• Авторизация


Ахтырская икона Богородицы 10-06-2010 10:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Село Ахтырка впервые упоминается в 1504 году в межевой духовной грамоте Великого князя и государя Московского Иоанна

Васильевича Третьего под названием "село Дудкино". В 1734 году село приобрел Иван Юрьевич Трубецкой. В 70-х годах XVIII века

Николай Иванович Трубецкой, сын первого владельца села, построил деревянную церковь в честь иконы Божией Матери "Ахтырская".

В 1823 году деревянную церковь сменило новое каменное здание, которое вошло в ансамбль вновь построенной усадьбы.

Строителями храма стали третий владелец Ахтырки из рода Трубецких Иван Николаевич и его супруга Наталия Сергеевна, урожденная

княгиня Мещерская. Автором проекта усадьбы, включавшей также главный дом и два флигеля, плотину и пристань на реке Воря,

многочисленные службы и парк с беседками, был Кутепов, ученик знаменитого Жилярди. Храм освящен 20 сентября 1825 года

святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским. Еще два поколения Трубецких владели Ахтыркой, но материальные

трудности заставили семью расстаться с усадьбой. Последний владелец Ахтырки Николай Петрович имел от двух браков 12 детей.

Среди них: С.Н. Трубецкой, первый ректор Московского университета; Е.Н. Трубецкой, профессор Московского университета, участник

Поместного Собора Русской Православной церкви в 1917-1918 годах, оба философы, друзья В.С. Соловьева, общественные и

церковные деятели; Г.Н. Трубецкой участвовал в правительстве генерала Врангеля в Крыму. Н.П. Трубецкой был музыкально

одаренным человеком, активно участвовал в создании Московской консерватории. В 1879 году Трубецкие продали Ахтырку И.М.

Матвееву, мировому судье г. Москвы.

В советские времена в 1924 году сгорел дворец, плотину уничтожили, исчезли водоем и мельница, вырублен парк, сломаны

оранжереи. Хранящиеся в ЗАГСе Сергиева Посада церковные книги Ахтырской церкви конца XIX века сохранили нам имена

священника Иоанна Сахарова, умершего в 1894 году. Его личная библиотека по завещанию самого настоятеля была передана

Ахтырской церкви. С 1894 по 1929 год в церкви служил священник Василий Архангельский, священномученик, уже прославленный

Русской Православной Церковью. Им было организовано три церковно-приходских школы в деревнях прихода. В 1929 году отец

Василий был арестован и находился в ссылке до 1934 года. В ноябре 1937 года, уже митрофорный протоиерей, Василий Архангельский

был арестован и расстрелян на полигоне в Бутово. С 1930 по 1937 год в церкви служил игумен Лазарь, насельник Троице-Сергиевой

Лавры (тогда уже закрытой). Он был арестован вместе с преподобномучеником архимандритом Кронидом по сфабрикованному делу о

"контрреволюционной церковно-монархической организации" и расстрелян 12 декабря 1937 года на Бутовском полигоне.

После закрытия церковь стояла опечатанной, а в 1941 году была вскрыта и разграблена. Некоторое время храм использовался под

овощехранилище, затем был заброшен.

Службы в храме возобновились в 1991 году, когда настоятелем вновь образованной православной общины стал протоиерей Борис

Можаев. Престольный праздник - Ахтырской иконы Божией Матери, 15 июля, собирает множество гостей из ближних и дальних

городов и весей. Ахтырская икона, подаренная храму настоятелем Покровского храма г. Хотькова (ныне архимандрит Герман,

настоятель Давидовой пустыни в Чеховском районе), украшена многочисленными дарами прихожан и паломников в знак

благодарности за исполнение своих молитвенных прошений перед этой иконой. В храме хранятся частицы мощей ряда святых, а также

частицы их облачений.

Прекрасный иконостас - дипломная работа выпускников иконописной школы при Московской Духовной Академии. Образцом Деисусного

чина послужил Высоцкий Деисусный чин из Высоцкого Серпуховского монастыря, заказанный основателем монастыря преподобным

Афанасием в Византии и хранящийся ныне в Третьяковской галерее. Ахтырская икона Божией Матери из иконостаса имеет

оригинальную иконографию, по достоинству оцененную специалистами, о чем свидетельствует то, что она уже попала в состав

нескольких альбомов икон и даже на их обложки.

[показать]

Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы невозможно спутать с какой-либо другой иконой. На ней мы видим поясное изображение Богородицы, молитвенно сложившей руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом.


Кон. XVIII- нач. XIX вв., Москва
[476x600]

Иконография образа сложилась от указующих на Нее ветхозаветных пророчеств и предсказаний об Ее особой "уготованности",

"очищенности" от "чрева матери", переложенные сирийским богословом IVв. Ефремом Сириным. Задолго до рождения Христа Ей было

дано видение о том, что Она станет Матерью Сына Божия, который пострадает за грехи людские. И Она жила всю дальнейшую

жизнь, зная об этой судьбе Своего Сына. Жила без ропота, полностью доверяя и повинуясь воле Божией. "Се Раба Господня". Это

предзнаменование легло в основу иконографии данного образа, в котором воплощена идея великого начала и, одновременно,

предречен великий конец - "альфа и омега", - у порога которого стояла юная Дева Мария. В древности по сторонам престола -

священного средоточия любого храма, соединившего представление о смерти Христа и Его царственной славе, - на особых подставках

ставили выносную икону Богоматери и деревянный крест с Распятием. Непосредственное присутствие образа Богородицы у трапезы,

где совершается пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христа, - имело глубокий смысл, постоянно напоминая об истине

воплощения Бога и предстательства перед Ним Его Матери, просящей за весь род человеческий.

ЯВЛЕНИЕ ИОКНЫ
В первой половине XVIII века при Покровской ветхой деревянной церкви в Ахтырке Харьковской губернии служил священник Даниил

Васильев, отличавшийся праведною жизнью, горячей верой и трудолюбием. 2 июля 1739 года во время сенокоса отец Даниил, желая

попробовать новую косу, вышел с нею в свой огород. В летописях сообщается о том, что, выйдя во двор своего дома, густо

поросшего дикой ромашкой, и пару раз ударив новой косой, священник увидел стоящую в траве икону, от которой исходило

необыкновенное сияние, "... и сотворив на себя крестное знамение начал читать пришедший ему на память кондак празднеству

Рождества Богородицы". На иконе было изображено моление Божией Матери перед распятым на Голгофе Ее Сыном – Господом

Иисусом Христом. Усердно помолившись и сделав три земных поклона пред иконою Пресвятой Богородицы, он внёс её в дом свой и

поставил на приличном месте, где она стояла три года. Домашние его заметили, что в той комнате, где стояла икона, невозможно

было ночевать из-за какого-то непонятного страха. Через три года, в октябре 1742 года, в праздник Покрова, отец Даниил вошел в

ту комнату и так же неожиданно, как в первый раз, был поражен сильным светом от иконы. Явление это повторялось много раз, но он

молился и никому не говорил о том. Однажды, в тонком сне он получил от Богоматери повеление омыть икону чистой водой и

украсить. Он тут же его исполнил.

Той же ночью увидал он второй необыкновенный сон. Снилось ему, что он идет к реке, чтобы вылить в нее воду, оставшуюся после

омовения иконы. Встречается ему Богородица в образе прекрасной Девы и говорит: "Куда ты несешь воду? Вернись с нею домой и

храни ее, она будет страждущих исцелять от лихорадки". После того, как отец Василий напоил этой водой свою дочь, страдающую от

лихорадки, больная выздоровела. Отец Василий убедился в несомненной чудотворной силе иконы и решил, что должна она быть в

храме. В скором времени Ахтырская икона прославилась новыми чудесами и исцелениями.

Священник стал замечать на красках иконы язвинки и тогда, призвав к себе иконописца Иоанна, поручил ему поправить икону.

Иконописец, взяв икону, принёс её домой и поставил на приличном месте. Но, когда хотел через два дня приступить к работе, вдруг

ночью он услышал голос от иконы:" Встань, время тебе уже отнести эту икону туда, где взял её, лучше ты поправить не можешь"

Иконописец в ужасе проснулся, с благоговением взял икону и на рассвете дня отнёс ее к священнику, объявив ему о слышанном

голосе. Видя чудесные явления от благодатной иконы, священник, почёл лучшим внести её в свою приходскую церковь, и здесь-то сия

икона особенно просияла силою чудотворений, одним из которых было исцеление младенца иконописца от лихорадки.


По благословению Молдавского митрополита Антония (Черновского; 1742-1748), в 1743 году было произведено расследование

чудесных исцелений. После получения письменных подтверждений очевидцев было составлено донесение в Синод. По повелению

императрицы Елизаветы Петровны от 26 ноября 1744 года было произведено новое расследование, а затем, в 1746 году,- еще одно,

которое возглавили архиепископ Черниговский Амвросий (Дубневич; 1742-1750) и архимандрит Киево-Печерской Лавры Тимофей

(Щербатский; впоследствии митрополит Киевский). Приезжавшие в Ахтырку следователи вызывали всех лиц, испытавших на себе

проявления благодатной силы иконы. Показания давались под присягой. Прославлению иконы способствовало и следующее

обстоятельство - жена генерала Вейделя, Елизавета, приехала в Ахтырку больная и усердно молилась пред чудотворною иконою

Богородицы об исцелении от болезни. В следующую ночь она увидела Божию Матерь во сне и услышала Её повеление:"Напрасно ты

просишь избавление от болезни, это для тебя не нужно, ты скоро оставишь жизнь. Раздай по церквам и нищим всё твое имение, такая

жертва послужит на пользу души твоей". Больная отвечала:" Мати Божия! У меня есть дети, и, если я раздам свое имение, они

останутся в крайней нищете и бедности". На сие Матерь Божия сказала:" Не заботься о детях. Я буду всегдашнею их

покровительницею. А ты через пять дней умрёшь, потому готовься к исходу, не медли раздать своё имение и по церквам и нищим,

дабы творили молитвы о твоём спасении". После сего матерь Божия стала невидима. Больная, пробудясь от сна, призвала духовного

отца, рассказала ему о видении и, по глаголу Богородицы, через пять дней скончалась с миром. Императрица Екатерина II, узнав о

чудесном покровительстве, обещанном Богоматерью детям умершей Вейдель, взяла двух её дочерей на своё попечение и выдала их

замуж: одну за графа Палена, другую за графа Чернышева.


В 1751 году Святейший Синод, закончив продолжительное "следствие о чудесах святой иконы", постановил почитать Ахтырскую икону

как чудотворную. В 1768 году в Ахтырке был воздвигнут каменный храм по плану знаменитого архитектора Растрелли. Императрица

Елисавета Петровна собственною рукою вписала в сборную книгу две тысячи рублей, очень значительную по тому времени сумму. С

Ахтырской иконы, почитавшейся как целительница от многих болезней, был сделан ряд списков. Один из таких списков, также

прославившихся исцелениями и чудесами, находится в Ахтырском соборе г.Орла, построенном в благодарность за исцеление по

молитве перед иконой орловского купца Константина Семеновича Пастухова, происшедшее в 1773 году, вскоре после прославления

иконы. Таким образом, это один из первых по времени списков с чудотворной иконы.

Кафедральный собор во имя Ахтырской иконы Божией Матери в городе Орле
[показать]

Чтимый образ Ахтырской иконы Божией Матери
[показать]


Ряд списков распространен на юге России, в Харьковской епархии. Известны, также, почитаемые списки Ахтырской иконы в храме

"Николы Явленного" и в главном приделе храма Воскресения Словущего (ап. Филиппа) на Арбате в Москве, в Козельске в

Вознесенской церкви. Ахтырская икона Божией Матери, именуемая "Самарская", - главная святыня Самарского Пустынно-

Николаевского мужского монастыря.

В 1903 году при отправке иконы на реставрацию в Санкт-Петербург она была похищена. Впоследствии, святая икона оказалась

неведомыми путями в Харбине и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова,

который неоднократно прикладывался к Ахтырской иконе в Ахтырке, икона приобретенная Степановым была той самой чудотворной

Ахтырской иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где он ее передал Комитету

Русской Православной молодёжи как благословение.


В 1975 году сведения о том, что утраченная Ахтырская икона находится в Сан-Франциско (США) достигли СССР, откуда в 1995 году

митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привез список с иконы и передал его в Ахтырский Покровский собор. В связи с этим

событием был возобновлён крестный ход на третий день после Дня Святой Троицы со списком иконы на место Ахтырского во имя

Святой Троицы монастыря. Ход этот совершался с 1844 года в субботу Пятидесятницы, а обратно икона переносилась в праздник Всех

святых. В настоящее время Ахтырская икона находится в ведении архиепископа Иллариона Сиднейского.

Пред этой иконой молятся о благополучном замужестве дочерей, об исцелении от разных болезней, она также считается покровительницей детей.
Празднование — 2(15) июля.


сведения взяты из источников:
- http://svyato.info/respublika-tatarstan/alekseevsk...otvornojj-ikony-bozhiejj.html;
- книга "Земная жизнь пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон", издание третье, стр. 284.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Ахтырская_икона_Божией_Матери
- http://www.ahtir-orel.orthodox.ru/ahtir%20ikona.html
- http://ricolor.org/rus/vr/platonov/orel/3/
- http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow_area&page=623




вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ахтырская икона Богородицы | НочкаЛи - Мой неspleen | Лента друзей НочкаЛи / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»