• Авторизация


Исторический ликбез. Юродивый Николай Кочанов. Храм «Великомученика Пантелеймона» 26-03-2012 08:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Новгородцы очень хорошо знают это место. Центр города, Первый роддом, напротив здание без вывески. Явно не современная постройка, вроде бывшая церковь, а может и нет.. Мало ли таких вот строений в городе, где старинные церкви являются повседневной деталью пейзажа….

[640x480] Вот как обозначено это место на «Народной Яндекс-карте»:

[640x479]

Как-то обычно, правда? Но с этим местом, и этим зданием связана одна интереснейшая городская история. Само же здание является ни чем иным как храмом Пантелеймона целителя, более известного как храм Николы Кочанова. А сама эта церковь была построена на месте погребения новгородского юродивого Николая Кочанова. Это место могло бы быть куда более удачным брендом Великого Новгорода, чем Детинец или Александр Невский. Но то ли не знают, то ли не интересно.. А я вот расскажу. Вдруг кто заинтересуется?

Жил в Новгороде блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый Новгородский.   [255x300]

Сын богатых новгородских горожан Максима и Иулиании. В детстве он не любил играть, а став взрослым, избегал общества своих веселых сверстников. С юности святой Николай отличался глубо­ким благочестием, усердно посещал храм Божий, лю­бил пост и молитву, щедро раздавал милостыню бед­ным. Видя его добродетельную жизнь, новго­родские вельможи стали прославлять его.  Блаженный, испугав­шись славы «от человек», начал юродствовать. Он оставил свой богатый дом, оделся в рубище и так скитался по городу в любое время года. Что заставило человека зажиточного стать юродивым, бросить богатство, пренебречь элементарным комфортом? Меня всегда занимал этот вопрос. Психическое заболевание или вера в Бога, или религиозное помешательство? Не знаю… Не мне судить. Тем более, что дело было в самом конце XIV века…

В то время жители Софийской и Торговой стороны враждовали. Бывали случаи массовых драк, чем-то напоминавших сражения. Доходило до того, что противники сбрасывали друг друга с моста в Волхов. Усмиряло их только появление архиепископа, осенявшего дерущихся крестом. Помогало не всегда.. Юродивый Николай жил на Софийской стороне. В это же время на Торговой стороне Новгорода обитал другой юродивый, Феодор. Тоже сын богатых и именитых родителей, тоже с юности отличался благочестием, тоже по достижении какого-то момента своей жизни променял сытую и комфортную жизнь на судьбу юродивого Христа ради. Пародируя вражду двух частей одного города, юродивые Николай и Феодор стали враждовать..

Все источники, к которым я обращался, отмечают, что вражда была мнимой. Именно пародийной, обличительной. Юродивые изгоняли друг друга, когда каждый заходил не на свою сторону. Когда блаженному Феодору случалось переходить Волховским мостом на Софийскую сторону, то блаженный Николай гнал его на Торговую. То же делал и Феодор, когда заставал Николая на Торговой стороне. Однажды святой Николай, узнав, что блаженный Феодор находится на его стороне, стал гнать его и преследовать. Спасаясь от Николая, блаженный Феодор побежал по улицам, потом по огородам и наконец по реке Волхову. Идя по воде, как по суше, блаженный Николай продолжал погоню до половины реки, а потом бросил в убегавшего кочан капусты, который вырвал перед тем в огороде. Видя, что Феодор взял кочан с собою, он долго стоял и кричал ему вслед: «Феодор, отдай кочан капусты, мой он, а не твой». После этого случая народ прозвал блаженного Николая Кочановым.

Существуют многочисленные жизнеописания Николая Кочанова. В рукописях XVI-XIX веков довольно часто встречаются разные по своему содержанию, стилю, жан­ровой природе произведения о Николае. Первым произведением о Николае было, вероятно, «Слово похвальное», написанное неизвестным автором в середине XVI века. «Слово похвальное» полностью соответствует жанру славословия. Начинается оно рассуждением о том, что ни богатство, ни слава, ни сила, ни «сладость» не достойны «хвалы и удивления», ибо все это «погибнет и разрушится… с привременным житием», только «добродетель бессмертна есть». Жизнь Николы для автора Слова — пример того, как человек оставил все соблазны этого мира, все временное во имя вечного. В рукописях XVI-XIX вв. встречается описание двух чудес Николая. Первое чудо или «Чудо о посадни­ке»:

Один вельможа пригласил Николу на пир. Посланным блаженный сказал: «Как Богу угодно, так да будет» и пошел с ними. Но когда он пришел, хозяина не было, и слуги, которые ничего не знали, его выгнали, и он ушел, говоря: «Пусть будет так, как Бог хочет!» Между тем оказалось, что вино непонятным образом исчезло из бочек. Тогда благочестивый боярин, которому сказали о проступке слуг его, послал лучших из них испросить прощения блаженного и привести его опять на пир. Он ответил: «Как Богу угодно, так да будет!» и пошел с ними. Встретив его, боярин поклонился ему до земли, ввел в дом, посадил за стол и сказал: «Блаженный Никола, прости мне согрешение слуг моих и благослови внести пития». «Пусть будет так, как ты хочешь!», отвечал блаженный. Хозяин сам пошел со слугами в погреб, и бочки оказались полными вина, причем это вино оказалось лучше прежнего. Блаженный велел скрыть это чудо до его смерти и незаметно ушел из дома.

Второе чудо, посмертное. Оно повествует о клирике Иоанне, которого Никола спас от ложного обвинения в при­своении серебра.

Некто Никифор дал некоторое количество денег взаймы своему другу Исааку. По неграмотности Никифора подписался за него пономарь Иоанн. Но затем Исаак отказался от долга и объявил, что Иоанн был подкуплен Никифором. В отчаянии Иоанн стал молиться блаженному Николаю. Ночью святой явился ему и сказал: «Не огорчайся и не бойся ничего! Иди завтра к судьям, Бог тебя оправдает. Исаак сознается перед всеми в том, что он оклеветал тебя!» Иоанн повиновался. Три дня защищался Исаак. Наконец, побуждаемый упреками людей, знавших правду, он всенародно покаялся в своем грехе.

Скончался блаженный Николай Кочанов 27 июля 1392 года , в один год со своим сподвижником, блаженным Феодором. Вот тут идет разночтение в источниках. Одни утверждают, что Николай Кочанов был похоронен в церкви Пантелеймона. Другие же источники, которыми я пользовался, утверждают, что храм Пантелеймона был построен позже, на могиле юродивого.  Я больше склонен верить вот этой версии, указанной в энциклопедическом словаре «Великий Новгород»:

Церковь Пантелеймона (Николы Кочанова), расположена на Со­фийской стороне на пересечении улиц Яков­левой и Досланы. Более известна под своим названием. Построена в 1554 по велению архиепископа Пимена на средства именитых горожан над могилой местночтимого святого — юродивого Нико­лая Кочанова, похороненного в 1392 на кладбище при церкви Якова (Иакова) на Яковле­вой улице.

Церковь Иакова не сохранилась до наших дней. Храм же Пантелеймона, перестроенный и перепрофилированный, устоял. Возможно, его охраняет Юродивый Николай Кочанов?

[640x479]

После разорения Новгорода шведами (точнее, наемниками под командованием генерала Якоба Делагарди) церковь Пантелеймона была «возобновлена», то есть отстроена и освящена заново. Это случилось в 1626 году на средства из казны Дома Святой Софии.

В 1772 по инициативе губернского секретаря Фе­дора Ивановича Никитина к храму [255x300]был пристро­ен придел с трапезной в честь святого Дмитрия Ростовского. Никитин был родом из Рос­това Великого. Он передал храму полученный в наследство прижизненный портрет митрополита Дмитрия, подаренный самим святым предку Никитина.

Церковь Пантелеймона неоднократно перестраивалась в XIX веке. Особое покровительство храму оказы­вал император Николай I и его третий сын, великий князь Николай Николаевич, который родился в день памяти Николая Кочанова и был назван в его честь. Известно, что в 1829 году церковь Пантелеймона была отремонти­рована, покрыта листовым железом, пол вы­мощен путиловской плитой. В 1835 был рас­ширен северный придел Дмитрия Ростовского. Его переосвятили в Покровский после перенесе­ния в 1837 чудотворной иконы Покрова Божией Матери из обветшавшего Яковлевского собора. В 1858-60 годах с южной стороны к основно­му объему пристроили придел Николая Ко­чанова и ризницу. К XIX в. относится также пристройка западной трапезной с колокольней и надстройка основного объема. Во второй половине XIX века клир церкви Пантелеймона совершал обряд погребения умерших в расположенной рядом земской больнице. Их хоронили на кладбище при церкви.

[640x479]

Храм пострадал в годы Великой Отечественной войны. После восстановления он был приспособлен под городскую санэпидемстанцию. Памятник остается неисследованным. Можно предпо­лагать, что от первоначальной постройки сохранилась нижняя часть основного объема.

В результате анализа проектного чертежа, составленного в 1773 связи с перестройкой церкви и обнаруженного в архиве ИИМК РАН, Д. А. Петров предположил, что храм XVI в. представлял собой квадратную в плане бесстолпную постройку с пощипцовым завер­шением и пониженным прямоугольным в плане алтарным выступом.

У южной стены основного объема «под спу­дом» находятся мощи святого Николая Кочано­ва. Такая гримаса судьбы, мощи святого в здании городской санэпидемстанции. Как говорится, без комментариев.

Взято здесь

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Исторический ликбез. Юродивый Николай Кочанов. Храм «Великомученика Пантелеймона» | Ольга_Жаворонкина - † Я - РУССКАЯ, а значит ПРАВОСЛАВНАЯ † | Лента друзей Ольга_Жаворонкина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»