В начале восьмидесятых годов ХІХ столетия в Киеве собрались значительные художественные силы: практически все лучшее из живописного цеха, что было на просторах Российской державы, призвано было на работы в новопостроенном Владимирском соборе для монументальных росписей внутренних пространств и алтаря. Живописной работы было много. Только Репин и Суриков по разным причинам не смогли принять участие в богоугодном предприятии. Братья Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Котарбинский, Мурашко-старший, Сведомский, Селезнев, Глоба, Серов, Коровин, Нестеров и приглашенный из Петербургской академии художеств из мастерской П.Чистякова Михаил Врубель под научным и административным руководством профессора А.Прахова творили невиданное по масштабам духовное полотно, сопоставимое разве что с работой в храме Христа Спасителя в Москве. Владимирский собор надлежало расписать целиком, заполнить живописью все внутреннее пространство стен, простенков, арок и столпов, не говоря уже о куполах и монументальном алтаре. Виктор Васнецов создал для Владимирского собора центральный образ Богоматери с младенцем. В то же время для алтаря Кирилловской церкви удивительную икону Божьей Матери с младенцем Христом на руках написал Михаил Врубель. Он написал все алтарные иконы и огромную фреску «Сошествие святого духа», которая тогда же стала легендарной, притягивала в церковь любопытствующих сотнями. Всех профессионалов и просто любителей изящных искусств, видевших, как работал над этой фреской Врубель, поражало то, что он писал многофигурную, психологически очень сложную композицию без эскизов, картонов — сразу на стене красками и без переделок, без поправок, так уверенно, словно она уже была тут в законченном виде с византийских времен и требовалось только аккуратно зафиксировать ее кистью. Врубель видел всю громадную картину целиком до самых мельчайших подробностей своим внутренним взором еще до того, как приступил к воплощению замысла — работалось ему легко, вдохновенно, как пелось. Фреска заняла положенное ей место в Храме.
Тогда же специально для того, чтобы посмотреть иконостас Кирилловской церкви, исполненный Врубелем, в Киев приезжал Павел Третьяков, владелец знаменитой галереи в Москве, и сокрушался, что не может выкупить эти творения для себя. И он согласился с тем, что «Сошествие святого духа» — это невиданное чудо: так до Врубеля никто не писал. (Правильно, стало быть, докатывались до Петербурга и до А.Бенуа слухи о чуде, шла о художнике молва.) Автору живописного чуда Михаилу Врубелю было тридцать лет.
[700x445]