Я люблю пейзажи Левитана:
В них осталась жить его душа.
Вот – чистейшей зелени поляна,
Я стою пред нею, чуть дыша.
Ничего вокруг не замечаю,
Вижу лишь околицу и лес,
И в закат навстречу им шагаю,
Растворившись в золоте небес.
***
Золотом объятые берёзы,
Пруд заглох в дремотной тишине,
От восторга набегают слёзы,
Всё до боли так знакомо мне.
© Copyright: Вера Логовская, 2008
[показать]
Дуб. 1880
[показать]
Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское. Работы русских пейзажистов того времени больше походили на копии итальянских и французcких картин, в которых прежде всего ценилась ясность и эффектность художественного языка. Левитан же избегал изображать внешне эффектные места. Ему это было не нужно. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине. Здесь нет "красот природы". Только то, что является одинокому страннику, бредущему от города к городу, от села к селу по бесконечным русским дорогам, влекомому тем "божественным нечто, что разлито во всем, но что не всякий видит, что даже и словом назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а одной лишь любовью постигается..." Только хмурые перелески, бедные поля и покосившиеся избенки, грустящие под ситцевым небом. Словно в насмешку над всеми националистами, тайна русской природы открылась бедному еврейскому юноше, на котором до конца жизни стояло клеймо его происхождения. Левитан наполнил наш бедный пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России - у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран. Около картин Левитана невольно вспоминаются слова Чехова из рассказа "Дом с мезонином": "На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, чего-то знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве..." Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. Можно без преувелечения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим. Левитан умер в 1900 году, став последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры, словно подытожив искания лучших русских умов того времени.©
[показать]
Венеция. Рива дельи Скьявони. 1890
[показать]
Ствол распускающегося дуба. 1883-1884
[показать]
В лесу осенью. 1894
[показать]
Дуб на берегу реки. 1887
[показать]
Весна. Большая вода. 1897
[показать]
Берег Средиземного моря. 1890
[показать]
В парке. 1880
[показать]
Весна в Италии. 1890
[показать]
Весна в Италии. 1890
[показать]
Весна. Белая сирень. 1890-е
[показать]
Вечер на Волге
[показать]
Вечерний звон. 1892
[показать]
Деревня. Хотьково. 1890-е
[показать]
Домик с ракитами. Первая половина 1880-х
[показать]
Заросший пруд. 1887
[показать]
Крымский пейзаж. 1887
[показать]
Летний вечер. Река. 1890-1896
[показать]
На даче в сумерки. 1890-е
[показать]
Остатки былого. Сумерки. Финляндия. 1897
[показать]
Папоротники у воды. 1895
[показать]
Первая зелень. Май. 1883-1888
[показать]
Перед грозой. 1879
[показать]
Поезд в пути. 1890-е
[показать]
Речная заводь (Прудик). Конец XIX века
[показать]
Серый день. 1888
[показать]
Тихая обитель. 1890
[показать]
У берега моря. Крым. 1886
[показать]
Цветущие яблони. 1896
обратите внимание на подпись картины :)