• Авторизация


МИХАИЛ КРАСИЛИН ИКОНЫ 05-11-2017 05:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x560]

[502x700]

[700x448]

 

 


1921 год. П.С.Сеньков1 Мстёра

Дерево, смешанная техника. 53,3x42,7

В центре иконы изображена парящая фигура Ангела- хранителя в белых одеждах с широким золотистым во­ротом и подолом, украшенными жемчугами. На ногах против друга слева Иоанн Предтеча и мученицы Ана­стасия и Надежда. Предтеча в темно-фиолетовой ми- лоти и темно-зеленом гиматии. Он держит левой ру­кой раскрытый свиток с традиционным текстом. Му­ченица Анастасия в белом плате, вишневом плаще и синем хитоне. В ее руках крест и развернутый свиток с текстом начальных слов «Символа Веры».

алые сапожки. Его широко раскрытые крылья с радуж­ным оперением словно осеняют все пространство ико­ны. В правой руке он держит красный крест, в левой сжимает перед собой огненный меч. Ангел стоит на си­реневом облачке. Над ним в облачном обрамлении изображена полуфигура благословляющего Христа с Евангелием в левой руке.

Внизу на скалистом охристом поземе, между горок которого видна уходящая наискось синяя река, на берегах которой изображены пальмы, стоят друг

Дева Надежда с непокрытой головой в оранже­вом платье с широким золотистым воротом и подо­лом, украшенным жемчугами. Руки ее приподняты.

В правой она держит крест. Между Иоанном и святы­ми женами стоит дерево, чьи ветви-лозы с необычны­ми цветами оплетают средник иконы, и на них подоб­но плодам изображены круглые медальоны с образами святых. С левой стороны изображены полуфигуры: юный мученик Александр с крестом и свитком; епи­скоп Василий Парийский с Евангелием; благоверный

 

князь Михаил Тверской с крестом и мечом; Алексий человек Божий со сложенными руками и свернутым свитком; равноапостольная Нина, просветительница Грузии, с крестом и Евангелием в руках. С правой сто­роны — мученицы Ирина и Анастасия Римляныня; пра­ведница Анна с развернутым свитком с текстом; вели­комученица Екатерина в царской короне, царском го­лубом одеянии и с развернутым свитком и Мария Еги­петская.

В личном письме используются живописные приемы.

Нимбы «золотые» — покрыты тонким слоем бронзовой краски. Фон иконы голубой. Средник с по­луовальным завершением обрамлен золотой полосой. Узкие поля окаймлены с внешней стороны вторым ковчегом. На нем по буро-вишневому фону наряду с ро- кайльными элементами изображены чередующиеся сине-зеленые и желто-красные цветы.

НАДПИСИ

Черные имен святых на нимбах и тексты на свитках.

На нижнем поле по центру розовато-белова­тым пигментом в прямоугольном обрамлении: С1Я ИКОНА COOfужеНА Д0С|О^ОТНЫ/Wb ПОЖбОТВОБАНИ-

емъ п^ожанъ б лето от рождествл эдистовл i92ie MeCUjA лпрля П^И СВЪ ПАТ|ИА^е тихоне пен Af^iencic евдокиме при служении п|ото1б|ея фео-

ДОj)А А^АНГеЛЬСКАГО КТИТОРУ UjCf 1СВИ СБ. АПСТЛА ИОАННА 1Г0Г0С. ИВАНу АНДрбБИЧуЕб^бЗИНу ЗА

ю летнее ревностное служение ^рлму. д^удож- НИК'Ь-ИЗОГрАф'Ь П .с.сенысовъ. О БЛАКО ^(jlHCTO)C..

Доска цельная с двумя врезными торцевыми шпонками. Оборот и торцы доски загрунтованы и за­крашены темно-вишневым пигментом. Двойной ков­чег, паволока не просматривается, левкас.

СОХРАННОСТЬ

Удовлетворительная.

РЕСТАВРАЦИЯ Не проводилась.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Неизвестно.

ИКОНОГРАФИЯ Исследуемое произведение привлекает вниманием своей необычной иконографией. Однако эта схема от­нюдь не нова. Ее истоки восходят к одной из древней­ших композиций, наиболее часто встречаемой в стено­писях, — «Древо Иессеево». На русской почве оно впер­вые появляется в росписях Благовещенского собора Московского Кремля, выполненных в 1405 году Феофа­ном Греком (не сохранились). В 1547-1551 годах рус­ские мастера на паперти того же собора вновь написа­ли эту композицию, возможно появившуюся не без воз­действия макарьевских соборов, на которых обсужда­лись проблемы допустимых новаций в иконописи2. Ос-


591

ИКОНА «АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ С ИОАННОМ ПРЕДТЕЧЕЙ, МУЧЕНИЦАМИ АНАСТАСИЕЙ, НАДЕЖДОЙ И ИЗБРАННЫМИ СВЯТЫМИ»


новная идея сюжета была заключена не только в зри­мом представлении генеалогического древа Христа, но и в наглядной связи Ветхого и Нового Завета. Мастера Благовещенского собора пошли дальше, соединяя вет­хозаветных пророков с такими «еллинскими мудреца­ми», как Анаксагор, Гомер, Плутарх, Менандр, Платон и Вергилий, а через них и с истинными охранителями православия — русскими князьями. В этом можно отме­тить определенную подвижность композиции, ее от­крытость к отражению актуального на конкретный пе­риод времени содержания. Среди многочисленных примеров росписей на этот сюжет следует отметить и композицию «Лоза Неманичей» в росписях 1320 года в Грачанице, 1330 года в Пече, 1350 года в Дечанах и так далее3, где налицо использование в политических и идеологических целях древнего первоисточника. Ис­пользование объединяющей лозы встречается неодно­кратно. На русской почве позднее ее можно встретить в иконографии «Любовью связуемые апостолы». В ис­следуемом произведении тема лозы становится более многозначной. Икона, несомненно, является семей­ной, и по замыслу заказчика в ней должны быть отра­жены родственные связи тех лиц, чьи святые покрови­тели здесь запечатлены. Иконописец расположил в центре Иоанна Предтечу и Анастасию с Надеждой, чьи имена, по-видимому, носили главы семьи. Они стоят на берегах реки. Река здесь и источник веры. Но доминан­той композиции мастер избрал Ангела. Он, как бы за­меняя собою Иессея, является одновременно и духов­ным родоначальником конкретной православной се­мьи, и ее хранителем. Здесь следует напомнить, что икона была написана в 1921 году, когда уничтожение церковной жизни России стало нормой4.

АТРИБУЦИЯ Икона обращает внимание не только своеобразием композиции. Необычен ее колорит, где доминирую­щую роль играет пронзительно голубой цвет фона. На нем интенсивнее звучит сложная комбинация цветов на крыльях Ангела-хранителя и, конечно, в изображе­ниях одежд святых. Эта пестрота усиливает графиче­ское начало иконы. Все компоненты произведения яс­но «прочитываются». В разработке силуэтов фигур, плетения лозы с цветами отчетливо прослеживается влияние модерна. Однако живописная трактовка об­разов иконы соотносится и с популярными в обществе религиозными образами Виктора Васнецова. В част­ности, Ангел-хранитель близок к одноименной фигуре в знаменитых росписях Владимирского собора в Кие­ве (1885-1896), например, ангелы в композиции «Ра­дость праведных о Господе»5.

Однако при внимательном рассмотрении де­талей можно отметить определенную грубоватость письма. Она обусловлена в значительной степени и выбором материала. Икона написана в смешанной технике, в которой, насколько можно судить по визу­альному наблюдению, преобладает масло. Отсюда своеобразные «живописные», хорошо прочитывае­мые движения кисти. Не исключено, что обстоятель­ства времени наложили свой отпечаток на выбор пиг­ментов и связующих.

ПРИМЕЧАНИЯ

1                   Имя мстерского иконописца Петра Степановича Сенькова (даты жизни не известны) зафиксировано также в под­писи с полным именем на иконе 1918 года «Спас Недреманное Око», написанной им совместно с братом Василием Степанови­чем (ГМИР; воспр. — Mstjoralaiset Ikonit 1992. № 10). Их упоминает И.Голышев в своей книге (Голышев1865. С. 103-104). Ма­стерская Сеньковых выпускала дорогие иконы, которые распространялись не только в старообрядческой среде, но и сре­ди православных, о чем свидетельствует надпись на исследуемой иконе.

2                   Качалова, Маясова, Щенникова 1990. С. 39-41.

3                   Джурич2000. Ил. нас. 492,493.

4                   Напомним, что в послереволю­ционное время другой мстерский иконо­писец, В.О.Мумриков, сделал наивную по­пытку примирить новую власть с религи­ей, разработав актуальную иконографию.

В своем произведении под названием «Фи­зический труд Святого Семейства» он изо­бразил отрока Христа вместе с Иосифом за столярным делом, а Богоматерь сидя­щей за прялкой (1923, ГМИР; воспр. — Mstjoralaiset Ikonit 1992. № 25).

5                   Виктор Васнецов 1990. № 99.


 

 

[700x419]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МИХАИЛ КРАСИЛИН ИКОНЫ | Кузьма_Кузя - Дневник СБ | Лента друзей Кузьма_Кузя / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»