На тренировке разучивали ката Кайсяку. Она напомнила мне о давнейшей мысли сделать пост (я бы сказал «обещанный»))), посвященный харакири. С этим словом связано много легенд, суеверий, полностью изменяющих смысл и трактовку этого понятия.
Я постараюсь хоть в малости ответить на свои же вопросы, над которыми я много
размышляю в своей практике, стараюсь постичь суть: «Добровольная смерть – это акт самоубийства или что-то скрыто глубинное»? «Что есть жизнь и как её прожить счастливо и достойно Человеку?», «Отдать свою жизнь за своих родных и близких – не это ли достойность Человека?» (чему есть много примеров из истории давней и не давней, например, подвиг солдат в Афганистане и Чечне) , «Что есть подвиг? И кто кого подвиг?».
Материал взял из разных источников по тематике " Бусидо " (Пути воина).
В литературе широко распространилось слово «харакири» в качестве обозначения ритуального самоубийства, которое совершали самураи, но правильнее употреблять его синоним «сэппуку». Самурай совершал сэппуку, если господин выражал сомнение в его искренности, если он сам считал себя не выполнившим свой долг или нарушившим ритуал. Классической стала история о том, как два самурая совершили сэппуку лишь потому, что по неосторожности зацепились мечами друг за друга.
С формальной точки зрения сэппуку связано с осознанием «потери лица» — собственного несоответствия ритуальным нормам «гири». Но сам акт сэппуку связан не столько с искуплением вины, сколько с абсолютным очищением, возвращением в лоно нормы поведения.
Японское понятие «хара» дословно обозначает «живот», но имеет при этом и более глубинное значение — «внутреннее начало», «душа», т. е. изначальные природные свойства человека, которые в данном случае противопоставлены внешнему, физическому, искусственному. «Хара» — это также вместилище внутренней энергии «ки» — «киноварное поле» (тандэн), поэтому, например, считается, что во время гнева «хара расширяется», а «покой в хара» равносилен полному
умиротвореию души.
«Харакири» в своём первом, поверхностном значении переводится как «вскрытие живота», но в японской традиции под ним подразумевается более сложное понятие: «раскрытие внутренних свойств», «выражение душевной искренности».
В научной литературе высказывались мнения, что сэппуку связано с древними шаманистскими верованиями айнов, которые, например, делали особый надрез или соструг с живота деревянной куклы, куда якобы переселялась душа человека. К XIV в. сэппуку превращается в сложный ритуал, логически вытекающий из всей самурайской идеологии и эстетики. Сэппуку нередко выполняли воины высокого ранга на полях сражений, не желая попадать в плен. Известны даже случаи, когда самурайские командиры предварительно обезображивали себе лицо, дабы враги не могли узнать их и насладиться победой. Преданные юноши-самураи вспарывали себе живот, если не могли отомстить за смерть отца.
И самурай был готов в любой момент совершить сэппуку, если его господин высказывал недовольство им, недоверие или если господин умер, был убит в бою либо сам совершил сэппуку. Ритуал сэппуку становился средством и внешним знаком сохранения всеобщего гармоничного порядка, основанного на конфуцианских понятиях «долга», «искренности», «верности».
Накануне самоубийства самурай проводил время в весёлой пирушке, в лёгких беседах о непостоянстве и суетности жизни, восхищался этим «текучим миром» — укиё, а в день харакири вёл себя скромно и тихо, являя собой простоту как высший жизненный принцип.
Сэппуку совершали обычно либо в доме господина, либо на своём дворе. В первом случае разыгрывалось целое ритуальное представление, которое символизировало непостоянный, ненастоящий характер всей нашей видимой жизни. Двор застилался циновками, на них клали большое атласное покрывало красного цвета, дабы на нём не была видна кровь. Посредине двора стелилась ещё одна небольшая циновка, на которую на колени вставал самурай, позади него становились два «секунданта» кайсяку — обычно ближайшие его друзья, державшие меч. По углам двора рассаживались родственники, приглашённые гости, нередко — императорские цензоры, проверяющие. Самурай спускал с плеч лёгкое кимоно, надеваемое специально для этого случая, и после недолгой молитвы вонзал себе в живот небольшой ритуальный меч и делал разрез. В тот же момент один из помощников кайсяку , что стоял у него за спиной, резким ударом меча сносил ему голову, прекращая мучения.
Акт сэппуку был наполнен десятком ритуальных мелочей. Например, помощник должен был так снести голову самурая, чтобы она повисла на лоскуте кожи, а не откатилась в сторону, что считалось весьма неэстетичным. Сам самурай обязан был умереть с лёгкой улыбкой на устах, без сожаления расставаясь с жизнью. Особое внимание обращалось на тип удара мечом, который наносил себе самурай. Всего насчитывалось около десятка различных надрезов, некоторые из них были весьма сложны и болезненны, например, по диагонали снизу вверх, или в форме буквы <Z>, или в два удара в форме <+>. Как самый простой рассматривался разрез слева направо и сверху вниз. Был и особо изощрённый способ — удар себе в живот тупым бамбуковым мечом, что ещё больше подчёркивало абсолютное презрение самурая к жизни.
Выбор именно этой части тела основан на древних анатомических представлениях об обители души и сердечных привязанностей. Когда Моисей пишет о том, что у Иосифа «воскипели к брату его» (в русской Синодальной Библии эта строка читается: «воскипела любовь к брату его» (Быт. 43:30)), когда Давид молит Господа «не отринуть внутренности его» (в Синодальной Библии: «не отринь души моей» (Пс. 140:8)), или когда Исайя, Иеремия и другие пророки древности говорят о «благоутробии», о «возмущении» или «волнении» внутренностей (душа), все они подтверждают преобладающее среди японцев убеждение в том, что душа покоится в животе. Семиты обычно говорили о печени, почках и окружающем их жире как об обители чувств и жизни. Термин хара был более всесторонним, чем греческие phren или thumos .
Душа, внутренность и как японцы, так и эллины считали, что дух человека пребывает где-то в этой области. Французы, несмотря на выдвинутую одним из самых выдающихся их философов, Декартом, теорию о том, что душа находится в шишковидной железе, настойчиво продолжают использовать понятие venire в смысле, который если и является с точки зрения анатомии слишком неопределенным, то обладает примечательным физиологическим значением
(у русских «живот»). Подобным же образом, entrailles («внутренность») используется в их языке для обозначения любовной привязанности и сострадания. Неврологи говорят о брюшном и тазовом мозге, определяя такими понятиями симпатические нервные центры в тех частях тела, которые сильнее всего подвержены влиянию любых физических воздействий.
«Я открою обитель своей души и покажу вам, какова она. Судите сами, осквернена моя душа или чиста».
Самураи при своей подготовке большое значение уделяли психофизической подготовке сознания. Если этого недоставало самураю, то его, наверняка, ожидает поражение. Будучи натренированным в боевом искусстве, ученик должен быть в любом случае активным и динамичным. Но в реальном поединке его сознание должно успокоиться и не испытывать помех. Он должен чувствовать себя так, как если бы ничего особенного не произошло. Когда он движется, шаги его уверенны, а глаза не таращатся на врага, как у сумасшедшего. Его поведение в бою никоим образом не отличается от его обычного поведения. Никаких перемен не происходит в его облике. Ничто не показывает того, что он сейчас участвует в смертельной битве.
Чтобы фехтовальщик, когда сталкивается с противником, когда вся его жизнь зависит от малейшего движения, умел действовать в такой манере, он должен осознать «неподвижный ум». В психологическом смысле он должен
в совершенстве научиться удерживать свое кокоро внизу, в брюшной области. Можно выделить два вида кокоро: один — это физическое «сердце», а другой — истинное «сердце». Сердце, подверженное эмоциональности, относится к первому типу. Когда оно удерживается в точке пониже пупка, то становится неподвижным. Если этого не происходит, все навыки, которыми может овладеть фехтовальщик, бесполезны. К. Г. Юнг (в «Основных психологических концепциях»,
выпущенных в виде пяти лекций мимеографическим способом под эгидой Института медицинской психологии в Лондоне в 1935 г.) пишет: «Индейцы пуэбло говорили мне, что все американцы безумны. Я, конечно, был этому удивлен и спросил, почему. Они ответили: „Ну, они говорят, что думают при помощи головы. Ни один нормальный человек не думает головой. Мы думаем сердцем". Они похожи на героев гомеровского века, когда область диафрагмы считалась местом психической активности». «Психическое» в данном случае не имеет отношения к экстрасенсорным явлениям. Сюда входит все, что не является материальным или физиологическим. Слово «ментальное» также относится к психологии, а «духовное» имеет некоторый теологический оттенок. Можно использовать понятие психе для передачи японского термина кокоро, или сэйсин. Кокоро — очень глубокий термин. Прежде всего он означает физическое «сердце», а потом уже и истинное «сердце» (эмоционально-волевое начало), «ум» (интеллектуальное начало), «душу»
(в смысле одушевляющего принципа) и «дух» (метафизическое начало). Для фехтовальщика кокоро имеет, скорее, понятие «воля» в ее глубинном значении. Фехтовальщик должен удерживать диафрагму в нижнем положении, чтобы в груди могло оставаться достаточно места для свободного дыхания легких и для беспрепятственного биения сердца. Ведь тот, кто в той или иной степени возбужден из-за ситуации, или тот, кто рассчитывает преодолеть противника агрессивной демонстрацией силы или хитроумной тактикой, обречен на поражение от врага, который выходит на поединок в сосредоточенном, сбалансированном состоянии сознания. Это позволяет увидеть, что в фехтовании технические навыки должны быть подчинены психической практике, которая рано или поздно возвысит фехтовальщика до уровня высокой духовности. Когда обретается состояние духовности, проявляется мё (мяо), и мы замечаем, что фехтование становится даже не искусством, а каким-то первозданным творчеством. Не от всякого фехтовальщика можно ожидать
духовных высот, даже если он отлично натренирован в технике, но когда он твердо решает не цепляться за жизнь, то может оказаться упорнейшим противником даже для самого хорошего фехтовальщика. Страх смерти или привязанность любого рода способны воспрепятствовать движению меча, и противник воспользуется своим преимуществом.
Искусство фехтования отличается от любого другого искусства прежде всего тем, что оно глубинным образом связано с предельной проблемой жизни и смерти. Пытаясь разрешить ее, фехтовальщик приходит к изучению дзэн и даже стремится к высоким духовным достижениям.
Сэппуку означало не просто процесс самоубийства. Это была традиция, законная и проводившаяся согласно установленному обряду. Возникшая в Средние века, она представляла собой процесс, благодаря которому воины могли искупить свои преступления, принести извинения за ошибки, избежать позора, спасти своих друзей или доказать свою искренность. Если она вменялась в качестве судебного наказания, ее исполняли в соответствии с надлежащей церемонией. Это было в высшей степени квинзистенция духа человека, когда никто не смог бы исполнить его, не обладай он предельным спокойствием характера и хладнокровием поведения, веры в божественное. По этой причине сэппуку особенно подходит к понятию «буси» (воину).
«Когда Небо готовится даровать кому-либо великую обязанность, оно сперва развивает его разум страданием, а сухожилия и кости трудом; оно предает его тело голоду и обрекает его на крайние лишения; оно разрушает его начинания. Всеми такими способами оно поощряет его разум, укрепляет его характер и восполняет его недостатки».
Нитобэ Инадзо в книге «Бусидо. Душа Японии» написал: «Истинная честь заключается в исполнении предписаний Небес, и никакая смерть, которую человек навлекает на себя, действуя таким образом, не может быть позорной, тогда как смерть, выбираемая, чтобы избежать того, что уготовили ему Небеса, является воистину трусливой! В книге сэра Томаса Брауна «Religio Medici» есть цитата: «Презрение к смерти — прекрасное проявление доблести, но там, где жизнь много ужаснее смерти, истиннейшая доблесть состоит в том, чтобы осмелиться жить». Западный путешественник семнадцатого века сатирически подметил: «Пусть говорят все что угодно, но самурай, который ни разу не умирал, в решающий момент способен сбежать или укрыться». И за этим: «Того, кто хоть раз умер в глубине своей груди, не способны пронзить ни копья Санады, ни все стрелы Тамэ-томо». На вратах храма написано: «Потерявший душу свою ради Меня сбережет ее».
Химэдзи " Замок белой цапли " (яп. 姫路城, Химэдзи) — один из древнейших сохранившихся замков Японии, и самый популярный среди туристов. В 1993 г. занесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Всего в замковый комплекс входит 83 здания, практически все они построены из дерева.
Внутренний дворик замка, где проходил ритуал " сэппуку "
Исходное сообщение Денек Эдик..как интересно и опять загадочная Япония.. мне кажется это уже с молоком матери ,в крови нации.. сделать харакири.. я прочитала...ты был в Питере?? с Людмилкой встретился??Денек, Галина, Привет! Япония - загадочная страна, но и завораживающая, особенно непохожестью на нас. Наверное, чтобы понять этот ритуал, надо, действительно, родиться в Японии, в её атмосфере или это знание придёт с годами практики. Честно, я пока для себя не понял. Встретимся с Людмилой, думаю, чуть позже.
Исходное сообщение OKSOMORON Эдуард! Японцы народ загадочный,но всё-таки я не поддерживаю харакири,я считаю,что очистить себя таким путем просто глупо.В христианстве самоубийство самый страшный грех. Человек должен покинуть Землю,выполнив свои задачи души и смерть должна быть естественной. Раньше я думала,что это смелые люди,обладающие честью и достоинством делают харакири,а теперь думаю,что эти люди заблуждаются в понятии чести и достоинства.Нужно найти силы жить даже после падения, в этом и есть подвиг жизни. Господь нам дал жизнь и мы должны ее прожить до конца и если нам даются испытания значит надо их преодолевать,тем самым и крепнет сила духа.Лина, Привет! Согласен. Думаю, мы можем рассматривать этот обряд с наших позиций по месту рождения, в том числе, веры. Дзен - абсолютно другое, чем христианство. А ведь и в христианстве перед смертью важно причащаться, успокаиваться и очень важны последние мысли или слова (осознанные) перед уходом из тела. Мне кажется, что если эмоции и чувства положительные ( в отношении дзен понятие " пустоты "), то душа приобретает импульс. Ведь понятие "героизм", "подвиг" во всех религиях и народах практически одинаков. А у нас: "Положи душу свою за друга" - это не является грехом. А в случаях суицида, чаще мысли отчаяния, уныния, безысходности, а ещё не дай Бог, проклятия - точно ничего положительного.
Исходное сообщение Людмила_Петрова Обряд жесток и удивителен одновременно. Людей, которые умирают, не в силах перенести бесчестие, начинаешь уважать и преклоняться перед ними. Начинаешь верить, что есть в мире свет, есть люди, которые будут биться до конца за победу. До конца, потому как без победы для них нет жизни. Самураи ведь не просто по прихоти идут на самоубийство, для них это высшая форма самовыражения. Я думаю, что они всей своей жизнью доказывали чистоту, веру, честь, а смертью пытались укрепить души живущих. Харакири - это завершение земной жизни, это Любовь к живущим.Людмила_Петрова, Привет! Здорово ты написала. Образ мыслей у всех народов разный. Но понятие чести, доблести, добра, любви - одинаков. Не думаю, что когда на Русь бегали чужаки - славяне думали о спасении свей души, о себе. Помнишь, даже Сергий Радонежский направил к князю Дмитрию своих послушников в военном походе. И уж точно невозможно усмотреть японцев в отсутствии любви к жизни, тонкости, чувству прекрасного. Они даже чай смакуют :) Хорошо ты сказала об укреплении душ. Ведь ни только тело важно в реальной жизни, но и состоянии духа, души. Важны очень последние мысли перед смертью. А если верить в реинкарнацию, то от того какие последние мысли - будет зависеть вся последующая жизнь в будущем.
Исходное сообщение Wild_Emptiness Есть такой японский писатель Мисима, у него есть рассказ (кажется с названием Патриотизм), там очень привлекательно описано как совершали харакири японский офицер и его супруга. Весьма эффектно и, я бы даже сказала, красиво. Думаю, что тебе, Эдик, понравится. Рекомендую к прочтению! :)Wild_Emptiness, Спасибо. Прочитаю эту книгу. Тем более, что Мисима сам закончил жизнь через сеппуку; претендовал на Нобелевскую премию 1965 года; да и его псевдоним " Ми-си-ма " в переводе чрезвычайно неоднозначен. Прочитал, что он играл в фильме в 1966 году в главной роли своего одноименного романа " Патриотизм ". Вот мне интересно: психически он был адекватен? Много разных мнений на этот счёт. Ведь как великое, так и противоположное - чрезвычайно близки. Но то, что он талантливый - однозначно.
Исходное сообщение Эдуард_Мощенков Исходное сообщение OKSOMORON Эдуард! Японцы народ загадочный,но всё-таки я не поддерживаю харакири,я считаю,что очистить себя таким путем просто глупо.В христианстве самоубийство самый страшный грех. Человек должен покинуть Землю,выполнив свои задачи души и смерть должна быть естественной. Раньше я думала,что это смелые люди,обладающие честью и достоинством делают харакири,а теперь думаю,что эти люди заблуждаются в понятии чести и достоинства.Нужно найти силы жить даже после падения, в этом и есть подвиг жизни. Господь нам дал жизнь и мы должны ее прожить до конца и если нам даются испытания значит надо их преодолевать,тем самым и крепнет сила духа. Лина, Привет! Согласен. Думаю, мы можем рассматривать этот обряд с наших позиций по месту рождения, в том числе, веры. Дзен - абсолютно другое, чем христианство. А ведь и в христианстве перед смертью важно причащаться, успокаиваться и очень важны последние мысли или слова (осознанные) перед уходом из тела. Мне кажется, что если эмоции и чувства положительные ( в отношении дзен понятие " пустоты "), то душа приобретает импульс. Ведь понятие "героизм", "подвиг" во всех религиях и народах практически одинаков. А у нас: "Положи душу свою за друга" - это не является грехом. А в случаях суицида, чаще мысли отчаяния, уныния, безысходности, а ещё не дай Бог, проклятия - точно ничего положительного.Да,Эдуард,что-то в этом есть особенное.Я с тобой согласна.
Исходное сообщение Елена_Донец Скажу просто, как всегда в прочем, не надо харикири!Елена_Донец, Лена, я тоже " не надо " ! :)
Исходное сообщение Wild_Emptiness Эдуард_Мощенков, я читала несколько его произведений, все они очень разные и неоднозначные. Особенно любопытное Золотой храм (кажется, такое название) - читая, можно конечно и усомниться в адекватности автора, но, если вдуматься, то он просто весьма откровенен, по-моему.Wild_Emptiness, интересно, а какая связь между адекватностью ( и не адекватностью ) и откровенностью? Правильно ли я тебя понял, что все мы неадекватны и только, когда откровенны - можно понять, что мы "не совсем, того", то бишь неадекватны? А может это чрезвычайно сильная эмоциональность! :))) Банзай!!! :)))
Исходное сообщение Людмила_Петрова Эдуард_Мощенков, Если вспомнить о Руси, то есть о наших дружинниках и такие мнения: "Путешественник Ибн-Даста, живший в 10 веке, писал о русских дружинниках: что когда у кого-то из них рождался сын, то отец брал обнаженный меч, клал его перед новорожденным и посвящал сына в воины, совершая обряд «передачи меча» Византийский писатель 10 века, участник похода императора Цимисхия против Святослава Лев Диакон писал: «Побежденные русские никогда живыми не сдаются неприятелям, но, вонзая в чрево мечи, себя убивают... Страшась сего рабства, боясь служить своим врагам, они сами себя закалывают. Сей народ отважен до безумия, храбр и силен».Людмила_Петрова, да, дух велик у таких людей! Спасибо за приведённую цитату. Вообще, понятие " меч " очень важно во всех народах и эпосах. Собственно, когда в Европу пришло христианство, то довольно спокойно было обращение племён в веру. Если перевернуть меч и взять его за остриё, то вверху будет перекрестье " крест ". Собственно, это было решающим - введение в веру через оружие, меч. Это интересно. Важна символика. Собственно, она потом отражается на всём, на всём ходе истории. Да и крест - это не христианский символ, а очень древний. " Посвящение в рыцари " - это древний обряд и смысл.
Исходное сообщение Людмила_Петрова Алладин_Хоттабыч, Эдик, ты сменил имя и ко мне не пришел твой коммент. Ладно, уехала. По приезду разберусь. Пока, крестоносец. :)Хорошо, что хоть не рогоносец... ;)
Исходное сообщение Елена_Донец Алладин_Хоттабыч, Эдик, чего пугаешь, я сначала не поняла, куда я попала, наверно в сказку.Елена_Донец, подожди, это только начало! Самое интересное впереди :)
Исходное сообщение Wild_Emptiness Алладин_Хоттабыч, ты углубился. Я имела в виду то, что иногда, когда человек очень-очень откровенно делится переживаниями и мыслями, то может для окружающих выголядеть неадекватным, исключительно в силу того, что люди могут сами себя обманывать тем,что мир вокруг только радужный, что сами они исключительно позитивные и дурных мыслей в них нет, а если кто-то призается в том, что у него присутствуют дурные (в привычном понимании этого слова) мысли, то он неадекватен. Как пример, могу привести Фрейда, высказывания которого воспринимаются некоторыми как извращение, а на мой взгляд, человек просто был откровенен в наблюдениях за своими сексуальными мыслями и желаниями, чем и поделился с народом.Обожаю углубляться в процесс! :) ... А ты? :) Wild_Emptiness, хорошо, что пояснила свои слова. Всегда считал, что, вообще, в разговорах и отношениях желательно уточнять точку зрения человека. И счастье тому, кто поясняет! :) Согласен с твоим мнением. Вспомнил притчу. Примерно такова. В одном справедливом салтунате было счастье и благодать. " Не очень хорошие " люди из другого салтуната отравили единственный колодец с чистой воды. Все напились и сошли с ума. Один султан не пил (запасы воды имел))). "Султан сумасшедший!" - говорили все люди, - "Он - ненормальный!" И приводили разные примеры "странностей". Султану стало не по себе, одиноко и он испил из того колодца. Сошёл с ума. Теперь народ стал говорить: " Наш султан выздоровел! ". И любовь народа стала проистекать к нему с новой силой...