Село Ахтырка впервые упоминается в 1504 году в межевой духовной грамоте Великого князя и государя Московского Иоанна
Васильевича Третьего под названием "село Дудкино". В 1734 году село приобрел Иван Юрьевич Трубецкой. В 70-х годах XVIII века
Николай Иванович Трубецкой, сын первого владельца села, построил деревянную церковь в честь иконы Божией Матери "Ахтырская".
В 1823 году деревянную церковь сменило новое каменное здание, которое вошло в ансамбль вновь построенной усадьбы.
Строителями храма стали третий владелец Ахтырки из рода Трубецких Иван Николаевич и его супруга Наталия Сергеевна, урожденная
княгиня Мещерская. Автором проекта усадьбы, включавшей также главный дом и два флигеля, плотину и пристань на реке Воря,
многочисленные службы и парк с беседками, был Кутепов, ученик знаменитого Жилярди. Храм освящен 20 сентября 1825 года
святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским. Еще два поколения Трубецких владели Ахтыркой, но материальные
трудности заставили семью расстаться с усадьбой. Последний владелец Ахтырки Николай Петрович имел от двух браков 12 детей.
Среди них: С.Н. Трубецкой, первый ректор Московского университета; Е.Н. Трубецкой, профессор Московского университета, участник
Поместного Собора Русской Православной церкви в 1917-1918 годах, оба философы, друзья В.С. Соловьева, общественные и
церковные деятели; Г.Н. Трубецкой участвовал в правительстве генерала Врангеля в Крыму. Н.П. Трубецкой был музыкально
одаренным человеком, активно участвовал в создании Московской консерватории. В 1879 году Трубецкие продали Ахтырку И.М.
Матвееву, мировому судье г. Москвы.
В советские времена в 1924 году сгорел дворец, плотину уничтожили, исчезли водоем и мельница, вырублен парк, сломаны
оранжереи. Хранящиеся в ЗАГСе Сергиева Посада церковные книги Ахтырской церкви конца XIX века сохранили нам имена
священника Иоанна Сахарова, умершего в 1894 году. Его личная библиотека по завещанию самого настоятеля была передана
Ахтырской церкви. С 1894 по 1929 год в церкви служил священник Василий Архангельский, священномученик, уже прославленный
Русской Православной Церковью. Им было организовано три церковно-приходских школы в деревнях прихода. В 1929 году отец
Василий был арестован и находился в ссылке до 1934 года. В ноябре 1937 года, уже митрофорный протоиерей, Василий Архангельский
был арестован и расстрелян на полигоне в Бутово. С 1930 по 1937 год в церкви служил игумен Лазарь, насельник Троице-Сергиевой
Лавры (тогда уже закрытой). Он был арестован вместе с преподобномучеником архимандритом Кронидом по сфабрикованному делу о
"контрреволюционной церковно-монархической организации" и расстрелян 12 декабря 1937 года на Бутовском полигоне.
После закрытия церковь стояла опечатанной, а в 1941 году была вскрыта и разграблена. Некоторое время храм использовался под
овощехранилище, затем был заброшен.
Службы в храме возобновились в 1991 году, когда настоятелем вновь образованной православной общины стал протоиерей Борис
Можаев. Престольный праздник - Ахтырской иконы Божией Матери, 15 июля, собирает множество гостей из ближних и дальних
городов и весей. Ахтырская икона, подаренная храму настоятелем Покровского храма г. Хотькова (ныне архимандрит Герман,
настоятель Давидовой пустыни в Чеховском районе), украшена многочисленными дарами прихожан и паломников в знак
благодарности за исполнение своих молитвенных прошений перед этой иконой. В храме хранятся частицы мощей ряда святых, а также
частицы их облачений.
Прекрасный иконостас - дипломная работа выпускников иконописной школы при Московской Духовной Академии. Образцом Деисусного
чина послужил Высоцкий Деисусный чин из Высоцкого Серпуховского монастыря, заказанный основателем монастыря преподобным
Афанасием в Византии и хранящийся ныне в Третьяковской галерее. Ахтырская икона Божией Матери из иконостаса имеет
оригинальную иконографию, по достоинству оцененную специалистами, о чем свидетельствует то, что она уже попала в состав
нескольких альбомов икон и даже на их обложки.
[показать]
Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы невозможно спутать с какой-либо другой иконой. На ней мы видим поясное изображение Богородицы, молитвенно сложившей руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом.
Кон. XVIII- нач. XIX вв., Москва
[476x600]
Иконография образа сложилась от указующих на Нее ветхозаветных пророчеств и предсказаний об Ее особой "уготованности",
"очищенности" от "чрева матери", переложенные сирийским богословом IVв. Ефремом Сириным. Задолго до рождения Христа Ей было
дано видение о том, что Она станет Матерью Сына Божия, который пострадает за грехи людские. И Она жила всю дальнейшую
жизнь, зная об этой судьбе Своего Сына. Жила без ропота, полностью доверяя и повинуясь воле Божией. "Се Раба Господня". Это
предзнаменование легло в основу иконографии данного образа, в котором воплощена идея великого начала и, одновременно,
предречен великий конец - "альфа и омега", - у порога которого стояла юная Дева Мария. В древности по сторонам престола -
священного средоточия любого храма, соединившего представление о смерти Христа и Его царственной славе, - на особых подставках
ставили выносную икону Богоматери и деревянный крест с Распятием. Непосредственное присутствие образа Богородицы у трапезы,
где совершается пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христа, - имело глубокий смысл, постоянно напоминая об истине
воплощения Бога и предстательства перед Ним Его Матери, просящей за весь род человеческий.
ЯВЛЕНИЕ ИОКНЫ
В первой половине XVIII века при Покровской ветхой деревянной церкви в Ахтырке Харьковской губернии служил священник Даниил
Васильев, отличавшийся праведною жизнью, горячей верой и трудолюбием. 2 июля 1739 года во время сенокоса отец Даниил, желая
попробовать новую косу, вышел с нею в свой огород. В летописях сообщается о том, что, выйдя во двор своего дома, густо
поросшего дикой ромашкой, и пару раз ударив новой косой, священник увидел стоящую в траве икону, от которой исходило
необыкновенное сияние, "... и сотворив на себя крестное знамение начал читать пришедший ему на память кондак празднеству
Рождества Богородицы". На иконе было изображено моление Божией Матери перед распятым на Голгофе Ее Сыном – Господом
Иисусом Христом. Усердно помолившись и сделав три земных поклона пред иконою Пресвятой Богородицы, он внёс её в дом свой и
поставил на приличном месте, где она стояла три года. Домашние его заметили, что в той комнате, где стояла икона, невозможно
было ночевать из-за какого-то непонятного страха. Через три года, в октябре 1742 года, в праздник Покрова, отец Даниил вошел в
ту комнату и так же неожиданно, как в первый раз, был поражен сильным светом от иконы. Явление это повторялось много раз, но он
молился и никому не говорил о том. Однажды, в тонком сне он получил от Богоматери повеление омыть икону чистой водой и
украсить. Он тут же его исполнил.
Той же ночью увидал он второй необыкновенный сон. Снилось ему, что он идет к реке, чтобы вылить в нее воду, оставшуюся после
омовения иконы. Встречается ему Богородица в образе прекрасной Девы и говорит: "Куда ты несешь воду? Вернись с нею домой и
храни ее, она будет страждущих исцелять от лихорадки". После того, как отец Василий напоил этой водой свою дочь, страдающую от
лихорадки, больная выздоровела. Отец Василий убедился в несомненной чудотворной силе иконы и решил, что должна она быть в
храме. В скором времени Ахтырская икона прославилась новыми чудесами и исцелениями.
Священник стал замечать на красках иконы язвинки и тогда, призвав к себе иконописца Иоанна, поручил ему поправить икону.
Иконописец, взяв икону, принёс её домой и поставил на приличном месте. Но, когда хотел через два дня приступить к работе, вдруг
ночью он услышал голос от иконы:" Встань, время тебе уже отнести эту икону туда, где взял её, лучше ты поправить не можешь"
Иконописец в ужасе проснулся, с благоговением взял икону и на рассвете дня отнёс ее к священнику, объявив ему о слышанном
голосе. Видя чудесные явления от благодатной иконы, священник, почёл лучшим внести её в свою приходскую церковь, и здесь-то сия
икона особенно просияла силою чудотворений, одним из которых было исцеление младенца иконописца от лихорадки.
По благословению Молдавского митрополита Антония (Черновского; 1742-1748), в 1743 году было произведено расследование
чудесных исцелений. После получения письменных подтверждений очевидцев было составлено донесение в Синод. По повелению
императрицы Елизаветы Петровны от 26 ноября 1744 года было произведено новое расследование, а затем, в 1746 году,- еще одно,
которое возглавили архиепископ Черниговский Амвросий (Дубневич; 1742-1750) и архимандрит Киево-Печерской Лавры Тимофей
(Щербатский; впоследствии митрополит Киевский). Приезжавшие в Ахтырку следователи вызывали всех лиц, испытавших на себе
проявления благодатной силы иконы. Показания давались под присягой. Прославлению иконы способствовало и следующее
обстоятельство - жена генерала Вейделя, Елизавета, приехала в Ахтырку больная и усердно молилась пред чудотворною иконою
Богородицы об исцелении от болезни. В следующую ночь она увидела Божию Матерь во сне и услышала Её повеление:"Напрасно ты
просишь избавление от болезни, это для тебя не нужно, ты скоро оставишь жизнь. Раздай по церквам и нищим всё твое имение, такая
жертва послужит на пользу души твоей". Больная отвечала:" Мати Божия! У меня есть дети, и, если я раздам свое имение, они
останутся в крайней нищете и бедности". На сие Матерь Божия сказала:" Не заботься о детях. Я буду всегдашнею их
покровительницею. А ты через пять дней умрёшь, потому готовься к исходу, не медли раздать своё имение и по церквам и нищим,
дабы творили молитвы о твоём спасении". После сего матерь Божия стала невидима. Больная, пробудясь от сна, призвала духовного
отца, рассказала ему о видении и, по глаголу Богородицы, через пять дней скончалась с миром. Императрица Екатерина II, узнав о
чудесном покровительстве, обещанном Богоматерью детям умершей Вейдель, взяла двух её дочерей на своё попечение и выдала их
замуж: одну за графа Палена, другую за графа Чернышева.
В 1751 году Святейший Синод, закончив продолжительное "следствие о чудесах святой иконы", постановил почитать Ахтырскую икону
как чудотворную. В 1768 году в Ахтырке был воздвигнут каменный храм по плану знаменитого архитектора Растрелли. Императрица
Елисавета Петровна собственною рукою вписала в сборную книгу две тысячи рублей, очень значительную по тому времени сумму. С
Ахтырской иконы, почитавшейся как целительница от многих болезней, был сделан ряд списков. Один из таких списков, также
прославившихся исцелениями и чудесами, находится в Ахтырском соборе г.Орла, построенном в благодарность за исцеление по
молитве перед иконой орловского купца Константина Семеновича Пастухова, происшедшее в 1773 году, вскоре после прославления
иконы. Таким образом, это один из первых по времени списков с чудотворной иконы.
Кафедральный собор во имя Ахтырской иконы Божией Матери в городе Орле
[показать]
Чтимый образ Ахтырской иконы Божией Матери
[показать]
Ряд списков распространен на юге России, в Харьковской епархии. Известны, также, почитаемые списки Ахтырской иконы в храме
"Николы Явленного" и в главном приделе храма Воскресения Словущего (ап. Филиппа) на Арбате в Москве, в Козельске в
Вознесенской церкви. Ахтырская икона Божией Матери, именуемая "Самарская", - главная святыня Самарского Пустынно-
Николаевского мужского монастыря.
В 1903 году при отправке иконы на реставрацию в Санкт-Петербург она была похищена. Впоследствии, святая икона оказалась
неведомыми путями в Харбине и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова,
который неоднократно прикладывался к Ахтырской иконе в Ахтырке, икона приобретенная Степановым была той самой чудотворной
Ахтырской иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где он ее передал Комитету
Русской Православной молодёжи как благословение.
В 1975 году сведения о том, что утраченная Ахтырская икона находится в Сан-Франциско (США) достигли СССР, откуда в 1995 году
митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привез список с иконы и передал его в Ахтырский Покровский собор. В связи с этим
событием был возобновлён крестный ход на третий день после Дня Святой Троицы со списком иконы на место Ахтырского во имя
Святой Троицы монастыря. Ход этот совершался с 1844 года в субботу Пятидесятницы, а обратно икона переносилась в праздник Всех
святых. В настоящее время Ахтырская икона находится в ведении архиепископа Иллариона Сиднейского.
Пред этой иконой молятся о благополучном замужестве дочерей, об исцелении от разных болезней, она также считается покровительницей детей.
Празднование — 2(15) июля.
сведения взяты из источников:
-
http://svyato.info/respublika-tatarstan/alekseevsk...otvornojj-ikony-bozhiejj.html;
- книга "Земная жизнь пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон", издание третье, стр. 284.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Ахтырская_икона_Божией_Матери
- http://www.ahtir-orel.orthodox.ru/ahtir%20ikona.html
- http://ricolor.org/rus/vr/platonov/orel/3/
- http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow_area&page=623