Драма, лирика и эпос в музыке Яна Сибелиуса. К 150-летию композитора
[показать] Музыка Сибелиуса возникла на перекрестке немецкой и русской школ - там слышны отголоски Бетховена, Брамса, реминисценции из Вагнера, Листа и Брукнера, Грига, Дебюсси, а также наши Чайковский и Могучая кучка и его, истинно национальное финское.
Драматическое содержание в ней сосуществует с лирическим и эпическим.
*****
Большинство сочинений Сибелиуса для драматического театра (всего их шестнадцать) — свидетельство его особой склонности к театральной музыке: в частности, это «Грустный вальс» из музыки к пьесе шурина композитора Арвида Ярнефельта «Смерть» ; пьеса была впервые поставлена в Хельсинки в 1903 году.
Знаменитый вальс звучит в начале пьесы.
"Грустный вальс", Op. 44 (1903, ред.1905)
Его музыка сопровождает воспоминания, сны и галлюцинации умирающей женщины. Ей снится, что танцоры вовлекают её в вальсовый вихрь, она в изнеможении падает, в этот момент обрывается и сам вальс. Женщина просыпается и начинает танцевать снова, вальс начинает звучать с новой силой, ей в бреду опять видятся танцующие пары – вдруг музыка снова обрывается и три раза в дверь стучит Смерть в образе её покойного мужа. В дальнейшем Сибелиус переработал Вальс для концертного исполнения, изменив гармонию и оркестровку. Вместо трёх стуков в дверь, пьеса заканчивается тремя аккордами скрипки.
*****
Свадебный марш из музыки к пьесе «Язык птиц»Адольфа Пауля
*****
Балет-пантомима "Скарамуш" по пьесе П.Кнудсена, ор.71 был написан Сибелиусом по заказу датского издателя в 1913 году, но впервые был поставлен лишь в 1922. Сюжет довольно декадентский. Горбатый карлик Cкарамуш, играя на альте, имеющим магическую силу, обретает власть над женщинами, в результате чего они впадают в транс и оставляют мужей. В его сети во время праздника попала красавица-блондинка. Драма достигает своей кульминации, когда опомнившаяся женщина убивает Скарамуша. Муж и жена снова вместе, они танцуют, не пугаясь вида крови, текущего из-за занавески. Внезапно звучащая, как бы из могилы, мелодия альта Скарамуша приводит к тому, что девушка умирает от шока, а муж сходит с ума.
"Скарамуш"(балет-пантомима в 2х актах) , Op.71 (1913-1922)
Музыка первого акта по-декадентски весела и беззаботна, лишь иногда омрачается тоскливыми темами покинутого мужа, чем дальше - тем колорит темнее. Сибелиус использовал небольшой оркестр, медные духовые не участвуют, но есть партия фортепиано. Однако оркестр согласно указаниям композитора необычно делится на три части - оркестр на сцене, главный персонаж, который время от времени играет на альте из-за сцены, и оркестр в оркестровой яме. В музыке царят полупрозрачные, изысканные, сказочные и порой демонические тона.
*****
Многие произведения Сибелиуса часто звучат у него на родине, но за её пределами почти неизвестны: очевидно,из-за того,что они лишены характерных достоинств его симфоний и симфонических поэм. Сотни фортепианных и скрипичных пьес и несколько сюит для оркестра также уступают лучшим сочинениям композитора.
«Любовная сюита» для струнных, литавр и треугольника, op. 14
Andante con moto
Allegretto
Andantino
Lento assai
*****
Исторические сцены ч.1, Op. 25 (1899, ред. 1911)
I. Увертюра (4:44)
II. Сцена-Болеро (6:18)
III. Празднество (7:22)
Исторические сцены ч.2, Op. 66 (1912)
I. Охота (6:36)
II. Любовная песня (4:37)
III. У подъемного моста (7:10)
*****
В наши дни Яна Сибелиуса обычно ставят в один ряд с такими представителями позднего романтизма, как Р. Штраус и Э. Элгар.
В Финляндии ему отводили и отводят гораздо более важную роль: здесь он признан великим национальным композитором, символом величия страны.
Монумент композитору торжественно открыли в сентябре 1967 года, спустя 10 лет после того, как Ян Сибелиус ушел из жизни.
На памятник финскому композитору можно не только смотреть – его можно слушать. Главная часть монумента – это 600 сплавленных между собой мощных металлических труб, сквозь которые жалобно гудит ветер. Считается, что эти звуки напоминают музыку Яна Сибелиуса, а необычная конструкция похожа на орган.