• Авторизация


Теоретические представления о природе государства. Этатизм, анархизм и либерализм. 10-08-2014 01:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Здесь кратко изложены модели государства с точки зрения философии самых известных пердставителей данной науки. Опять же, может кому надо. Мне вот только одно странно. Мысли, здесь изложенные, часто весьма дискуссионны. Удивительно, что никто не разнес эти философские системы в пух и прах в то время, когда они создавались.

Платон конструирует модель идеального общества, которому приписываются свойства, призванные заместить известные мыслителю политические институты. Высший смысл осуществления политической деятельности – достижение социальной справедливости. Модели политического устройства: тимократия – военизированная система политического правления; олигархия – власть богатых, возникающая по мере закономерного расслоения развивающегося общества; демократия – власть народа, её бедных слоёв; тирания – закономерный итог демократического правления. Справедливое государство должны составлять три класса: правители – стражи - земледельцы и ремесленники. Главная роль в конструировании справедливого общества отводится образованию. Правитель (философ) готовится к принятию на себя полномочий в течение 50 лет, начиная с момента рождения. В ходе этой подготовки он непрерывно подвергается разнообразным испытаниям, через которые проходит всё население. После таких испытаний правитель уже неспособен ставить свои интересы выше общественных, будучи предельно аскетичным и независимым. Переход из одного класса в другой открыт всем, кроме, естественно, рабов, которых никто из античных философов не признал в качестве свободных граждан. «Целительная ложь» - цензура, с чьей помощью правитель имеет возможность удерживать народ в «узде».


Аристотель выделяет 3 правильных типа государства: монархия, аристократия и конституция. У каждого есть своя обратная сторона: тирания, олигархия, демократия. Идеальная форма государства – монархия.
Послеполисная эпоха формируется в русле идеи воплощения ценностей мира, способных вызвать в каждом человеке гражданские чувства, призванные заложить основы общественной солидарности. Политическая теория – стоицизм – люди подобно природе, изначально предрасположены к гармонии, и, следовательно, смысл государства лежит в закреплении этой предрасположенности, её психологической реабилитации. Основоположник стоицизма Зенон Элейский – идеальное государство должно быть всемирным, гражданство – универсальным, закон – единым для всех. Он ставит личностные принципы самоопределения в политической системе в зависимость от надгосударственных интересов.


Фома Аквинский утвердил независимость авторитета государства от авторитета церкви. Государство становится субъектом, наделённым собственным интересом, самостоятельно участвующим в серии социальных преобразований.


Макиавелли: обеспечить социальный порядок в обществе можно только за счёт сильной государственной власти, завоевание которой является целью всякой политической деятельности. Ради достижения этой цели допускается нарушение всех существующих моральных заповедей, религиозных догматов. Народ не играет никакой роли в государстве, господин, государь определяет для народа цели бытия и не нуждается в признании законом своего правления. Вклад: им впервые была сформирована идеология национального государства.


Т. Гоббс: «война всех против всех». Общество эволюционирует через естественное (идея стоиков о естественном праве - образ рационально понятой природы человека) и государственное (призвано преодолеть спор в стадии естественного состояния, в рамках которого право убивать себе подобных – одно из самых распространённых) состояния. Государство – вместилище групп людей, которые выделяются на основе общности интересов. Виды групп: 1. Упорядоченные группы – один человек или собрание людей выступают в качестве представителей всей группы. 1.1. абсолютные. 1.2. независимые; 2. Неупорядоченные. Управлять какой-либо территорией можно через прямую власть суверена и через местное собрание. Правление через местное собрание, дарованное сувереном территориальным князьям по поручению, соответствует провинциальному уровню.


Дж. Локк: суверенитет народа выше, чем суверенитет созданного им государства. Если государство нарушает общественный договор, оно может быть преобразовано. Достижения - понятие собственности, принцип толерантности, принцип большинства в политических решениях. Естественное состояние человечества в относительно гармоничном сочетании равенства и свободы. Задача государства – обеспечить условия для свободного саморазвития людей, основу которого составляет право собственности. Разделение светской и духовной власти делает возможным осуществление принципа толерантности, веротерпимости. Эти положения позволяют считать Локка родоначальником либерализма.


И. Кант:  идеальная форма государственного устройства является республика (устройство, установленное, во-первых, согласно с принципом свободы членов общества (как людей), во-вторых, в соответствии с основоположениями о зависимости всех (как подданных) от единого общего законодательства и, в-третьих, по закону равенства всех (как граждан государства)). Для Канта республиканский строй не исключает монархии, а скорее призван дополнить её. Монархия – форма политического устройства, представляющая общую волю граждан, зафиксированную в воле одного человека. В такой республике все граждане должны подчиняться принятым законам, а правительство – контролировать их соблюдение. Наиболее оптимальной формой международного объединения, способного обеспечить всеобщий мир, является федерализм свободных государств.


Г. Гегель: разделял власть на княжескую (должна узаконивать право государства визирования текущих государственных решений. Подлинное равенство – это равенство перед законом, и оно достижимо лишь при конституционно оформленной «разумной монархии», призванной обеспечить права личности), правительственную (включается и судебная. Цель – совмещение интересов среднего класса с интересами сильной монархии) и законодательную (независимость от представительных органов. Законотворчество – свободная от интересов масс деятельность профессиональных политических структур). Тремя основными составляющими гражданского общества являются система потребностей, отправление правосудия (полиция) и корпорация. Господство права – это по сути этатистский вариант достижении идеала обеспечения прав свободной личности.


К. Маркс и Ф. Энгельс: исходили из классовой природы государства, возникшего в результате раскола общества на классы с противоположными друг другу экономическими и политическими интересами

источник

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
valeosan 11-08-2014-13:32 удалить
Они все дискуссионны и соответствуют мировоззрению авторов той эпохи где сложились их убеждения дискуссии хороши, когда они дают возможность проверить на деле предложенные алгоритмы действий..Алгоритм тогда верен когда он заканчивается и обреченнвый на успех. ВИТ Пока мы только идём к этим путям. ВИТ

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответ на комментарий valeosan # Ну так я и не могу понять, почему эти концепции до сих пор существуют. В истории не так. Там все должно быть доказано археологическими, письменными, лингвистическими и другими находками. А здесь не понятно. Почему так, а почему не иначе? У меня как-то голова от этой философии идет
Держись своей темы не уходи в историю и философию и у тебя получится конфетка... ВИТ

(Добавил ссылку к себе в дневник)



Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Теоретические представления о природе государства. Этатизм, анархизм и либерализм. | слобожаночка - Дневник слобожаночка. Я безумно люблю кулинарить. А еще я - историк. Ну, все всё поняли?))) | Лента друзей слобожаночка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»