• Авторизация


Монахи тибетского монастыря Пхиянг 03-10-2008 01:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Монахи тибетского монастыря Пхиянг (Ладакх, Индия)
В World music фестивале «Этномеханика» (25-28 сентября 2008 г. г. Санкт-Петербург)

В рамках фестиваля «Этномеханика», организованного Центром современного искусства им. С. Курёхина, были приглашены монахи тибетского монастыря Пхиянг. До Санкт-Петербурга монахи выступали в Прибалтике и в Москве. Зрителям были представлены как песнопения тибетского буддизма, так и ритуальные танцы, проводимые в монастыре в честь Праздников. Поэтому, сцена Центра (бывший кинотеатр «Прибой») превратилась в "площадку перед монастырём", где проводилось это действо. Позвольте привести название танцев и песнопений, чтобы полнее показать происходящее событие.
Всё действо (2часа) было разделено на 2 отделения. Вот некоторое описание названия танцев:

В буддизме подлинная живая передача учений мастера и его опыта ученику — событие исключительной важности. Исконные учения и медитативные практики, благодаря непрерывной линии их передачи, сохранились до настоящих дней.

1) Танец Махакалы (Mahakala)

Махакала (Mahakala) по своей сути является эманацией Чакарасамвары (Chakarasamvara). Танец рассказывает о его деяниях во времена различных Будд. Однажды Нагарджуна (Nagarjuna) увидел в Наланде (Nalanda) несколько тёмных скал, случайно сложившихся в образ Махакалы (Mahakala). Он отнёс их в Наланду (Nalanda) и объявил Махакалу (Mahakala) их покровителем. Махакала (Mahakala) практикуется для освобождении от препятствий, которые возникают на пути буддиста.

2) Танец Аши (Achi)

Аши (Achi) — покровительница Дрикунгпы (Drikungpa). Танец Аши (Achi) выражает чувство радости. Согласно Сутре (Sutra), Аши (Achi) по своей сути является эманацией Тары (Tara). Более того, некоторые считают её эманацией покровителя Рематши (Rematsi) или также Пальден Лхамо (Palden Lhamo). По мнению лорда Джигтена Сумгона (Jigten Sumgon), Аши (Achi) — покровительница 1000 Будд.

3) Ачарья (Acharya) и народный танец белых масок

Ачарья (Acharya) — важный религиозный учитель, который учит на личном примере.

4) Танец Лани (Deer)

В тантрической традиции определённые животные, такие как лань и буйвол, представляют собой часть окружения различных божеств. Назначение подобных танцев состоит в том, чтобы изгнать прочь злых духов и негативные силы, которые накопились вокруг Рудры (Rudra), демона верности своему эго. Замечательные индивидуальные проявления талантов одиночных танцоров обнаруживаются в таких танцах. В частности, танец Лани (Deer) требует мастерства, большого количества жизненной энергии и выдержки, и предпочитается юными танцорами.

4) Танец Чёрной Шляпы

Этот танец связан с убийством известного гонителя буддизма короля Лангдармы (Langdarma) (правление 838-842), которому практически удалось уничтожить традицию Учения в Тибете. Результатом действий Ландгармы (Langdarma) стал распад Тибета на несколько малых королевств. К тому времени, один могущественный монах по имени Пальгий Дорье (Palgyi Dorje) явился в Лхасу (Lhasa) в таких же одеждах, какие носили в чаме, и пустил в лоб короля стрелу, пока тот занимался чтением надписи на колонне перед храмом Йоханга (Jokhang). Эта история воссоздаётся в танце Чёрной Шляпы, танце преодоления особенно, разрушительных препятствий. Это один из самых интересных и мощных танцев, он обычно исполняется самыми искусными танцорами.

5) Танец Тшимар Чам (Tsimar Cham)

Покровитель Дхармы Тшимар (Dharma Tsimar) по своей сути тождественен Тхадрин (Thadrin). В этом мире он был воплощением сына Мигьира Сангвы и Югьен (Migyur Sangwa and Ugyen). За свои чёрные деяния он переродился снова как Тшан (Tsan), божество, населяющее горы и скалы, зачастую оракул.

6) Медитация Чoд (Chod)

Чoд (Chod)— это целая система практик, цель которых — прохождение сквозь четырёх демонов эго: (1) демон, который является с препятствиями, помехами, или из них; (2) демон, не имеющий ни препятствий, ни помех; (3) демон удовольствия и наслаждения; (4) демон гордыни. Впервые практику Чод (Chod) применила великая учительница Мачиг Лабдрон (Machig Labdron) (прим. 1055-1143). Она возродила учение Чод (Chod) от своих двух Лам (Lamas)— их звали Пха Дампа Сангие и Койотон Сонам Лама (Pha Dampa Sangye and Kooton Sonam Lama). Она сказала: «Мой Дхарма (Dharma is Mahamudra) — это Махамурда (Mahamudra)», имея ввиду внешнее значение Парамиты Сутр (Paramita of the Sutras) и внутреннее значение непревзойдённых Тантр (Tantras), практикуемых совместно. Она учила своего сына и многих других учеников специальным техникам Пхунгпо Зенкиур (Phungpo Zenkyur). Такой практикой достигаются и преходящая благость чувствующих существ, например, облегчение страданий при болезнях, присутствии демонов, пребывании в бедности, и конечная благость чувствующих существ, — достижение состояния Будды.

7) Кунриг мудра (Kunrig mudra)

Мудра (mudra) в буквальном смысле означает «жест руками». Это название связано с различными жестами рук, которые свойственны практике ритуалов Ваджрайана (Vajrayana), а в более широком смысле – с ручными инструментами, такими как ваджра и колокол. Руки изображений Будд, Бодхисаттв (bodhisattvas) и божеств исполняют многогчисленные ритуальные и стилизованные мудры (mudra) . В руках могут находиться различные предметы, как элементы таких поз. Каждая поза в отдельности и в комбинации имеет своё специфическое значение.

История особых танцев Дрикунг Кагиу ваджра (Drikung Kagyu vajra) началась в 13-м веке во времена правителя 10-го трона Дрикунгов (Drikung), Ньера Гьедпа Дорье Гьальпо (Nyer Gyedpa Dorje Gyalpo). Далее танцы дополнялись последующими преемниками трона, а традиция танцев ваджра через Тибет распространилась во многие монастыри. В 15-м веке в Ладакхе Чойхе Дханма Кунга Дагпа (Choje Dhanma Kunga Dagra) основал монастырь Пхийанг (Phiyang). Этот человек пришёл из местности Мт Каилаш (Mt Kailash), в Тибете. Позднее, в 16-м веке, Чойхе Гьяльтсе Тшанг (Choje Gyaltse Tsang) познакомил этот монастырь с танцем ваджра. Традиционные танцы и музыка, которые можно увидеть и услышать в наши дни в монастыре Пхийанг (Phiyang), отличаются особой аутентичностью, здесь нет влияния запада или современности.



Музыкальные инструменты

Дунг-чен (Dung-chen) — похожий на трубу инструмент, самый большой из всех используемых при исполнении ритуальной музыки тибетского буддизма. В основном размеры этих инструментов около 2 — 3 метров, но могут быть и до 4,5 метров в длину. Телескопическая труба изготавливается из меди или латуни, а дорогие инструменты украшаются эффектной гравировкой. Перед игрой огромный инструмент обычно устанавливают на деревянную платформу. Дунг-чен (Dung-chen) издает чрезвычайно низкие басовые звуки. Главное назначение инструмента состоит не в создании мелодий, а в создании основного тона, иногда для воспроизведения октав в качестве обертонов. Для получения продолжительного звука инструмент всегда используются парами исполнителей, которым приходится попеременно останавливать игру, чтобы набрать дыхание.

Основные принципы воспроизведения звука с помощью канг-дунг (kang-dung) — другого духового инструмента, схожи с игрой на трубе. Звуки канг-дунг символизируют чистоту, следовательно, и сам инструмент должен был быть чистым.

Дунг-кар (Dung-kar) — ритуальный духовой инструмент индийского происхождения, изготовляемый из раковин моллюсков. Будучи уже известным в Индии в ведическую эпоху, он, с тех пор, использовался в сакральной, народной и военной музыки. Дунг-кар (Dung-kar) всегда считали святым предметом. В индийской мифологии он известен как оружие Вишну. Дунг-кар (Dung-kar) имеет мистический тембр и глухой, глубокий тон вибрации. Его звук символизирует чистоту и благоговение. Его священность настолько универсальна, что его используют как ритуальный инструмент в ведической религии, индуизме и джайнизме, а также в религиях хинайяна, махайяна и в тантрическом буддизме.

Гьялинг (Gyaling) — близкий родственник габоя. Инструмент представляет собой коническую деревянную трубу с металлическим раструбом с одного конца, и с металлической трубой с двойным загубником — с другой. Гьялинг (Gyaling) при игре требует особой техники дыхания — так называемого кругового дыхания, которое делает возмоджным постоянное звучание без пауз для взятия дыхания. На этом инструменте можно играть сложные мелодии, но необходимо мастерство и упорство. Поэтому начинающим исполнителям не доверяют игру на гьялинге (Gyaling) .

Дрильбу (Drilbu), своим происхождением обязанный Индии, может считаться как музыкальным инструментом, так и предметом культа. В комбинации с дордже(dorje) он играет главнейшую роль в буддистских ритуалах ваджраяна. Дрильбу (Drilbu), – это колокол из бронзы, меди или серебра. Общая длина его вместе с ручкой составляет 20 см. При игре колокол всегда держат в левой руке. При сотрясании этого ручного колокола, язычок внутри него рождает высокий пронзительный звук, символизирующий окончательную трансцендентальную мудрость.

Дамару (Damaru) – это небольшой ручной барабан в форме песочных часов, используемый во многих частях Азии. Индуисты верят, что вселенная была создана Шивой с помощью дамару. К барабану крепятся два кожаных мяча, в одном из которых иногда зашивают волоски с лобка женщины, а в другом – волоски с лобка мужчины. Это символизирует единство мужского и женского начал. Когда барабан крутят, мячи начинают качаться, ударяя по кожаной мембране и издавая грохочущий звук.

Нга (Nga) – это большой ритуальный барабан с двумя мембранами. Хотя нга – всего 20 см в ширину, она способна издавать низкий протяжный звук благодаря большому диаметру мембран. Согнутый кусок древесины в форме вопросительного знака используется в качестве барабанной палочки.

Сильниен и ролмо (silnyen and rolmo) – это тарелки. Они могут быть использованы в священной музыке двумя разными способами: либо для подчеркивания особых моментов в оркестровых представлениях, либо для создания мотонного фона при декламировании текста.

Все танцы характеризовались высокой подвижностью и вращательными движениями на одной ноге, перемещаясь на другую. Вращения происходили, преимущественно, по часовой стрелке, но иногда, и против. Одеяния были многослойными и узорчатыми, символизирующую космогонию по представлениям буддийской философии. Танцам и пению учатся много лет, добиваясь в движениях не только точность и пластичность, но, и чтобы каждое движение имело глубокую символику. Это как в индийских танцах – каждое движение рук и ног имеет глубокий смысл, основанный на представлениях о происхождении Вселенной и места в ней человека.
[700x311]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Ptisa_Lucy 09-12-2008-18:09 удалить
тебе понравилось? Наверное, было захватывающее зрелище. Если еще в этом так много понимаешь, то начинаешь видеть многие мелочи, которые неискушенному слушателю просто непонятны.
А вот там про инструменты. Dung-chen - он точно так называется? Я тут про такую вот трубу узнала - диджеридо называется. Это от австралийских аборигенов еще пошло. Тоже вроде и большие бывают, и дыхание важно, и не для мелодий. У меня даже звук записан. Интересно.
Прослушать запись Скачать файл
Людмила, мне очень понравилось!
Но звук у этой трубы другой, нежели в записи )))
Думаю, что это в обработке. Я слушал аборигенов, там совсем другие голоса и звуки.
А в Dung-chen я сам дул, когда ещё жил в Ставрополе. Мы в Музее Изобразительных Искусств выставку организовывали по Тибету. Звук не просто очень извлечь. Даже, не получалось, типа гудки я выдавал, как из пионерского горна. А в настоящем - глубокий прекрасный низкий тон. Они считают, что это звуки Вселенной из музыкальных инструментов. Поэтому, и отношение к музыке особое.
Ptisa_Lucy 10-12-2008-01:16 удалить
МОЭЛ, да, конечно в обработке! Про диджеридо тоже говорят, что звуки Вселенной. :)


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Монахи тибетского монастыря Пхиянг | Алладин_Хоттабыч - Записи | Лента друзей Алладин_Хоттабыч / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»