[260x320]Это поистине гениальное произведение, записанное в 1840-х годах в Архангельской губернии, после 1917 года подверглось изгнанию. Даже видный исследователь народного творчества Н.П. Андреев (1892–1942) при издании в 1938 году антологии «Русский фольклор», который не мог вообще отказаться от публикации этой прекрасной былины, не имел возможности и напечатать ее целиком, вынужденно изъяв фрагменты, где речь шла о «Жидовине».
	
	Впервые в послереволюционное время это творение появилось в печати только в 1958 году, в составленной А.М. Астаховой антологии «Илья Муромец», изданной небольшим тиражом для научных сотрудников. Былина стала доступна для массового читателя только в 1986 году. В.И. Калугин всё же сумел опубликовать её в Москве в сборнике «Былины» тиражом в 300 тысяч экземпляров.
	
	В 1991 этот сборник был переиздан. Но в школах эту былину, как и былину про «Добрыню Никитича и Змея с горы Сион», так и не изучают. Подавляющее большинство русских людей ничего не читало и не слышало про освободительную борьбу Русского народа против «жидовин». Правящий режим не позволяет, что бы русские брали пример с Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Вместо этого в школах детям преподают то, как «хоббит Бильбо идет воровать золото у дракона Смога».
	
	В русской же былине речь идет об отстаивании свои земель -
	
	"Под славным городом под Киевом,
	На тех на степях на Цицарских
	Стояла застава богатырская…
	Один из «братцев» этой заставы,
	Добрыня Никитич езди ко синю морю…
	В чистом поле увидел ископоть [след копыта] великую,
	Ископоть велика – полпечи…
	…Из этой земли из Жидовския
	Проехал Жидовин могуч богатырь… "
	
	И Добрыне поручают настичь и победить Жидовина (который, понятно, воплощает в себе всю мощь Хазарского каганата). Но когда этот «могуч богатырь» начал битву с Добрыней,
	
	"Сыра мать-земля всколебалася,
	Из озер вода выливалыся,
	Под Добрыней конь на коленцы пал.
	Добрыня Никитич млад
	Господу Богу возмолится
	И Мати Пресвятой Богородице:
	– Унеси, Господи, от ахвальщика, —
	Под Добрыней конь посправился,
	Уехал на заставу богатырскую… "
	
	Характерно, что упомянутый нами выше Ю. Бруцкус, говоря об изображенном в былине поражении Добрыни, умалчивает о последующей, воспетой в этой былине битве Ильи Муромца, закончившейся победой над Жидовином. Это было тяжкое сражение, но русский эпос нисколько не преуменьшает силу и опасность врага:
	
	"И теперь уже
	Говорит Илья Муромец:
	- Больше некем аменитися,
	Видно ехать атаману самому.
	Бились, дрались день до вечера,
	С вечера бьются до полуночи,
	Со полуночи бьются до бела света.
	Махнет Илейко ручкой правою, —
	Поскользит у Илейка ножка левая,
	Пал Илья на сыру землю:
	Сел нахвальщина на белы груди,
	Вынимал чинжалище булатное,
	Хочет вспороть груди белыя,
	Хочет закрыть очи ясныя,
	По плеч отсечь буйну голову…
	Лежит Илья под богатырем,
	Говорит Илья таково слово:
	– Да не ладно у святых отцев написано,
	Не ладно у апостолов удумано,
	Написано было у святых отцев,
	Удумано было у апостолов:
	«Не бывать Илье в чистом поле убитому»,
	А теперь Илья под богатырем! —
	Лежучи у Ильи втрое силы прибыло:
	Махнет нахвальщину в белы груди,
	Вышибал выше дерева жарового,[Рослого, высокого]
	Пал нахвальщина на сыру землю,
	В сыру землю ушел до-пояс.
	Вскочил Илья на резвы ноги
	Сел нахвальщине на белы груди…
	По плеч отсек буйну голову… "
	
	Каждый русский человек должен помнить, что Илья Муромец официально был канонизирован в 1643 в числе 69 угодников Киевско-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. Между прочим – именно после этого очевидного подъема Русского национального самосознания, уже через полтора года (летом 1645 года) царь Михаил Романов скончался от «водяной болезни неизвестного происхождения» в возрасте 49 лет.