"Брентано понимал, что господствующие в то время английские теории психической жизни не могли должным образом работать с понятиями представления, суждения и умозаключения, равно как и понятиями воли и ощущения.
Попытка свести все ментальные операции, связи и состояния к чувственным ощущениям и их отражениям, случайным образом упорядоченным ассоциацией(*)
, неминуемо вела к устранению различия между мышлением и чистым бредом, выбором и порывом, суждением и вкусовой оценкой, умозаключением и простым предположением, сомнением и заурядной растерянностью. Брентано вполне осознанно устанавливает априорные принципы психологии, развивая свою теорию интенциональности как неотъемлемого признака сознания, а также выделяя различные уровни и аспекты интенциональности. Он не выдвигает гипотез о возможных последствиях нашего убеждения в том, что нечто произойдет, равно как и о последствиях выбранного нами образа жизни. Он размышляет о том,
каким должен быть ментальный процесс, когда мы принимаем решение или формулируем суждение. Невозможно, например, эмпирически исследовать способность ребенка к счету или к умозаключению, если исследователь не знает заранее, что собой представляет данная деятельность (т. е. счет и умозаключение).
Брентано, по сути, проводит различие между исследованием понятий и исследованием фактов.
Он требует, чтобы неэмпирические исследования содержания и связи понятий, которые описывают многосторонние проявления ментальной жизни, предшествовали фактологическим исследованиям эмпирических психологов.Эту область исследования понятий Гуссерль назвал
«феноменологией». Такое название всегда приводило в замешательство англосаксонских исследователей, которые, хотя и были знакомы с платоновским и кантовским употреблением слова «феномен», были совершенно не осведомлены о его идеосинкразийном употреблении у Брентано, называющему так все,
чему соответствуют эпитеты «сознательный» и «сознательно», т. е. в смысле того, что несомненно с картезианской точки зрения. ( Гильберт Райл "Феноменология против «Понятия сознания»")
Полный текст тут(*) сравнить с
законом ассоциаций Юма