии, и если бы не Ольга, например, мы бы даже и не знали с вами друг друга. И, может быть, не было бы случая, чтобы наши судьбы пересеклись. И, может в этом нет никакого знамения, а может есть? Но я благодарен Богу за то, что я ждал этих встреч двадцать с лишним лет. И я внутренне страдал и думал: «Ах, зачем я на свет появился? Ах, зачем меня мать родила?» Мне эта песня нравилась, как, наверное, многим из нас. Я занимаюсь какой-то ерундой, какими-то духовными принципами, каким-то богословием и христианской этикой. Кому это всё надо? Пригодится , ли это когда-нибудь? будет ли это востребовано? И я порывался ни один раз бросить всё, начать заниматься чем - то другим, обогатиться, может быть… У кого из нас не было таких мыслей? Но когда ты останешься верным внутреннему призыву, когда ты останешься верным своему призванию и своей миссии, и услышишь этот голос Христа:
Сиди в Иерусалиме, Я тебя привлёк для какого-то периода действий. И потом окажется, может быть через много лет, как у меня только в последние три-четыре года, что всё это было оправдано – всё то ожидание, все те терзания и та скромная жизнь на какие-нибудь минимальные деньги.
Я хочу вам сказать, чтобы вы не боялись, что в теме, которую мы сегодня затронули, мы не чувствуем каких-то рационалистических и технологичных выкладок. Потому что в христианском смысле, самое главное – это вдохновение. Если человек вдохновится идеей, то он найдёт технологию. А сколько технологий, которые никому не нужны и не воплощаются в жизнь, потому что нет людей, которые вдохновились бы эти технологии применить! С духовной точки зрения, очень важно понять идею, и такую идею, которая даст тебе вдохновение для творчества и осуществления этой идеи. Больше того, я хочу сказать тем людям, которые говорят, что у них нет стартового капитала: если будет мечта, если будет идея, если будет вдохновение, материальные ресурсы, в том числе и деньги, на определённом этапе созревания, готовности технологического воплощения твоей идеи, появятся. Будет казаться, что сами собой появятся! А те, кто владеет средствами, они нуждаются в тех людях, которые движимы вдохновением, которые имеют идеи.
Я не думаю, что каждому из здесь присутствующих надо ждать двадцать с лишним лет осуществления планов, реализации, самоосуществления. До, мы сейчас находимся в ускоренном потоке времени. Больше того, написано: Придёт момент, что времени больше не будет. И, обратите внимание, апостол Павел написал Тимофею из тюрьмы: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало», (Тим., 2,4-6). Я должен буду скоро покинуть этот мир, ч старый и больной, но я осуществляю миссию, которую мне поручил Иисус Христос, постарайся прийти ко мне скоро. Постарайся прийти до зимы.