"Существует, разумеется, много того, что я называю
«диспозициональными» понятиями, не имеющих никакого особого отношения к людям или,
a fortiori, к качествам их интеллекта и характера. Податливость стали — это ее диспозициональное свойство, которым она обладает, возможно, годами или вечно, но только в некоторые моменты, если вообще когда-нибудь, сталь действительно сгибают или скручивают, или она сопротивляется сгибанию и скручиванию. Навыки, которым обучена собака, могут сохраниться на всю ее оставшуюся жизнь, хотя её конкретные действия выпрашивания, например, ставшие результатом тренировки, встречаются сравнительно редко и длятся всего несколько секунд.
Но
особо пристального внимания требуют диспозициональные понятия, используемые для описании ментальной жизни человеческих существ; а именно: если мы, например, по невниманию примем глагол действия «верит» за обозначение акта, то будем вынуждены считать постулированные акты верования какими-то особыми оккультными действиями. Ведь мы никогда не находим ни других людей, ни себя, делающими что-либо подобное. Точно так же, если школьник убежден своей школьной грамматикой, что обладание велосипедом — это делание чего-то, он вынужден предполагать, что обладание — это действие оккультного рода, поскольку он никогда не встречал кого-либо, занятого обладанием.
Общим признаком диспозиционального понятия в противоположность понятию акта или понятию процесса, является то, что к ним не подходят временные характеристики. Человек мог бы вычислять или бежать в то время, когда часы бьют двенадцать, но он не мог бы заниматься знанием или верованием, или обладанием велосипедом, пока часы бьют двенадцать. Напротив, человек может узнать что-то за последние двадцать лет, но он не мог бы решать конкретную задачу в течение этого времени. О спящем человеке можно сказать, что он курильщик или что он верит, что Земля плоская, хотя в данное время он не курит и не размышляет о форме Земли." ( Гильберт Райл "Феноменология против «Понятия сознания»")
Полный текст тут