• Авторизация


Московские триумфальные ворота - история создания и спасения 05-10-2017 11:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения officersha Оригинальное сообщение

Как спасали Московские триумфальные ворота в Ленинграде

[показать]

Московские триумфальные  ворота были созданы в 1836-1838 гг. выдающимся  зодчим В. П. Стасовым и скульптором Б. И. Орловским в честь побед русского оружия в войнах с Персией и Турцией в 1828-1829 гг. у Московской заставы.

По бокам сооружения находились караульные будки, через проходивший в этом месте Лиговский канал был переброшен мост.

Ворота - самое крупное в мире архитектурное сооружение, собранное из чугунных деталей. Высота ворот 23 метра, длина 36 метров.  Высота колонн - 15 метров, диаметр колонн - более 2 метров. Шесть пар мощных дорических колонн поддерживают перекрытие, увенчанное изваяниями воинских доспехов. На фризе - скульптурные изображения гениев Славы, держащих щиты с гербами российских губерний (скульптор Б.И.Орловский)

[показать]   [показать]   [показать]   [показать]   [показать]

http://www.citywalls.ru/house8145.html 

Из статьи П.В. Платонова
"МОСКОВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА. К ИСТОРИИ УТРАТЫ И ВОССОЗДАНИЯ" 


Бытует утверждение, что разборке Московских ворот предшествовало решение Исполкома Ленсовета, но на самом деле все было наоборот. 

взято у http://save-sp-burg.livejournal.com/1612390.html  - движение за сохранение культурного наследия СПб

17 августа 1936 года в ходе реконструкции проезжей части Международного проспекта строители приступили к разборке ворот, стоявших поперек трассы. В то время через их центральный пролет были проложены трамвайные пути, соседние пролеты пропускали по одному ряду транспорта в каждом направлении, а боковые являлись пешеходными. 
Идущие полным ходом работы по сносу были зафиксированы Инспекцией Ленинградского Уполномоченного Комитета ВЦИК по

охране памятников 22 августа 1936 года, т. к. ворота состояли под охраной как памятник государственного значения. Обращения к Президиуму ВЦИК и городским властям не дали результата — работы не были даже приостановлены. 

Главный архитектор ГИОП Н.Н. Белехов пытался на месте с рулеткой доказать руководству Ленсовета, что пропускная способность Международного проспекта соответствует сечению ворот и позволяет их оставить. В качестве крайней меры возможно было еще обращение к партийному руководству страны — в ЦК ВКП(б) или лично к товарищу Сталину, но на такую «дискредитацию местной власти» не решились. Наконец, после настойчивых указаний Отдела по охране памятников, 26 августа последовало устное распоряжение председателя Ленсовета И.Ф. Кадацкого о замене сноса ворот разборкой по элементам с тем, чтобы в дальнейшем была возможность установки их на новом месте.

В составленном акте осмотра памятника констатировалось, что уже сняты семь из восьми венчавших аттик медных арматур из военных доспехов и все фигуры гениев с фриза, разобрана большая часть самого аттика, а также обрамлявшая площадь чугунная решетка. Скульптурные детали были сложены тут же на земле, многие имели поломки и вмятины. Сброшенные с аттика чугунные плиты разбились «отчасти вследствие утомления металла».

[показать]

Для складирования чугунных частей и металлоконструкций выделили площадку невдалеке на Литовской улице, а художественные элементы решено было передать на временное музейное хранение. Поскольку ни один из ленинградских музеев не был в состоянии принять такое количество медной скульптуры, ее пришлось разделить. Русскому музею передавались семь фигур гениев с фриза, находившихся в наилучшем состоянии. В Музей Академии художеств попали восемь фигур гениев, одна арматура в разобранном виде, а также фрагменты ордера, в том числе капитель портика одной из кордегардий. В Артиллерийском музее оказались две фигуры гениев и семь арматур, из которых только одна была в целом виде. Большое количество разрозненных и имевших наиболее значительные повреждения скульптурных деталей было помещено на склад, именуемый в документах сараем на Новодевичьем кладбище.

Легитимность все происходящее приобрело спустя месяц после начала работ. 16 сентября 1936 года, когда почти все было уже закончено, Ленсовет принял постановление: «В связи с реконструкцией Международного проспекта и Московского шоссе, признать необходимым снести Московские ворота». 10 апреля 1937 года Президиум ВЦИК снял объект с учета как разрушенный.

Многочисленные обращения с предложениями о воссоздании памятника, в том числе и от Общества «Старый Петербург — Новый Ленинград», не получили официальной поддержки. Тем не менее, уже в 1938-1940 годах в мастерской профессора Е.И. Катонина был разработан проект использования триумфальных ворот для оформления входа в парк культуры и отдыха Московского района.

В послевоенные годы возобладало мнение, что удаление Московских ворот было крупной градостроительной ошибкой.

В 1947 году «сохраняющиеся в разобранном виде» ворота включили в число памятников архитектуры общесоюзного значения. Актуальность вопрос о восстановлении приобрел в связи с составлением проекта генеральной реконструкции проспекта, которому в 1950 году было присвоено имя товарища Сталина, что обязывало сделать эту магистраль лучшей, образцовой по архитектуре и благоустройству. Наряду с въездом в город у Средней Рогатки и входом в Московский парк Победы, теперь рассматривался и вариант восстановления ворот на первоначальном месте. 

[600x]

Когда казалось, что на пути не осталось уже никаких препятствий, выяснилось, что у вопроса есть и политическая сторона. С появлением в печати утверждений о скором воссоздании ворот, в городские и союзные партийные органы поступил ряд писем, указывающих на несвоевременность, а главное — идеологическую вредность подобного шага. Обком обязал Ленинградскую организацию Союза архитекторов устроить открытое обсуждение этой темы с одним из авторов обращения. 

На поверку оппонент оказался идеалистом из числа вечных правдоискателей. Его тщательно подготовленный получасовой доклад, наряду с вульгарно-социологическими рассуждениями об идеологической враждебности памятника завоевательным войнам и подавлению национально-освободительных движений, содержал прагматичный вопрос о целесообразности расходования колоссальных средств на воссоздание ворот в период острого дефицита материальных ресурсов. 
Поднаторевшие в дискуссиях, ленинградские архитекторы, всеми обвинительными штампами единодушно заклеймили самого докладчика. Наряду с высокой оценкой художественных достоинств памятника, был позитивно оценен и формальный повод его установки, а подавление многочисленных польских восстаний трактовано как эпизод борьбы со своекорыстными интересами шляхты, чуждыми широким народным массам. 

В резолюции все острые дискуссионные угла были сглажены и, наряду с необходимостью восстановления ворот, отмечалась необязательность воссоздания посвятительных надписей. (Они были восстановлены только в 2003 г.)

Последние тучи сгустились над памятником в 1956 году. В феврале руководство «Главвторчермета» внезапно поставило в Московском Райсовете вопрос о нецелесообразности дальнейшего хранения чугунных частей от разобранных Московских ворот и передаче их на переработку. А в апреле, без извещения ГИОП началась перевозка деталей на неподготовленную для этого площадку между домами № 24 и 26 по Расстанной улице. Вмешательство инспекции вынудило руководство района придать цивилизованную форму хаотичному «сваливанию» и ломка сменились упорядоченным складированием.
Лишь летом 1956 года судьба памятника, наконец, определилась — решение о восстановлении Московских триумфальных ворот на историческом месте было принято.

[показать]

* * * 

 

[показать]

фото - http://fotokto.ru/photo/view/4227775.html

 

Приказ об установке триумфальных ворот был отдан Императором Николаем I, который  с интересом следил за их сооружением и собственноручно составил посвятительную надпись на воротах: "Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши".

  •  
  •  
  •  
  • В честь завершения сторительства ворот была отчеканена памятная медаль. Последние творение Стасова не только стало достойным украшением панорамы города, но и источником вдохновения многих писателей, не раз воспевших ворота в своих произведениях. Архитектор А. В. Щусев однажды сказал: "За десять лет до смерти В. П. Стасов создал своё последнее сооружение - триумфальные ворота у Московской заставы. Это действительно лебединая песня мастера, сохранившего до преклонных лет всю силу своего выдающегося таланта".

  •  

     

    В 1936 г. при реконструкции Московского пр. ворота были разобраны, но более чем через двадцать лет их восстановили.

    В 2001-2002 гг. была проведена реставрация Московских триумфальных ворот.

    Повторение скульптур ворот украшают станцию метрополитена "Московские ворота".

  • [показать]    [показать]
  •  
  • http://www.citywalls.ru/house8145.html
  •  
  •  
  •  
  • о гербах на Московских триумфальных воротах

    Сергей Жилюк

    В Интернете, и даже в специализированной литературе, посвященной Московским триумфальным воротам, можно нередко столкнуться с удивительным фактом: некоторые авторы утверждают, что ворота украшены фигурами гениев числом 36 (или 34). Однако если внимательно посмотреть на антаблемент, то становится понятно, что фигур гениев не может быть более 30: с северной и южной стороны по 3 фигуры, с западной и восточной - по 12.

    Модели фигур гениев были изготовлены в 1835 г. скульптором Б.И. Орловским, который применил интересное архитектурное новшество, заменив традиционные триглифы скульптурными изображениями, выбитыми из листовой меди по семи различным моделям («Памятники архитектуры Ленинграда». Л., 1969: С.423-425). При этом в руках гениев скульптор поместил щиты с гербами российских губерний, что также было необычно для Санкт-Петербурга: в столице Российской империи триумфальные арки не имели подобных украшений в отличие от Москвы, где гербы губерний украшали канувшие в лету Красные ворота, сооруженные Д.В. Ухтомским в 1753 г.

  •  

  • Возникает вопрос: гербы каких губерний использовал Б.И. Орловский для украшения Московских триумфальных ворот. Вот что пишет по этому поводу А.Г. Раскин в своей книге «Триумфальные арки Ленинграда» (Л., 1985: С.144-145): «В руках девушек – различные по форме щиты с геральдическими изображениями двадцати девяти губерний России, рекруты из которых принимали участие в сражениях с войсками Персии и Турции в 1826-1828 годах». Знания, которыми мы обладаем сегодня, позволяют предположить, что среди гербов есть гербы и тех губерний, войска из которых принимали участие в усмирении восстания в Польше в 1831 г.

    Это предположение требует небольшого «расследования»: символами каких регионов Российской империи украшены Московские триумфальные ворота? Любопытно, что найти ответ на этот вопрос «с ходу» не удалось: ни в доступных нам книгах по истории архитектуры, ни в Интернете нет описания геральдических изображений и нет списка губерний, нет даже качественных фотографий, позволивших бы рассмотреть фигуры, сделанные Б.И. Орловским.

    Поэтому мы задались целью восполнить пробел и произвели фотосъемку Московских триумфальных ворот, затем на основе фотографий провели анализ и сопоставление представленных гербов с гербами, имеющимися в открытом доступе в сети Интернет. Мы признаем несовершенство данного метода, однако он позволяет с высокой долей уверенности атрибутировать большинство изображений. Неудобство его заключается в том, что гербы губерний в Российской империи время от времени пересматривались, и наиболее часто можно встретить изображения гербов на начало ХХ века. Вместе с тем следует отметить, что во многих случаях основное геральдическое изображение оставалось на протяжении столетий неизменным.

    Следуя нашему методу, мы сумели определить 27 гербов губерний и областей Российской империи, список которых приведен ниже. Отметим, что их именно 27 (а не 29, как указано в книге А.Г. Раскина), т.к. с северной стороны один гений несет герб Российской империи, а другой – рог изобилия, в то время как с северной – один гений несет государственный герб, а другой, с рогом изобилия, несет герб Костромской губернии.

    Итак, на северном фризе изображены гербы (слева направо, от стороны Лиговского проспекта): Екатеринославской, Бессарабской, Новгородской, Полтавской губерний, Области Войска Донского, Рязанской, Московской, Витебской, Казанской и Гродненской губерний.

    На южном фризе изображены гербы (слева направо, от стороны павильона метро): Тверской, Оренбургской, Курляндской губерний, великого княжества Финляндского, Подольской (или Волынской?), Костромской, Киевской, Полоцкой, Эстляндской, Херсонской и Смоленской губерний.

    На восточной стороне (сторона Лиговского проспекта, слева направо): гербы Самарской, Ярославской, 

  • Астраханской губерний.

    На западной стороне (сторона павильона метро, слева направо): гербы Лифляндской, Псковской, Владимирской губерний.

    Интересно, что один из губернских гербов – Костромской – получил «почетное» центральное место на южном фризе: вероятно, это объясняется особым отношением правящей династии к Костромской земле, где состоялось призвание Михаила Федоровича на царство в 1613 г.

    Не до конца выясненным можно считать вопрос о том, какой же герб – подольский или волынский – изображен на южном фризе. И та, и другая губернии имели герб, изображавший двуглавого орла, на груди которого был щит с изображением креста и солнца (Подольская губ.) и просто крест (Волынская губерния).

    Кроме того остается не ясным, почему архитектор и скульптор отказались от изображения гербов губерний бывшего Великого княжества Литовского, хотя Литовский корпус активно участвовал в подавлении Польского восстания 1830-1831 гг. – не было ли это сделано по тем же причинам, по которым в 1961 г. при восстановлении исчезло упоминание о польских событиях.

    В заключение хотелось бы сказать, что заявленные вопросы требуют дальнейших исследований, связанных, прежде всего, с подтверждением списка губернских гербов, представленных выше, а также с их соотнесением с теми армейскими соединениями, которые участвовали в Русско-персидской войне 1826-1828 гг., Русско-турецкой войне 1828-1829 гг., в подавлении Польского восстания 1830-1831 гг. Возможно, изучение этих вопросов поможет пролить свет на выбор Б.И. Орловского (или, может быть, самого Николая I как заказчика Московских триумфальных ворот).

  •  

  • "Вид с колоннады Московских ворот в сторону Обводного канала. 1929 год."

    [показать]

  •  

  • Для расширения Московского проспекта взорвали Свято-Исидоровскую колокольню, снесли все часовни.

    А вот фотография предположительно 1934-го года, тоже вид с Московских ворот.

     

    [показать]

http://ic.pics.livejournal.com/ivanden/28075255/86972/86972_640.jpg

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Московские триумфальные ворота - история создания и спасения | valentin_tsmakaliuk - Дневник valentin_tsmakaliuk | Лента друзей valentin_tsmakaliuk / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»