Партита
"Разделенная на части" - так переводится итальянское слово partita. Но причуды развития искусства таковы, что, во-первых, этим словом пользовались не столько итальянские композиторы (хотя вошло оно в музыку, конечно, от них), сколько немецкие. Во-вторых, этим названием немецкие композиторы обозначали два весьма различных типа сочинений: сюиты и вариации. (О них вы прочтете в соответствующих статьях и поймете, что между ними общего.) То и другое представляет собой произведение, разделенное на части, только в сюите все части разные, а в вариациях - в основном сходные.
Словом "партита" пользовались в XVI-XVIII веках, то есть до тех пор, пока сюиты и вариации были одинаково популярны. А исчезло оно из обихода тогда, когда старая сюита вышла из моды, а вариации, превратившиеся в самостоятельный жанр, стали чрезвычайно распространены в европейской музыке второй половины XVIII - первой половины XIX столетия.
История партиты сделала само звучание этого слова одним из символов старинной музыки эпохи барокко. Поэтому, когда композиторы XX века возобновили многое из забытых традиций, появились и современные партиты. Теперь это слово полностью равнозначно слову "сюита" и употребляется исключительно для разнообразия или из желания направить мысли слушателя в глубь веков.
М. Г. Рыцарева
Сюиты и партиты появились задолго до Иоганна Себастьяна Баха. Полифоническое мышление композитора позволило опоэтизировать сочинения, что вывело циклические формы на новый уровень. Благодаря Баху бытовые танцы, входившие в состав цикла, стали носить одухотворенную окраску. Считается, что сюиты и партиты для разных составов оркестра, а также для солирующих инструментов Иоганн Себастьян Бах создавал на протяжении всего творческого пути. Тем не менее значительная часть созданных произведений для клавира была написана во времена проживания в Кётене, а именно с 1717 года. В этом городе музыкант занимал должность руководителя придворного оркестра, а также занимался обучением принца Кётенского. Все свободное от работы время Бах мог посвящать сочинению новой музыки. Отсутствие органа определило поле его дальнейшей деятельности. Так, Иоганн Себастьян сочинял именно оркестровую и клавирную музыку.
Текст: https://www.classic-music.ru/partita.html
Партита для клавира №6 in E Minor
Anderszewski:
00:00 – Toccata
06:11 – Allemanda
09:13 – Corrente
13:51 – Air
15:37 – Sarabande
22:53 – Tempo di Gavotta
24:44 – Gigue Levit:
30:16 – Toccata
38:48 – Allemanda
42:07 – Corrente
47:24 – Air
49:13 – Sarabande
55:47 – Tempo di Gavotta
58:02 – Gigue