Возлюбленный Ошо, Вы сказали: "Не попадайте ни в какие оковы, будьте спокойны и счастливы". Разве санньяса не является также оковами? И разве методы, средства и практики не являются также оковами? Пожалуйста объясните.
Если вы поняли, тогда не спрашивайте. Но если вы спрашиваете, значит, вы не поняли. Если вы поняли, тогда не попадайте ни в какие оковы, будьте спокойны и счастливы. Благодаря этому пониманию просто станьте счастливыми и спокойными. Но откуда пришёл этот вопрос? Разве безмятежные и счастливые люди задают вопросы? Все вопросы возникают от того, что вам тяжело, от страдания, от несчастья. Если вы всё ещё задаёте вопросы, вы ещё не обрели покой, вам нужно будет принять санньясу. Если же вы действительно достигли состояния безмятежности, то зачем вам нужна санньяса? Вы уже стали саньясином!
Но не обманывайте себя. Если вам не хватает мужества принять санньясу, не пользуйтесь словами Аштавакры, как предлогом. Да, если вы достигли состояния покоя, вам не нужна никакая санньяса. Вы принимаете санньясу именно для того, чтобы обрести покой. Если вы стали счастливым, если вы действительно думаете, что стали счастливым, если вы стали таким же, как Джанак, то для вас всё закончилось. Но тогда этот вопрос бы не возник. Джанак не задавал никаких вопросов, Джанак сказал: "Потрясающе, Мастер! Тогда я свободен! Это удивительно, как мне только удавалось до сих пор находиться под заклинанием майи!" Если вы готовы, так же как был готов Джанак, вы скажете: "Я благословен! До сих пор я находился под заклинанием майи!" Вы не будете задавать вопросов.
Истина такова: в вашем уме есть желание принять санньясу, но у вас нет мужества. Когда вы слушаете Аштавакру, вы думаете: "Как хорошо, я знаю, что санньяса это оковы, теперь мне не нужно в это идти". Вы отбросили и остальные оковы, или только оковы санньясы? Вы даже ещё не саньясин - невозможно отбросить то, чего вы ещё не имеете. Какие ещё оковы вы отбросите? Вы оставите жену? Свои деньги? Свою власть? Свой ум? Своего делателя? "Я" своего эго? Что из уже имеющегося у вас вы отбросите?
Наверняка вы можете отбросить только то, что уже имеете. Пускай эти вопросы задают уже ставшие саньясинами. Вы ещё не приняли санньясы. Если бы саньясин стал спрашивать, должен ли он теперь отбросить санньясу, было бы понятно. У него есть санньяса, у вас нет. Как вы отбросите то, чего у вас нет? Задавайте вопросы о том, что у вас есть. Задайте вопрос, должны ли вы отречься от своей семьи и дома.
Услышав всё, что говорил Аштавакра, это и всё, что вы смогли понять, что: посвящение в санньясу это оковы? Разве все остальное не является оковами?
Человек хитёр. Ум - обманщик, он очень рассчётлив: "Если я смогу увидеть такой смысл, какой мне хочется, очень хорошо, тогда мне удастся избежать неприятностей. Я так сопротивлялся принятию санньясы, и хорошо, что Аштавакра встретился мне на пути. Оно всё так замечательно объяснил, он наставил меня на верный путь, теперь я не стану совершать ошибки принимая санньясу".
Научитесь ли вы от Аштавакры чему-то другому?
Люди приходят ко мне и говорят: "Должны ли мы сейчас отбросить медитацию? - потому что Аштавакра говорит, что она создаёт оковы". Вы отбросите богатство, вы отбросите власть? Или только медитацию? Ведь медитация ещё не произошла - и вы её уже отбрасываете? Если медитация уже произошла, и вы спрашиваете: "Должны ли мы её отбросить?" Я скажу: "Отбросьте её".
Но тот, кто медитирует, никогда не станет спрашивать, нужно ему отбрасывать или нет, он стоит за пределами отбрасывания и удерживания. Он поймёт Аштавакру, он получит благословение, исполнится радостью. Он скажет: "Великолепно, это чистая правда: в медитации, медитация отбрасывается сама собой. Санньяса лишена всяких оков. Это только средство для того, чтобы отбросить все оковы. В конце оно тоже будет отброшеным".
Поймите это так: в вашу ногу попадает заноза, тогда вы используете другую занозу в качестве иглы, чтобы вытащить её. Другая заноза тоже будет занозой, но вы можете использовать её для того, чтобы удалить первую. Затем вы отбрасываете обе занозы. Вы не станете сохранять вторую занозу, думая, что она совершила великое добро, убирая первую. Или, думая, что она вас любит. Вы не станете класть вторую занозу обратно в то же самое место, где была первая.
Санньяса это игла. В вас застряла заноза мира - это способ вытащить её. Если вы можете вытащить её без всякой иглы, это даже лучше. Что может быть большим благословением, чем ваше понимание Аштавакры? Тогда вам не нужно никакой санньясы. Но убедитесь, что вы не обманываете себя! Если это обман, то тогда наберитесь храбрости и прыгните в санньясу. Тогда наступит также и такой момент, когда вы сможете отбросить и санньясу.
Но что у вас есть, чтобы отбросить? Если вы понимаете, вам не нужно отбрасывать - все уже отпало. Именно это и сказал Джанак: "О, Господин, это тело тоже отброшено". Джанак всё ещё в теле, тело не отпало, но он говорит: "Это тело тоже отброшено! Весь мир отброшен. Всё отброшено. Я совершенно не затронут, я нахожусь за пределами эмоций. Что за великое искусство заключено в вашем учении. Что за искусство. Ничего не случилось, я не оставил дворец, не оставил мир, не оставил тело - и всё же я оставил всё!"
В тот день, когда вы понимаете это, вам больше ничего не нужно отбрасывать - ни мира, ни санньясы. Сама идея отбрасывания приходит только к тому человеку, который думает, что существует что-то, за что можно держаться.
Отречение это всего лишь тень потворствования. Отречение это когда мирянин стоит на своей голове. Когда уходит мир, также уходит и отречение. Две эти вещи живут и уходят вместе. Одну половину работы выполняет отрекшийся, мирянин же выполняет другую половину - они взаимосвязаны. Мирянин не может быть без отрекшегося, отрекшийся не может быть без мирянина. Разве вы не видите, какой это сговор?
Давайте об этом немного поразмыслим: если миряне перестанут приходить к саду, то как тогда многие именитые саду станут продолжать своё существование? Они начнут разбегаться. Кто будет для них всё организовывать, кто будет делать все приготовления? Они все разойдутся.
По настоящему мудрый человек не станет ни отрекаться, ни потворствовать своим желаниям. Он знает только одно: Я свидетель. Если он беден, он является свидетелем, если он богат, он является свидетелем. Когда вы пребываете в свидетельствовании, есть ли разница между бедностью и богатством? Вы думаете, если нищий станет свидетелем, его свидетельствование будет много меньшим, чем свидетельствование императора, и если свидетелем станет император, его свидетельствование будет много большим? Может ли вообще свидетельствование быть большим или меньшим? Бедный или богатый, здоровый или больной, образованный или неграмотный, прекрасный или безобразный, знаменитый или безвестный - нет никакой разницы.
Свидетельствование это сокровище, которое в равной мере существует внутри каждого, его не может быть больше или меньше.
Мы можем быть свидетелями в каждой сфере - успеха и поражения, почитания и непочтительности. Будьте свидетелями, вот и всё, что говорит Аштавакра.
Но если вы обнаруживаете, что вам трудно быть свидетелем, и хотите использовать какой-то метод, тогда используйте метод, не бойтесь. Продолжайте использовать метод, который помогает вам стать свидетелем и этого метода.
Аштавакара сказал, что медитация и методы это оковы. И он абсолютно прав, на все сто процентов! Поэтому перестаньте медитировать. Но что вам это даст? Вы что, тот час же станете свидетелями? Нет, в вас просто будут повторяться одни и те же гнилые мысли. Это так смешно: из-за Аштавакры вы скатились так низко в мир. Эта лестница была предназначена для того, чтобы вы по ней поднялись! Вы стали использовать её для того, чтобы спуститься! Те же самые ступени!
Я говорю вам медитировать, потому что у вас есть две возможности - медитация и мышление: прямо сейчас у вас нет возможности выбрать свидетельствование. Да, если вы будете продолжать медитировать, с вашими мыслями будет покончено, тогда новый выбор появится сам собой. Тогда вы сможете выбрать: свидетельствование или медитация? Тогда вы сможете избрать свидетельствование и отбросить медитацию.
Но если вы сделаете выбор в пользу того, чтобы не принимать санньясу, вы будете продолжать потворствовать. Теперь это выбор между санньясой и миром. Я говорю, примите санньясу сейчас, и однажды наступит такой момент, когда вам не нужно будет больше выбирать между миром и санньясой. Мир уходит, санньяса остаётся. Тогда я скажу вам: забудьте о санньясе, теперь излейте себя в высшую саньясу. Да, если вы можете тот час же встать и пойти, как Джанак, я не собираюсь чинить вам никаких препятствий. Будьте радостными! Будьте счастливыми! Если вы не можете, тогда никто другой не сможет принять это решение за вас. Если вы не сможете быть счастливыми, вы должны будете решить, что вам нужно будет делать.
Вы можете превратить истину в неистину, и даже цветы превратить в шипы - всё зависит от вас. Это кажется вам очень лёгким - ничего не делать. Это кажется вам лёгким, когда вы слышите об этом, но когда вы приходите к тому, чтобы ничего не делать, обнаруживается, что нет ничего более сложного... Сейчас вы можете сделать свой выбор между мышлением и медитацией. И затем, в конце концов, выбор между медитацией и свидетельствованием станет возможным.
Вы спрашиваете о санньясе. Санньяса это только жест указывающий на то, что вы хотите быть со мной. Это не обязательно. Я не привязываю вас к себе. Я не даю вам никакой дисциплины. Я не навязываю вам никаких правил поведения. Я не говорю вам, когда вставать, что есть, что пить, что делать, чего не делать. Я говорю вам только о том, что вам нужно быть свидетелями. Я говорю вам только о том, что моя рука доступна, возьмите её в свои руки. Возможно оттого, что вы сделаете несколько шагов вместе со мной, вы также поймаете и мою болезнь. Эта болезнь заразна. Пройдитесь немного с Буддой, и вы приобретёте легкий оттенок его окраски. Вы не сможете предотвратить это. Какая-то частица его аромата начнёт исходить также и от вас. Если вы проходите по саду аромат цветов проникает в ваши одежды - даже если вы не касаетесь их!
Санньяса это всего лишь демонстрация небольшого мужества, готовности двигаться со мной, выражения вашего желания быть со мной. Это говорит о том, что вы влюблены в меня. Идея, стоящая за этой любовью, заключается в том, что я готовлю вас к тому, чтобы вы стали свободными. Если вы влюблены в меня и готовы немного пройти вместе со мной по пути, тогда из-за того, что вы проходите этот небольшой путь, вы перенесётесь на очень далёкое расстояние... И всё другое поверхностно: изменение цвета одежд, ношение малы, - это только пробуждает мужество и помогает вам вспомнить своё бытие. Это только внешние начинания, затем многое начинает происходить внутри. Те, кого вы видите в маруновых одеждах, не смотрите только на их одежды, смотрите также на их сердца - вы обнаружите, что в них начал возникать новый поток любви, и эти одежды, (саньясинская атрибутика), являются только выражением любви - вашей любви ко мне, и моей любви к вам.
Ошо. Из книги "Просветление - единственная Революция". Беседы по сутрам Аштавакра Гиты.
Глава 8. "Дар существования". Стр. 252-260.