Предлагаю для всех интересующихся исторической проблематикой тему, которая, как мне кажется реально интересна и поучительна. Она посвещена взаимоотношениям христианской Церкви и государства, точнее она звучит так:«Эволюция взаимоотношений христианской Церкви и государства». Я постараюсь резмещать текстовой материал по периодам. Да, сразу оговорюсь. Этой мой давнишний доклад по книге Шмемана: "Исторический путь Православия"
Данная тема имеет основной своей задачей рассмотрение основных процессов развития церковно – государственных отношений в историческом разрезе, в их исторической перспективе. Где каждая эпоха, на протяжении всего долгого исторического пути оставит свой след. Значение каждого из них порой не столь однозначно. Иногда бывает и просто противоречиво. Где факты незначительные могут вдруг стать существенно важными, и наоборот, главенствующие - второстепенными. Но в любом случае это послужит к формированию той внутренней сущности, того истинного исторического лица Православной государственности.
Вопрос первый затрагивает начальный период, который связан с образованием Церкви, а так же с теми историческими проблемами во взаимоотношениях Греко-римского государства и христианской Церкви в первые три века н.э. Чтобы лучше представить весь спектр проблем, автор вначале раскрывает те сложившиеся исторические реалии. Христос родился во время правления Августа, в тот момент, когда Рим уже, по сути, не был республиканским, а вся власть сосредотачивалась в руках кесаря, который держал под контролем армию и являлся единовластным правителем Римской империи. В исторической науке монархическое правление в данный период принято называть - «римский принципат». Это было значимое время в мировой истории, когда Рим представлял собой ту универсальную по духу и замыслу модель греко – римского мира, который был скреплен политически - римской властью, а эллинизм объединял его в культурном отношении.
Продвижение эллинской культуры на восток, а точнее ее экспансия за пределы Эллады фактически по всем территориям древних цивилизаций Средиземноморья началась еще в 4 веке до н.э., и была неразрывно связана с именем великого полководца и завоевателя Александра Македонского. Жизнь его была коротка, но судьбоносна. Во всех завоеванных странах им велась мудрая колониальная политика, устраивались многочисленные греческие города – государства, которые строились и организовывались на греческом образе жизни. После же смерти Александра, буквально через год Империя распалась, и на ее территории образовались «эллинские» государства, которые поделили между собой его генералы.
Однако грекам не удалось завоевать и политически подчинить себе Древний мир, но они победили его культурно. Постепенно эллинский язык и культура становятся общими, которые уже многими воспринимаются, как идеал общечеловеческих ценностей и носят объединяющий характер.
Со второго века до н.э. начинается Римское завоевание на Востоке, которое после сотни лет войн и кровопролитий заканчиваются объединением Древнего мира под властью Рима, который устанавливает свой порядок. В плане же культурном в Римской Империи во многом восприняты ценности греческие, а эллинистическая эпоха достигает в период римской монархии своего апогея. Вобрав в себя территории древних цивилизаций Средиземноморья, Рим начинает определять себя как «вселенная» - «икумени». В объединенном государстве устраивается римское право.
Единое пространство – это есть доступность общения и легкость путешествий и обмена, как экономического, так и культурного. Для христианской же Церкви греко - римский мир после иудейства станет «второй» родиной, где ей придется пройти Свое становление, окрепнуть и возрасти, чтобы в дальнейшем победить античное язычество. И, наконец, на греческом языке возвестить благую весть о Спасителе.
Рождение Церкви в этот исторический период есть момент неслучайный. Протоиерей А. Шмеман пишет по данному поводу: « В христианском сознании история не может быть механическим сцеплением причин и следствий, а рождение Церкви именно в том мире, в тот момент – безразличной случайностью. « Когда пришла полнота времени, - пишет Ап. Павел, - Бог послал Сына Своего»… Не относятся ли эти слова хотя бы в некоторой мере и к тому миру, которому первому довелось стать «исторической плотью» Церкви?». [1,стр42]. И вот уже по- гречески, в новозаветных писаниях она имеет название «экклесиа» - церковь. В отличие от старого смысла, где в социальной и общественной жизни эллинского мира - это означало официальное собрание граждан для решения общественных вопросов, т.е. носило характер народного волеизъявления, появился новый смысл. Теперь термин приобретает значение религиозное – это собрание народа Божьего призванного самим Богом для служения Себе, чтобы быть явленными перед лицом всего мира и возвестить волю Его.
С момента своего основания Церковь осознавала себя Божественным установлением. Необходимо сказать несколько слов о быстром распространении христианской проповеди по всей территории Римской империи в начальный период своей истории, и чем это было обусловлено. По началу христиане воспринимались лишь как секта, существовавшая внутри иудейства. И многие ее представители были евреями и происходили из иудейской среды, так что не видно ни резкого разрыва, ни конфликта между ними. Само иудейство, по сути, являлась именно той почвой, на которой должна была произнесена весть о Христе, так как все Ветхозаветное предание пророчествовало о Нем. Но кроме этого, успешному продвижению христианской проповеди, служило еврейское рассеяние, которое началось еще с персидского завоевания и продолжалось вплоть до евангельских времен. Практически в каждом городе существовали еврейские поселения, которые имели свои синагоги и были связаны с Иерусалимом, тем самым представляли единую религиозно – национальную организацию. «Вот эта сеть синагог, покрывшая всю Империю, и оказалась как бы провиденциально уготованным путем христианской проповеди. Через нее весть о Христе… буквально в несколько лет обошли всю «икумени»». [1,стр45]. Подтверждением является описанные события в Деяниях святых Апостолов. Апостол Павел приходил в любой из городов Империи, и, прежде всего, отправлялся в синагогу, где и звучала весть о Христе Спасителе.
Римская Империя и греко – римский мир встретил христианство враждой и гонениями. Но это произошло не сразу, поскольку христианство воспринималось, как уже говорилось, сектой внутри иудейства и это была та защита, тот «покров» за которым в первые десятилетия I века Церкви удалось окрепнуть и распространиться по всей Империи. Однако, уже зрела неприязнь в народных массах, которая переходила порой в открытую ненависть. К этим причинам можно отнести отсутствие храмов, не участие в религиозной жизни языческого мира, таинственные обряды и ночные собрания. Все это как бы выделяло христиан из общественной жизни. Да и сами их взгляды воспринимались как «безумие». Распространяться досужие домыслы о ритуальных убийствах и о ночных оргиях, которые возбуждали недоверие. Кроме «толпы», против выступила и «интеллигенция», которая видела в жизни и деятельности Церкви разрушение государственных устоев, на которых было традиционно построено Римское государство. Условия были созданы, и вскоре уже римская власть выступила в роли гонителя.
Впервые преследования христиан начались при Нероне в 64 году, этому послужил пожар Вечного Города. Народная молва обвинила в поджоге самого императора, которого считали человеком с воспаленным воображением. Он толи на фоне пылающего города хотел сыграть какую – то театральную пьесу, толи мечтал вновь отстроить Рим и этим прослыть в веках. Император чтобы оправдать себя свалил вину на христиан, в которых общественное мнение видело «зловредную секту» повинную в ненависти против рода человеческого. « И хотя гонение Нерона ограничено было Римом, и причина его случайна – именно оно впервые ставит вопрос о христианах в политической и государственной плоскости, в которой он и будет и дальше рассматриваться».[1,стр60].Гонение сопровождалось чрезмерной жестокостью. В эти годы согласно преданию Церкви приняли мученическую смерть апостолы Петр и Павел.
Разбирая данную тему необходимо поставить вопрос об основных причинах гонений. Римская Империя действительно не представляла собой нетерпимого и кровожадного монстра. Многие религиозные культы на захваченных территориях не преследовались, а порой даже были приняты в Римский пантеон. Однако же, гонения против христиан длились около трех столетий то утихая, то вспыхивая с новой силой, и носили характер и бессмысленный и безнадежный.
Настоящая причина конфликта крылась в самой сущности Римского государства, в его праве. Как всякое античное государство, Рим имел свой пантеон богов – это была религия национально – политическая. Она не открывала ни истины, даже не являлась системой верований и морали. По сути, государство само назначала богов, и это являлось его неотъемлемым правом. Характер же взаимоотношений с богами был скорее договорной. Так же был разработан четкий ритуал жертвоприношений и молитв, от которого зависел успех в делах и благосостояние Империи. И соблюдение его неразрывно связанно со славным прошлым Римского государства, с его традициями и величием прошлых побед. И это являлось тем основанием, на котором был построен Рим. К этому же времени был разработан культ императора, которого почитали «Господом» и который представлялся как имеющий божественное происхождение. Само же государство требовало лишь внешнего участия в государственном религиозном культе и это являлось знаком послушания и лояльности, подчинением римским ценностям и традициям. Для римлянина это не было делом личного нравственного выбора, а сама религия являлась делом национально – политическим. Отказ означал предательство по отношению к своей семье, к своему народу и к своей родине.
Для того времени, правда, заключалась в том, что уже многие не верили в тех языческих богов, в тех идолов, которые почитались в Риме. Это была пора духовного кризиса всего греко-римского мира. Однако, альтернативы еще не было, поскольку христианство пребывало во младенчестве, первая же реакция язычества, как мы уже говорили, вызвала ненависть. Христиане проявляли свою «лояльность» к Римскому государству и императору тем, что молились и за власти и за Империю. Но исполнить в полной мере требования не могли, поскольку это было идолопоклонством и вело к прямому нарушению Божьей заповеди. Отказ в исполнении простого гражданского долга послужил причиной тех гонений, которые продолжались в течении трех веков.
В чем же нравственная сторона отказа и выбор Церкви? Об этом очень хорошо сказал отец Александр Шмеман: «…даже во внешнем, политическом культе идолов видели власть Диавола, оторвавшего мир от знания единого истинного Бога и заставившего его почитать истуканов. Но Христос пришел, чтобы освободить мир от этой власти. И тогда - в свете этой борьбы – само язычество оживало внезапно во всем своем страшном религиозном значении – как царство Лжи, как бесовское наваждение, с которым христиане вступали в смертельное единоборство».[1,стр59].
Далее автор указывает на несколько основных и наиболее жестоких периодов гонений христиан. Если во время первого века происходили лишь кратковременные вспышки в преследовании, то в дальнейшем они приобрели последовательный и массовый характер. Второй век – это был период правления «Антонинов», время расцвета римской истории, золотые годы Рима, когда им правили одни из лучших императоров. Имя Траяна останется даже в легенде о посмертном его спасении, которую создадут сами же христиане. Но для нас он известен по переписке с Плинием Младшим, губернатором одной из провинций в Малой Азии, в которой и раскрывается истинное отношение к христианам в ту эпоху. Одним словом христианство было объявлено вне закона. Марк Аврелий, еще один представитель этой династии, будет известен в истории, как император – философ, а его труды войдут в великое наследие античной мысли. Когда же ценности греко-римского мира достигают наивысшего подъема, конфликт с христианством приобретает в истории свое трагическое значение и начинает носить характер кровавых преследований. И самое удивительное, что в гонениях наиболее последовательными окажутся лучшие правители Рима.
Свидетельством о кровавых преследованиях того времени, например в 155 г. в Смирне, может служить рассказ «Мученичество Поликарпа», или в Лионе в 167г., которое известно из послания галльских христиан к малазийцам. Есть письменные свидетельства о принятии мученической смерти Игнатия Антиохийского и Симеона Иерусалимского при Траяне, Юстина Философа при Марке Аврелии, Телесфора Римского при Андриане и др. «…в течении целых двух столетий – жизнь Церкви измеряется кровью мучеников. В разные эпохи, в зависимости от политических условий и от иных причин, их было то больше, то меньше. Но по настоящему их цепь не прерывалась никогда».[1,стр62].
Следующий этап гонений будет самым жестоким и кровавым, так как преследования станут носить характер планомерный и целенаправленный. Римское государство стремиться уничтожить христианство. Самыми известными императорами того времени, с именем которых связаны самые страшные годы кровавых преследований были - Декий и Диоклетиан. Время их правления связано как с внутренними неурядицами и потрясениями, так и с внешними. В правление Декия внешняя угроза стала исходить от вновь возрождающейся Персидской Империи. При Диоклетиане не только от персов, но и от нахлынувших с севера диких племен германских народов. Возникают проблемы в реформации государства и армии, решение которых оба императора видели в восстановлении попранных традиций, через возрождение государственных культов и старого римского духа. Это неизбежно привело к столкновению с христианством. Декий принимает специальный эдикт, где все подданные принуждаются приносить жертвы римским богам в знак своей лояльности властям. Церковь на преследование со стороны государства ответила кровью мучеников. Это время гибели епископов Фавиана Римского, Вавилы Антиохийского, Александра Иерусалимского и др. Но, в то же время и массового отступничества, которое потрясло Церковь. При Диоклетиане принимаются 4 эдикта подряд, которые ставят христиан в положение изгоев. В его правление преследования достигают наивысшей своей точки и напряжения. Это время набольшего количества мучеников и числа имен, вошедших в церковные «мартирологи».
Прот. А.Шмеман пишет: «Как будто в последний раз перед победой, являет Церковь всю силу, всю красоту, все вдохновение мученичества, то, чем жила она в эти первые века своей истории». В эпоху гонений Церковь укрепляется, происходит ее становление, выковывается общецерковное сознание. Проходя через кровавые преследования, она открывает значение «мученичества», которое с одной стороны есть свидетельство христианства перед лицом мира, а с другой «норма» христианской жизни, как лучшее доказательство истинности христианства. Поскольку «мученик» за Христа есть не герой, а «свидетель» победы Спасителя над смертью и Его воскресения из мертвых. Подводя итог этого этапа можно сказать, что конфликт Римской Империи с Церковью не возможно воспринимать как нечто случайное или как трагическое недоразумение. Сам Спаситель сказал: « В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин16,33). Для Церкви, чтобы стать наследницей этой победы, неизбежно было идти путем скорбей и мученичества, и эти события должно воспринимать, как исполнение обещаний.