2 мая, в Германии от тяжёлого сердечного приступа умерла великая балерина Майя Плисецкая. Множество наград и титулов - Майя Плисецкая была национальным достоянием страны. Ей было 89 лет…
Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. В июне 1934 года она поступила в Московское хореографическое училище.
Годы учебы пришлись на тяжелое время: отец и мать Плисецкой были репрессированы, затем началась война и Майе вместе с матерью, вернувшейся из заключения, пришлось уехать в эвакуацию.
В июне 1941 года Плисецкая удачно дебютировала на сцене филиала Большого театра города Свердловска в выпускном концерте училища. В апреле 1943 года балерина, сдав выпускные экзамены на отлично, была принята в труппу Большого театра.Там ей постепенно стали давать ведущие партии.

Несмотря на суровые реалии жизни и ужасы тех лет, московская балетная жизнь не останавливалась, театр жил насыщенной жизнью, раскрашивая ее разноцветными красками. Учеников хореографического училища активно вовлекали в репертуар Большого театра. Юной балерине Майе Плисецкой доверили танцевать партии в балетах «Спящая красавица» и «Снегурочка», она охотно репетировала также и главные партии. Но больше всего она получала удовольствие от танцев божественной Галины Улановой, за которой наблюдала, затаив дыхание, спрятавшись за арабеску.
Хроника. Голос диктора. "Сегодня волнующий день в жизни молодой солистки, комсомолки Майи Плисецкой. Она впервые исполняет партию Одетты вместе с Галиной Улановой в балете Чайковского "Лебединое озеро". Это уникальные кадры 1947 года. Еще не сделав ни одного движения, она уже завораживала зрителей. Ее волнующие руки, неистовые прыжки доводили зал до исступления.
1948 г. роль Заремы в "Бахчисорайском фонтане"
Роль Маши в "Щелкунчике" П.И. Чайковского - свою первую главную партию - балерина станцевала уже в первый сезон работы в Большом театре.
Затем были Мирта в "Жизели", фея Осени в "Золушке",
"Танец персидок" в опере "Хованщина"
заглавная роль в балете "Раймонда" А.К. Глазунова,
Китри в "Дон Кихоте" и другие.
После ухода Галины Улановой в 1960 году она стала прима-балериной Большого театра, где проработала до 1988 года.
Красс - Марис Лиепа, Эгина - Майя Плисецкая в балете "Спартак"
Фригия - Майя Плисецкая, Спартак - Дмитрий Бегак. .
В историю мирового балета вошли ее ведущие партии в "Лебедином озере", "Каменном цветке", "Спящей красавице", "Спартаке", "Жизели", "Раймонде" и другие.
Хозяйка Медной горы
Принцесса Аврора в "Спящей красавицы"
Все эти роли отточили стиль Плисецкой - графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного па и хореографического рисунка в целом.
Редкий талант актрисы - яркий, трагедийный - проявился в партии Кармен в балете "Кармен-сюита", поставленном Альберто Алонсо специально для Майи Плисецкой. Музыку к балету написал ее муж - Радион Щедрин.
Образ Кармен, одна из главных ролей Плисецкой в репертуаре Большого театра, явилась ярчайшим проявлением творческого мастерства великой балерины, отмечает ТАСС.
В 1958 году Плисецкая вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Им предрекали разрыв с самого начала: слишком талантливы. До замужества с Родионом Щедриным недолгое время была замужем за Марисом Лиепой, которого и перевела из Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко в Большой. Но Щедрин стал не просто её супругом, но и вдохновителем и соавтором. На его музыку в качестве балетмейстера она создала такие балеты как «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой».
"Чайка"
"Дама с собачкой"
"Анна Каренина"
Её портреты писали великие художники. Такие как Марк Шагал. Поэты посвящали ей стихи (Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина), самые востребованные кутюрье делали для неё костюмы, а платье Пьера Кардена стало сенсацией в мире моды. Её принимали коронованные особы и главы правительств. Её танец видели Сталин, Мао Цзэдун, Джавахарлал Неру, Иосип Броз Тито, Черчилль. Юрий Гагарин, академик Капица. Восхищался американский президент Кенеди. Да и трудно сказать, кто не видел, и кто не восхищался….
В 60-е зарубежные глянцевые журналы боролись за право поместить фото этой уникальной женщины на обложку.
Последний свой спектакль в Большом - "Даму с собачкой" - она танцевала 4 января 1990 года. Разногласия с театральным руководством, в том числе с главным балетмейстером, художественным руководителем балета Юрием Григоровичем, привели к тому, что балерина ушла из театра.
В 80-х очень много времени семья Плисецкая-Щедрин провела работая за границей. там Майя Плисецкая попробовала свои силы в качестве художественного руководителя Римского театра оперы и балета и Испанского Национального балета в Мадриде. Для нее ставили балеты лучшие хореографы со всего мира – Ролан Пети, Морис Бежар, Юрий Григорович.
[показать]
Покинув сцену в 65 лет, Майя блестяще вернулась в 70 лет в юбилейном концерте, написанным для нее Морисом Бежаром.
В пятьдесят она танцует "Болеро" в окружении 30 мужчин,
в шестьдесят - "Даму с собачкой",
в 75 – "Аве, Майя!"
[показать]
И выглядит она так, что может смело не скрывать свой возраст. Непредсказуемая, блистательная, загадочная. Женщина, которая оспорила аксиому, что сценический век балерины краток, и доказала, характер - это и есть судьба.
[показать]
Нельзя не отметить сотрудничество Майи с миром моды. Всегда элегантная и безукоризено одетая, она привлекала многих модельеров, которые были готовы работать над ее костюмами.
Однако, наиболее ярким сотрудничеством стал ее тандем с Пьером Карденом.
Их совместные творения поражают необыкновенной красотой. Им даже удалось соединить моду и танец в одно незабываемое шоу.
С 1987 по 1990 Майя Михайловна руководила труппой испанского классического балета, и в 1993-м королевским указом ей было присвоено гражданство Испании. В 1990 году она была награждена испанской медалью изящных искусств, а в 2005 стала лауреатом премии принца Астурийского.
В 2005 году Майя Плисецкая вышла на сцену Кремля в юбилейном вечере, исполнила несколько номеров, доказав, что время не властно над истинным талантом и вечной красотой. Отдельным шедевром того вечера, можно с уверенностью назвать незабываемый импровизированное фламенко в дуэте с Хоакином Кортесом.
В 2008 Великая балерина танцевала в балетной пьесе "Ave Maya", поставленной специально для нее известным балетмейстером Морисом Бежаром. Она выступила в сопровождении нескольких солистов Большого и Мариинского театров.
Речь идет о ее единственном выступлении в Испании. Стоит отметить, что в ноябре этого года Плисецкой исполнилось 83 года.
Испанский принц Филипп и Испанская королева София
"В Майе чувствуется испанская страсть. Порой кажется, что она - исполнительница фламенко", - сказала испанская балерина о своей русской коллеге.
"Она прекрасна. В свои почти 83 года Майя Михайловна Плисецкая выходит на сцену и озаряет ее своей энергией", - написала в тот же день испанская газета "Паис".
"Майя Плисецкая - одна из тех, кому удалось победить время", - написала другая газета, "Мундо".
"Сейчас бы меня даже в простую балетную школу не взяли из-за физических данных - "непродавленная коленка и подъем средненький", - говорила легендарная артистка. Плисецкая также признавалась, что она была "невероятной лентяйкой".
"Я никогда не любила тренироваться, репетировать, - откровенничала Майя Михайловна. - Впрочем, в последнее время стала думать, что именно это в итоге продлило мою сценическую карьеру: я танцевала в два, а то и в три раза дольше, чем положено. Может быть, потому что у меня были неизмученные ноги".
Артистка жила преимущественно в Германии, изредка приезжала вместе с супругом в Москву и Санкт-Петербург. Балерина удостоена множества наград и премий, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством".
Светлая ппамять великой балерине, актрисе и женщине!!!