«Примерно в середине или в конце 1480-х годов, когда Леонардо пытался занять место придворного живописца, он начал большую серию рисунков, относящихся практически ко всем областям науки. Наряду с техническими, художественными и «научными» рисунками этого периода существуют разнообразные наброски, которые можно назвать чисто фантастическими.
В конце 1480-х годов, когда Леонардо работал над созданием конного памятника Франческо Сфорца, он впервые основательно занялся изучением пропорций человеческого тела, анатомией и физиологией. В апреле 1489 года он начал книгу под названием «О фигуре человека». В соответствии с замыслом этой книги, который, конечно, так и не был осуществлен, Леонардо систематически делал обмеры двух молодых людей. После нескольких месяцев подобных исследований, которые Леонардо проводил почти одновременно с обмерами лошадей своего патрона Людовико дель Моро, он достиг общего представления о пропорциях человеческого тела и начал изучать пропорции сидящих и коленопреклоненных фигур. Затем Леонардо сравнил результаты своих антропометрических исследований с единственным сохранившимся от античности каноном пропорций, получившим название «Человека Витрувия». Архитектор и инженер Витрувий, живший в эпоху Римской империи, написал трактат об архитектуре. В его третьей книге содержалось полное описание пропорций человеческого тела. Витрувий пришел к выводу, что человек с расставленными ногами и распростертыми руками может быть вписан в идеальные геометрические фигуры — квадрат и круг. Следовательно, по Витрувию, если тело человека находится внутри круга и квадрата («homo ad circulum» и «homo ad quadratum»), то центром человека будет пупок. Формула Витрувия часто изображалась графически в эпоху Возрождения и позднее, но с различными результатами. Но наиболее известным изображением стал рисунок Леонардо.
Леонардо не заботился о геометрическом соотношении круга и квадрата, поэтому на его рисунке эти геометрические фигуры не заключены одна в другую. Он исправил несоответствия в измерениях Витрувия, опираясь на свои собственные, полученные эмпирическим путем знания пропорций человеческого тела. Поэтому руки и ноги, по версии Леонардо, приобрели нормальные размеры. Лишь центр крута, очерчивающего «homo ad circulum» совпал с пупком, а центр квадрата, заключающего в себя «homo ad quadratum» находился на лобке. Благодаря точности своих измерений Леонардо удалось постичь античный канон и создать изображение, которое мы признаем настоящим воплощением построений Витрувия.
Знание пропорций человеческого тела было само собой разумеющимся для художников второй половины XV столетия, но никто не изучал их с такой точностью, как Леонардо. Еще дальше за пределы обычной художественной практики пошел обосновавшийся в Милане художник в анатомических исследованиях. Именно в это время Леонардо изучал размеры человеческого черепа и отдельные «разделы» мозга. Но при этом он следовал ложным представлениям античности и Средневековья, которые были весьма популярны в то время. Следуя этим представлениям, он точно определил центр всех чувств человека (sensus communis) — своего рода физиологический коммутатор человеческих ощущений — и четко указал его пересечением двух линий. ... Леонардо, следуя распространенному в Средневековье представлению о том, что мозг человека состоит из трех желудочков, нарисовал их в виде трех полостей размером с орех. Первая из этих расположенных одна за другой полостей принимает ощущения, следующая обрабатывает их, а третья сохраняет. Еще большую приверженность ложным анатомическим представлениям демонстрирует изображение полового акта. .... Леонардо следует за распространенным в то время взглядом о связи между внутренними органами человека: трубчатый канал соединяет женские груди с маткой, а половой член напрямую связан со спинным и, соответственно, с головным мозгом. На рисунках пениса в продольном и поперечном сечении Леонардо изображал два канала; нижний - для спермы, верхний - для ментальных сил, передающихся по спинному мозгу из головы. Позднее, занимаясь анатомированием трупов, Леонардо вынужден был подвергнуть сомнению эти устаревшие представления.
Убеждение Леонардо в тесной взаимосвязи внутренних органов человеческого тела отражает сложность и противоречивость его понимания природы человека. Так, два канала в пенисе должны были подтвердить его мысль о том, что зачатие происходит не только с помощью семени, но в этом участвует и некая духовная субстанция. Заключенная в душе, она несет в себе высшие качества человека, тогда как сперма ответственна за низменные побуждения и за такие черты характера, как воинское мужество.
Подобные представления Леонардо переносил и на другие части тела: слезы, например, исходят непосредственно из сердца - средоточия всех чувств. Подобного рода взгляды подразумевали, что все эмоции связаны с разными органами. Такую же связь видел Леонардо между чувствами и мимикой, физиогномикой человека и постарался проиллюстрировать ее в многочисленных рисунках и карикатурах. Эти рисунки (больше гротескные, нежели реалистические, и почти всегда изображавшие пожилых людей) подтверждали его мысль, что лицо человека всегда отражает индивидуальный характер и сиюминутные ощущения. .... Эта же идея воплощена в знаменитом рисунке Леонардо с пятью гротескными головами: изображенный в профиль старик окружен четырьмя персонажами, весьма выразительные черты которых наделены разнообразными, но в основном негативными характеристиками. С неприязнью окружили они мужчину в центре, яростно насмехаясь и издеваясь над ним, а он стоически игнорирует насмешки и издевательства».(с)
[543x698]