• Авторизация


Дети и пост 19-02-2009 10:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


http://www.is.svitonline.com/diakon/20/2008.htm
Подросток и пост

Подростковый возраст не зря называют "трудным": он труден и для самого ребенка, который не может правильно понять происходящих в нем изменений, и для родителей, которые в эти годы часто теряют контакт с сыном или дочерью.
Пост для подростка еще более необходим, чем для младенца. Но говорить с ним о посте надо иначе.
Подростку можно сказать о том, как в каждом человеке плоть пытается подчинить себе дух - высшее начало личности. О нашей свободе воли - высшем даре Божием. О том, что способность сознательно отвергать свое "хочу" отличает нас от животных. О том, как окружающий падший мир порабощает наш ум и волю, через телевизор и другие изобретения, через рекламу навязывая нам свои представления и вкусы, стремясь сделать нас своими рабами. О том, что пост - это отвержение власти мира над собой. Что пост дает поэтому истинную свободу душе - и от влияний мира, и от притязаний плоти.
Или проще: что пост представляет наилучшую возможность укрепить свою волю в борьбе с желаниями плоти. Что, побеждая себя, дисциплинируя себя, мы становимся выносливее, сильнее...
Как бы родители ни построили беседу, каким бы содержанием ни наполнили ее, беседа с подростком необходима, как и вообще искренние, доверительные отношения в этом возрасте, когда дети, не находя понимания у своих родителей, порой навсегда внутренне отдаляются от них.
Как возможно вот такое: православные родители во время Великого поста обнаружили в комнате 14-летнего сына пустые банки от тайно съеденных им мясных консервов?..
Очевидно, отношения в семье давно дали трещину. Сын, конечно, совершает тяжкий грех, но его поведение говорит и о недоверии к родителям. Нет ли в этом и их вины? Откуда взялась его скрытность? От страха наказания? От сознания невозможности искренне объясниться с родителями? От того, что он разуверился в силе поста и не надеется убедить взрослых? От того, что он утратил веру?.. Но как же все это могло пройти мимо родителей?
Возможно, когда-то родительский нажим на ребенка был чрезмерным... Или они сами не являлись для него примером благочестия. А быть может, подросток, со свойственной этому возрасту чуткостью и бескомпромиссностью, в чем-то заметил родительскую непоследовательность?.. Во всяком случае, родителям здесь есть над чем подумать.
Православные педагоги считают, что подростка особенно опасно заставлять строго выполнять все нормы поста, если он сильно тяготится ими. В этом случае пост не только не принесет желаемой пользы душе, но и, лишенный добровольности и сознательности, совершенно потеряет свой смысл. Насильное лишение любимой пищи только ожесточит подростка против родителей и даже против Церкви, разовьет в нем привычку ко лжи.
Опытный священник подскажет, как быть в каждом конкретном случае, какие послабления в посте допустимы, какие нет. Хотелось бы только пожелать родителям не быть чрезмерно жесткими и требовательными - наоборот, быть снисходительными и, по примеру Спасителя, уметь прощать. На первом месте в отношениях всех христиан, тем более родителей и детей, должна быть не требовательность, а любовь. Пусть родители не забывают пример из жития старца Силуана: его отец предпочел сам "оскоромиться", чтобы не смутить сына-юношу!
В то же время они должны усилить требовательность к самим себе, памятуя, что не без их вины происходят падения ими рожденного и воспитанного ребенка.
Святые отцы, говоря о важности поста, предупреждали о соблюдении необходимой меры в нем, как и во всяком телесном делании. Преп. Ефрем Сирин пишет: "Если сверх меры будешь утруждать тело, то в этом случае оно обращается в тягость душе, которой овладевают робость и уныние, и делается она раздражительной и ленивой к молитве и благому послушанию". Особенно важно помнить эти слова великого подвижника слишком строгим родителям.
Так как цель поста - в стяжании душевных добродетелей, то становится уже не принципиально важным, лишать ли ребенка на пост только мяса и конфет или еще и молока...
Важно определить свою меру поста для каждого ребенка в каждом отдельном случае, что в состоянии сделать только его родители, по согласованию с духовником и (если требуется) учитывая мнение врача.
Но даже если ребенок имеет серьезное хроническое заболевание - все равно от чего-то постом отказаться надо. Это может быть (и бывает чаще всего) полный отказ от мяса на все время длительного поста. Это может быть отказ от сладостей, которые обычно любят все дети, то есть отказ от исполнения прихоти чрева. Пусть в пост полностью "отменяются" мороженое, торты, конфеты, шоколад!
Запрет принимать пищу в неположенное время должен соблюдаться всегда, но если этого не было - в пост самое время положить начало. Думается, против такого вида воздержания не будет возражать никто из членов семьи.
Можно, следуя определениям святых отцов, последовательно отказываться от определенных, душевредных видов пищи: сначала от утучняющей (очень сытной, тяжелой, дающей сонливость), потом от разжигающей плотские похоти (от острого, соленого, от крепкого чая и кофе, если ребенку давали эти напитки), затем от услаждающей (сладостей, лакомств).
Можно отказаться от различных гастрономических изысков: запеканок, салатов, пирожков и т. п. Отметить пост простотой и однообразием пищи.
Можно, наконец, пойти по пути ограничения количества пищи. Об этом говорил, например, архимандрит Амвросий (Юрасов) в передаче радиостанции "Радонеж": главное - чтобы ребенок знал, что пост есть пост. Поэтому надо объяснить ему: "Вот, ты раньше выпивал, например, столько-то стаканов молока - теперь будешь вдвое меньше: пост".
Определение меры поста во многом зависит, таким образом, от обычного питания ребенка. Если он привык чуть ли не ежедневно есть торты, пирожные или мороженое (что, как утверждают врачи, очень вредно), то полное лишение этих лакомств уже будет для него "постом ". Если же он получал эти сладости лишь изредка, по праздникам - такой "пост" не будет чувствоваться ребенком.
Если ребенок привык есть между общими трапезами, то новый порядок (когда фрукты и сладкое дают только "на третье") будет им воспринят как "пост". И так далее. Вариантов может быть очень много.
И, в заключение, хочется еще и еще раз сказать:
Пост у ребенка должен быть осознанным. Пусть это будет плод его детской веры, его собственный подвиг. Он должен понимать, что не просто почему-то в какие-то дни ему не дают молока, а что у него есть бессмертная душа, которая выше всякой пищи и выше тела с его потребностями. Что вместе со своими родителями и тысячами других детей и взрослых он тоже живет по уставу Церкви, в которой они все спасаются.
Иерей Александр Дубинин
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дети и пост | Пирина - Дневник Пирина | Лента друзей Пирина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»