Продолжение. Начало - http://www.liveinternet.ru/community/2332998/post115598741/
Кино - движущиеся картинки - родилось как ярморочный трюк, и поначалу не воспринималось серьёзно. Лет 15-20 оно было не более, чем развлекуха для детей и народа. Поэтому архитектура кинотеатров стартовала "от балаганно-салунной":
Кинотеатр уже убежал с ярмарки на городские улицы, но был каким-то "невсамоделишным". Если он чему-то там дико противоречила, кто на это помотрит? Инстинктивно сооружение воспринималось временным. Но если присмотреться...
... это же не картон! Отличная майолика - на века!
"Ярмарочный" стиль вел к направлению, которое впору именовать "суперпышным":
Кинотеатры крупнейших прокатных сетей, как Парамаунт, Уорнер Бразерс, Фокс всегда тяготели к этой ветви:
А уж что там внутри творится - туши свет...
Потолок ниши кинотетара "Эль Капитано"
Сразу родились и не-европейские вариации этого стиля. В первую очередь, "мексиканская":
В данной киношке удалась абсурдная попытка выдержать в мексиканском духе даже неон! :
Мексика довела до ошеломления стиль "платереско" ....
Санта Мариа де Окотлан, Мексика, конец 18-го века
...проистекающий из Испании. Между нами, мальчиками, именно мексиканская архитектура - самая эффектная в мире. Поэтому некоторые несознательные киношки южных штатов опустились до простого копирования мексиканских соборов:
Другой четкой "экзотической" ветвью является магометанская. Понимаемая, как "арабская", "каирская" или испано-мавританская:
Не вздрагивайте, это ещё не азиатская оккупация. Всего лишь кинотеатр...
Конечно, есть киношки, натащившие чемодан всякой экзотики без выяснения половой принадлежности.
Один из "великих" кинотеатров США - Тампа, Флорида
Но самыми распространенными, пожалуй, являются фантазии на "ацтекскую" тему (включая майя и индейцев).
Киношку "Ацтек" можно встретить и в северных штатах. В стилизованном виде мотивы живы по сей день.
Наконец, много "древнеегипетских" киношек. Одна была в первой части, вот ещё несколько примеров:
В такой кассе билеты на "Мумию" продавать, замотавшись бинтами...
Древний Египет может накрыть Вас и в американском Мухосранске.
Но самый знаменитый и дорогой кинотеатр мира оказался... "китайского" стиля:
Его метровозубые бронзовые китайцы провисят ещё века...
.............................
Теперь перепрыгнем в самый конец. В 50-60-е. Здание кинотеатра начинали считать просто зданием. Прискакала "серьёзная" архитектура. Американцы, в силу своего детского комплекса, оказались самыми рьяными и бесхитростными фанатиками малограмотного демагога Ле Корбюзье.
Сам-то Эдик был настоящим архитектором, и никогда не уродовал свою архитектуру своей демагогией. А им хотелось быть святее Папы Римского! А в коробке кинотетара, о ужас, даже нет окон!...
Вывеска вот этого "Хорнбека", открытого в конце 40-х, ещё сохраняет балаганность. Контраст карнавального неона и озверелого геометрического примитива - это смачная баталия эпох:
Однако воинствующий кретинизм убивает, наконец, и вывеску... 60-й; здание киношки ничем не отличается от наших. Даже тот же желто-серый кирпич (Сиэттл, "Синерама"):
.................................
"Суперпышность" была не без изюминок и открытий. Глядя на это здание...
... имеющее изумительно красивую вставочку, я вопрошаю: "Кто??? Кто сделал так, что мне запрещено создать что-то, столь же радующее глаз? Ле Корбюзъе? Да гореть тебе в аду!"
...............................
Но ведь большинство кинотеатров Америки построено МЕЖДУ этими крайностями. Кино уже понимается, как серьёзное искусство. Ни балаган, ни дворец Крёза ему не соответствуют. Но кинотеатр - ещё предмет, недостойный "архизверства".
Ни эклектика - ни функционализм. Что же? "Ар нуово"?
Да нет там ар нуово, поверьте...
Эту архитектуру невозможно назвать, кроме как "истинным национальным стилем США".
Это здание "заиграло" лишь потому, что имеет элементы Национального Стиля США. Истинного. "Киношного".
Имхо.
Тайна будет раскрыта в следующей части