• Авторизация


композитор-Борис Александрович Чайковский 07-02-2016 23:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения liudmila_leto Оригинальное сообщение

Глубоко русский композитор-Борис Александрович Чайковский

[показать] «Борис Чайковский сумел обрести себя, найти свою дорогу в пестром мире современной музыки, свою собственную тему в искусстве, - писал Г. Свиридов. - …Это композитор глубоко русский. Его душевный мир – это мир чистых и возвышенных страстей. В этой музыке много чего-то недосказанного, какой-то затаенной нежности, большого душевного целомудрия… Это мастер в настоящем смысле этого слова, то есть художник, обладающий прежде всего богатым внутренним содержанием и умеющий выразить его средствами своего искусства».

Борис Александрович Чайковский (10.09.1925- 7.02.1996) родился в семье, где музыку очень любили и поощряли занятия ею сыновей, которые оба избрали музыку своей профессией. В детские годы Б. Чайковский сочинил первые фортепианные пьесы, некоторые из них до сих пор входят в репертуар юных пианистов. В школе Гнесиных он занимался по классу фортепиано у одной из ее основательниц Е. Гнесиной и у А. Головиной, а его первым педагогом по композиции был Е. Месснер - человек, воспитавший многих прославленных музыкантов, удивительно безошибочно умевший подвести ребенка к решению достаточно сложных композиционных задач.
В училище и в Московской консерватории Б. Чайковский занимался в классах прославленных советских мастеров - В. Шебалина, Д. Шостаковича, Н. Мясковского. Уже тогда вполне отчетливо заявили о себе важные особенности творческой личности молодого музыканта, которые Мясковский сформулировал так: «Своеобразный русский склад, исключительная серьезность, хорошая композиторская техника...».

Одновременно Б. Чайковский занимался в классе пианиста Л. Оборина.
В ранний период творчества композитор создал ряд крупных произведений: Первую симфонию (1947), Фантазию на русские народные темы (1950), "Славянскую рапсодию" (1951). Симфониетту для струнного оркестра (1953). В каждом из них автор обнаруживает оригинальный, глубоко индивидуальный подход к известным интонационно-мелодическим и содержательно-смысловым идеям, к традиционным формам.

Сюита "После бала" (1952)



I.Вступление (0:00)
II.Вальс (1:51)
III.Воспоминание (3:43)
IV.Мазурка (6:14)
V.Дома (9:27)
VI.Марш (11:29)
VII. Финал (15:45)



Его сочинения включали в свой репертуар такие дирижеры, как С. Самосуд и А. Гаук. В десятилетие 1954-64 гг., ограничившись преимущественно областью камерно-инструментальных жанров (фортепианное Трио; Первый квартет; струнное Трио; Соната для виолончели и фортепиано, Концерт для кларнета и камерного оркестра; Соната для скрипки и фортепиано; Второй квартет; Фортепианный квинтет), композитор не только выработал безошибочно узнаваемую на слух музыкальную лексику, но и определил важнейшие черты собственного образного мира, где красота, воплощенная в мелодических темах, по-русски вольных, неспешных, "немногословных", предстает как символ нравственной чистоты и стойкости человека.

Фортепианное трио (1953)




Концерт для виолончели с оркестром (1964) открывает новый период в творчестве Б. Чайковского, отмеченный крупными симфоническими концепциями, в которых ставятся важнейшие вопросы бытия.

Симфония No. 3 "Севастопольская" (1980)




В последующие годы были созданы Вторая (1967) и Третья, "Севастопольская" (1980), симфонии; Тема и восемь вариаций (1973, к 200-летию Дрезденской штаатскапеллы); симфонические поэмы "Ветер Сибири" и "Подросток" (по прочтении романа Ф. Достоевского - 1984); Музыка для оркестра (1987); Скрипичный (1969) и Фортепианный (1971) концерты; Четвертый (1972), Пятый (1974) и Шестой (1976) квартеты.

Симфонические поэма"Ветер Сибири" (1984)




Концерт для фортепиано с оркестром (1971)



01:16 - 1
06:48 - 2
16:04 - 3
22:14 - 4
28:41 - 5

Б. Чайковский - автор поэтичной и веселой музыки к радиосказкам для детей по Г. X. Андерсену и Д. Самойлову: "Оловянный солдатик", "Калоши счастья", "Свинопас", "Кот в сапогах", "Слоненок-турист" и многим другим, известным также благодаря грамзаписям.

Сюита к радиопостановке по сказке Андерсена Г-Х. `Свинопас` (1954)



I.Вступление 00:00
II.В саду 00:50
III.Менуэт 02:24
IV. Роза 03:21
V. Соловей 04:17
VI.Колокольчики 05:18
VII. Волшебный горшочек 05:52
VIII.Вальс 07:21
IX. Полька 08:25
X.Трещетки 09:30


При всей внешней простоте и незатейливости здесь много остроумнейших деталей, тонких реминисценций, но начисто отсутствуют даже малейшие намеки на шлягерную стандартизированность, заштампованность, которыми грешит порой подобная продукция.

Столь же свежи, точны и убедительны его музыкальные решения в таких кинофильмах, как "Сережа", "Женитьба Бальзаминова", "Айболит-66", "Лоскутик и облако", "Уроки французского", "Подросток".









Произведения Б.Чайковского покоряют своим теплом, искренностью, лирическим чувством. Это размышления взыскательного, бескомпромиссного художника о смысле жизни, о высоком призвании человека, о роли и долге художника-творца.

текст с сайта радио "Орфей"
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник композитор-Борис Александрович Чайковский | Xileen - Дневник Xileen | Лента друзей Xileen / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»