Развитие жанра концерта как сочинения для одного или нескольких («двойной», «тройной», «четверной» концерт) солирующих инструментов с оркестром продолжилось в XIX веке в творчестве Никколо Паганини, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона, Иоганнеса Брамса, Ференца Листа, Петра Чайковского, и многих других композиторов. При этом в сочинениях композиторов-романтиков наблюдался отход от классической формы концерта, в частности, был создан одночастный концерт малой формы - концертштюк или концертино.
Концертштюк (нем. Konzertstьck, буквально - концертная пьеса). 1) Одночастный концерт для солиста и оркестра сравнительно свободный по форме; обыкновенно темп и такт несколько раз меняются в продолжении произведения. Один из популярных образцов концертштюка для фортепиано и оркестра ор. 79 К. М. Вебера. В этом значении термин "Концертштюк" отвечает итальянскому термину концертино (1). 2) Рассчитанное на концертное исполнение сольное произведение крупной формы, как правило, блестящее, виртуозное. К обеим разновидностям Концертштюка могут быть отнесены многие произведения концертного плана, даже если они не носят названия "Концертштюка." Нередко пьесы типа Концертштюка представляют собой рондо, "Блестящее рондо" для фортепиано, вариации для фортепиано, каприччо, для фортепиано и оркестра. Название "Концертштюка" дают также небольшим салонным пьесам, предназначенным для концертного исполнения.
Карл Мария Вебер. "Концертштюк" оп.79.