Крещение 19 января 2008
Название района Южного административного округа происходит от села Братеево, располагавшегося там, где Москва-река круто меняет свое направление с восточного на южное, а невысокий береговой вал далеко отступает от линии воды, образуя обширные земли, занятые пойменными лугами (я их называю «английскими лужайками»:).
В настоящее время у излучины Москвы реки располагается современный жилой район с многоэтажными домами, магазинами, развлекательными клубами(трендят, забегаловки, а не клубы. 20 лет жду, когда в Братеево будет кинотеатр. Сейчас, действительно, строят торгово-развлекательный центр, может там будет кинозал?)но еще в 50-ых годах здесь не чувствовалось суеты столичной жизни (врут, еще в 1988-2000 годах не было суеты:), и огромный мегаполис еще не успел поглотить это место (еще бы, станция метро должна была быть построена 10 лет назад, до сих пор строится). Предлагаю вам окунуться в историю, перенестись на несколько столетий назад и взглянуть на юг Москвы из прошлого тысячелетия.
[480x640]
Когда-то на месте района были древние поселения - здесь обнаружены многочисленные языческие курганы. В средние века на Братеевском холме и вокруг него располагалось богатое зажиточное село. Легенда гласит, что во времена Екатерины II чума погубила почти всех жителей этого села, в живых остались только два брата. Говорят, что после этого случая село и обрело свое название, которое не умерло после его разрушения и теперь служит именованием московского района. По другой версии топоним "Братеево" известен с XVII века и произошел от русского личного имени "Братей", возможно он и был первым владельцем селения. Существует и третья версия происхождения названия села Братеево. В XVI веке ближайшие окрестности села - Борисово и Беседы - принадлежали роду Годуновых. Само же Братеево было у брата Бориса Годунова Семёна. Некоторые полагают, что именно на этом факте и основано название.
Новое село расположилось на высоком холме (Братеевский холм), где людям давали пищу плодородные почвы, на которых были выращены фруктовые деревья. Здесь расположились плодородные угодья, огороды, рядом с Борисовскими прудами из земли вырывались целебные источники (отсюда - Ключевая улица). Жители занимались земледелием, ремеслами, рыболовством (это отражено в гербе "Братеева"), в то время в реке Москве и Городне, между которыми расположен район, было обилие рыбы разных сортов. В реках водилась щука, плотва, лещ, налим. Пойманную рыбу, братеевцы возили в Москву на продажу. Через Москву-реку людей переправлял паром (отсюда - Паромная улица (название моей остановки:).
Зажиточные люди могли позволить себе платить за услуги помещикам. В ревизских сказках 1811 года упоминаются два вольноотпущенных дворовых человека разных помещиков, приписанных к селу и в том же году отданных в рекруты, а в ревизских сказках 1850 года в таком же качестве упоминаются один воспитанник и одно бывшее духовное лицо. Дело в том, что крестьяне не хотели идти в рекруты. Обладая средствами, они платили какому-нибудь помещику, тот отпускал на волю своих дворовых, их приписывали к деревне и тут же сдавали в рекруты, даже без их согласия.
В результате отмены крепостного права (реформа 1861 г.) село "Братеево" вошло в состав административной Царицынской волости. К 1869 г. население Братеева составляло 259 мужчин и 243 женщины. По данным 1876 года здесь было 80 хозяйств, лавка, питейный дом, трактир. Основным занятием было садоводство. Садовые хозяйства имели все без исключения. Промыслы не были особо распространены среди братеевских крестьян, тем не менее в 1881 году 64 человека в основном женщины, изготовляли гильзы для папирос, 55 человек занимались намоткой хлопчатобумажной нити, используемой в золотошвейном и позументном производстве. Крестьянские дети обучались в Борисовском земском училище. В начале XVII века в Братееве была построена деревянная сельская церковь, затем вместо нее воздвигли другую, также деревянную, с колокольней на каменном фундаменте. Ее перенесли из села Рождествено Москвоского уезда. В ней было два престола: главный в честь Усекновения частныя главы Святого Иоанна Предтечи и боковой - Святого мученика Власия, устроенный в трапезной на собственное иждивение церковного старосты К.Т. Болховитинова в 1880 году. Церковь владела 20-ю десятинами пахотной земли и 12-ю - сенокосной, на церковной земле стояли дома ее служителей. 27 мая 1890 года, хотя имелось в наличии только 2000-2700 рублей, была завершена закладка нового каменного храма. К середине октября храм был уже готов к вечерне. Он построен на высоком месте, за селом, "в византийском стиле", с тремя поставленными в ряд престолами и обширным куполом. 3 ноября 1892 года состоялось освящение храма. В настоящее время в современном районе церковь Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи восстановлена на том же месте.
В этом году паломничество на источник Сергия Радонежского не получился. Моя напарница в Калининграде, как спецом 18 и 20 января там идет спектакль, который она поставила и она там должна быть. Одна я не поехала, кого-то другого брать в спутники не хотела. Но прогулялась по морозцу до нашей Братеевской церкви.
Сегодняшние снимки. Очередь в церковь за святой водой.
[700x259]
[700x264]
[700x525]
[480x640]
[480x640]
[700x461]
[700x525]
Относительный упадок садоводства, пережитый южными районами Москвы в конце 19 в., связанный с конкуренцией из-за подвозимых по железной дороге с юга ягод, а также с частыми заморозками, мало коснулся Братеева. Сады не вырубали, как в других местах, а засаживали обширные заводи овощными культурами, среди которых преобладали капуста, огурцы, свекла, редька (в начале 90-х годов ходил в поле за капустой, помню и мне досталось:)). В садах главной культурой была малина (этим летом с мамой в малинник ходили, сейчас в холодильнике стоит малиновое и смородиновое варенье из братеевских ягод:). Но основные площади занимал картофель. В 1911 году в селе Братеево из 138 приписанных к общине хозяйств в наличии было 120. В селе было 323 мужчины и 306 женщин. Здесь были трактир 3-го разряда, 2 овощные лавки, начальная церковно-приходская школа. Грамотные и учащиеся были в 109 хозяйствах.
В 1905 году в Братееве произошло наводнение. Зима тогда отличалась обилием снега и после того, как он растаял Москва-река вышла из берегов. Вода дошла до нынешней школы 998 (школа видна из моего окна, её окна я как-то публиковала). Улица Борисовские пруды (моя улица) была полностью затоплена. Из людей никто не погиб, в основном пострадало домашнее хозяйство.
В 30-е годы в Братееве был организован колхоз "Путь Ильича". Деревянная церковь в 20-е годы уже была разрушена. Каменная была закрыта в 1930 году и переделана под клуб. Окончательно её разрушили, по одним данным, в 40-е годы, по другим, в 80-е г., при сносе села.
[480x640]
[700x525]
[700x482]
[700x525]
[699x602]
[539x640]
[700x517]
[596x640]
[599x640]
А это как-то весной
[700x525]
Во время Великой Отечественной войны при налете фашистской авиации был разбомблён братеевский элеватор. В 1950 году все колхозы объединились в единый колхоз имени Ленина, причем Братеево претендовало на то, чтобы колхозный центр был устроен в нём, однако центром стало Борисово. На доходы колхоза был построен Дом культуры. В 1960 г. село Братеево вошло в административный состав города и постепенно цветущие вишневые сады и картофельные поля превратились в заброшенную городскую свалку, которая просуществовала до 90-х годов. В 1980-е годы село было полностью снесено при строительстве нового жилого района Братеево. Массовое освоение 700 гектаров района Братеево началось с 1982 года, в период, когда строительство пятиэтажек прекратилось, поэтому в районе не встретить угнетающих старых хрущевок, лишь строгие современные корпуса.
С 2000 года в районе ведется строительство домов новых типов. Жилой фонд составляет более 1500 тыс. квадратных метров, население 93 тысячи человек. В Братееве 11 школ, 16 садов, свыше 60 предприятий розничной торговли, 12 - бытового коммунального обслуживания, школа искусств, городской центр "Дети улицы". Благоустройство ведется и по сей день, обустраиваются места отдыха горожан (берег Москвы-реки, река городня, Борисовские пруды).
Хоть бы снежиночка на братеевские ёлочки упала:)
[700x560]
Когда в октябре вернулась из Сочи, обнаружила, что мой любимый "трактир" (кафе) отстроили вот в таком стиле:)Надо будет заглянуть. Тамошний повар великолепно готовит шашлыки из разных видов мяса. Нигде вкуснее не ела:)
[700x374]
И вот еще одна статья из истории Братеево
Первые сведения о селе Братеево в сохранившихся источниках относятся лишь к началу XVII в., хотя оно, несомненно, существовало раньше. Это обстоятельство породило различные версии происхождения названия села, так или иначе связанные со словом “брат”. Согласно одной из них, именно здесь встретились и “братались” войска Дмитрия Донского и его двоюродного брата - князя Владимира Андреевича Серпуховского, шедшие на Куликовскую битву. Другая версия связывала название Братеева с соседним Борисовом. Последнее, считалось, получило свое название от царя Бориса Годунова, а Братеево - от его брата Семена. Если эти гипотезы вышли из среды людей, мало-мальски знакомых с отечественной историей, то в простом народе объяснения были проще: Братеево получило свое название потому, что было основано двумя братьями, высадившимися с плота и построившими здесь деревянную церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Другое предание сообщало, что первоначальное название села было - Слободка, но во время знаменитой эпидемии чумы 1771 г. все его население вымерло, за исключением двух братьев, в честь которых оно стало называться Братеевом. Судя по всему, более вероятным представляется мнение, что село получило свое название от первопоселенца - известно довольно редкое нецерковное имя Братей.
Как бы то ни было, впервые в сохранившихся источниках Братеево упоминается лишь в 1628 г., когда оно являлось приселком дворцового села Коломенского. В это время в нем уже стояла деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенная исстари. Согласно писцовой книге 1633 г., в приходе храма значились 25 дворов. Перепись 1646 г. отметила в селе церковь, три двора церковного причта и 27 крестьянских дворов, где проживало 34 крестьянина. Через три десятилетия в переписи 1676 г. описывается “дворцового села Коломенского приселок Братеев на Москве на реке, а в нем церковь во имя Усекновения Честные Главы Иоанна Предтечи деревянная, клецки, да предел Чюдо Архистратига Михаила... Колоколница на четырех столбах, крыта тесом, на ней четыре колокола, весу в них восемь пуд, церковь от поповых и от крестьянских дворов в дватцати саженях”. На церковной земле “сидели” священник с детьми и дьячок, их “усадная земля того ж села со крестьяны вместе, пашни паханые церковные худые земли подле зараз восемь четей в поле, а в дву потому ж, сена в Долгом лугу пять десятин да капуснику полдесятины, а что в приправочных книгах написано: дворы бобылские и места келейные, и бобыли померли, а усадная их и келейная земля припущена к церковному кладбищу”. В самом же селе были те же 27 крестьянских дворов, но уже 84 человека мужского пола. Интересно, что один из крестьян имел приемыша, т.е. зависимого работника, а другой - купленного поляка. В крестьянском пользовании находилось “под дворами и огороды усадные земли с церковною восемь десятин, животинного выпуску девять десятин с полдесятиною, пашни паханые середние земли шездесять три чети с третником в поле, а в дву потому ж, лесные поросли новозаповедной рощи олшнягу восемь десятин, ивнягу пять десятин, болото три десятины да за речкою Городенкою по пашне десять десятин, сена в Братеевских лугах подле Долгова озера и по борисовских крестьян покосы сорок три десятины, капустнику две десятины”. Кроме того, крестьяне “из волового денежного оброку”, который платили в Приказ Большого Дворца, владели пустошами: “Федора Валищева, Андреева тож” (подле пустоши Соболева), “другое Валищево у Дмитриева пруда”, “без трети Олгинино, Демехинская тож на Хмелевском враге” (третью этой пустоши владели крестьяне села Беседы) и “Крупино, Бряиново другое тож” (в общей сложности 31 четь паханой земли в одном поле, 5 десятин сена в лугах и 25 копен по заполью). Последние три пустоши находились на самой границе дворцовой Коломенской волости, возле речки Хмелевки и “Садковского врага”, за которыми начинались уже земли деревни Зябликово Беседской волости. Пустошь Крупино еще в 1646 г. была деревней, но к описываемому времени “крестьяне ис той деревни вышли в приселок Братеев, а иные померли”. Возле села раскинулись Братеевские луга, в которых косили сено все крестьяне Коломенской волости. Норма пахотной земли на одну мужскую душу составляла в Братееве всего одну с небольшим десятину, тогда как во всей Коломенской волости ее размер составлял около 2 десятин. Но при этом следует учитывать качество земель (здесь они были “средние”, а в остальных селениях в основном “худыми”).
К 1703 г. в приходе местного храма состояло 38 дворов. Позднее деревянная церковь настолько обветшала, что служить в ней уже не представлялось возможным, и в 1731 г. на ее место был перевезен другой деревянный храм, перенесенный сюда из села Рождествена Московского уезда. В середине XVIII в. дворцовые крестьяне Коломенской волости были переведены на оброк. Близость Москвы с ее обширным рынком, издавна существовавшие традиции разведения садов в близлежащих Коломенском, Дьякове, Борисове способствовали распространению среди братеевских крестьян садоводства и огородничества, приносивших значительный доход. О зажиточности здешних жителей, помимо свидетельств современников, свидетельствуют ревизские сказки. По сказкам, составленным в 1811 г., отмечены три братеевских крестьянина, выбывших в купечество, причем один - с двумя сыновьями и племянником, а в ревизских сказках 1834 г. - один человек, выбывший в мещанство с сыном. При этом следует учитывать, что для перехода в купечество крестьянину требовалось в течение долгого времени жить в городе, иметь там собственные лавки, дом, а также объявленный капитал не менее 500 рублей.
В 1795 г. в селе числилось 125 душ мужского пола, в 1816 г, - 43 семьи, 140 мужчин, 159 женщин, в 1850 г. - 40 семей, 205 мужчин, 227 женщин. После 1797 г. Братеево со всей Коломенской волостью перешло в Сдельное ведомство, управлявшее собственностью императорской фамилии. Часть населения села составляли старообрядцы (в 1826 г. их было 34 человека, в 1865 г. - 49 человек).
По преданию, в войну 1812 г. в селе размещались части французской армии. Затем их вытеснили казаки, оставившие о себе память в виде выкопанного колодца (его название “Казаков колодец” сохранялось до момента сноса села).
После реформы 1861 г. Братеево вошло в состав Царицынской волости. По данным 1876 г., здесь было 80 хозяйств, лавка, питейный дом, трактир. В надел крестьяне получили 358,6 десятин земли (используемой до реформы), которая делилась на 225 человек. В крестьянских хозяйствах было зафиксировано 100 лошадей, 77 коров, 100 голов мелкого скота. Основным занятием было садоводство. Сады имели все без исключения дома. Минимальный валовой доход от них составлял на одну душу 10 рублей в год. Высевали также зерновые и картофель. Промыслы не были особо распространены среди братеевских крестьян, тем не менее, в 1881 г. 64 человека, в основном женщины, изготовляли гильзы для папирос, 55 человек занимались намоткой хлопчатобумажной нити на катушки. В селе отмечено 3 мастерские по изготовлению канители - тонкой металлической нити, используемой в золотошвейном и позументном производстве. В них работало 6 человек. Крестьянские дети обучались в Борисовском земском училище.
Сельская церковь, по описанию 1887 г., была деревянной, с такою же колокольней, на каменном фундаменте, покрыта железом. В ней имелось 2 престола: главный - в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и боковой - святого мученика Власия, устроенный в трапезной на собственное иждивение церковного старосты К.Т. Болховитинова в 1880 г. Церковь была одноэтажной, одноглавой, крыша и глава окрашены медянкой, стены обшиты тесом и покрашены белилами. Колокольня была двухэтажной, первый этаж - из белого камня, второй - деревянный, обшит тесом и окрашен белилами. На колокольне было три колокола. В числе достопримечательностей храма отмечались древние иконы и плащаница, резное распятие, по преданию, приплывшее по Москве-реке, изразцовые (по другим данным, резные деревянные) царские врата. Из святынь упоминались части мощей святого мученика Антипия и преподобных Антония и Феодосия Печерских.
Первоначально церковь была холодной, но стараниями священника Н.А. Речменского, служившего в ней в 1870-1888 гг., храм был переделан в теплый. Отец Николай за свою отзывчивость пользовался любовью своих прихожан и много делал для благолепия храма. Поскольку приход был немногочисленный и бедный, он настойчиво искал и находил благотворителей в Москве, из которых самым активным стал почетный потомственный гражданин Николай Николаевич Рожнов. В селе отец Николай собирался открыть церковно-приходскую школу и даже нашел для нее попечителя. Так как храм находился на самом берегу Москвы-реки, ему грозила опасность разрушения из-за подмыва берега рекой. Поэтому было решено построить новый храм на другом месте. Был сделан сбор средств среди крестьян, но полученная сумма оказалась недостаточной. Пришедшему после смерти отца Николая священнику В.А. Кирьякову, также весьма энергичному и распорядительному человеку, чтобы довершить начатое дело, пришлось собирать пожертвования на стороне. 27 мая 1890 г., хотя имелось в наличии только 2700 рублей, была совершена закладка нового каменного храма, и к половине октября он был уже вчерне готов. Храм был поставлен на высоком месте, за селом, “в византийском стиле”, с тремя расположенными в ряд престолами и обширным куполом. Трехъярусный вызолоченный дорогой иконостас для него с голубем из “розок” и горного хрусталя, стоявший ранее в церкви генерал-губернаторского дома, был пожертвован великим князем Сергеем Александровичем и его женой Елизаветой Федоровной в обмен на древний иконостас из старой церкви. (Старинные резные царские врата и часть икон старого братеевского иконостаса находились в домовой Александро-Сергиевской церкви генерал-губернаторского дома на Тверской до 1920 г., когда она была закрыта. Ныне они хранятся в музее “Коломенское”.) Из других благотворителей следует отметить крестьянина села Никиту Алексеевича Дрожжина, пожертвовавшего до 4 тыс. рублей, 218-пудовый колокол и, возможно, кресты на храм; подрядчика Кудрявцева, за свой счет поставившего рамы; владельца музыкального магазина в Москве В.П. Рейнберга, пожертвовавшего священные сосуды; временного московского купца Федора Спиридоновича Рыбакова, поставившего за свой счет иконостасы в оба придела; старосту храма Петра Васильевича Фадеева, расписавшего его за свой счет.
3 ноября 1892 г. состоялось освящение храма с двумя престолами - главным во имя святого Иоанна Предтечи и боковым - во имя святого Архангела Михаила. От старого храма, по свидетельству современников, в это время оставалась уже только трапезная, в которой шла служба в период строительства. 24 июня 1893 г. был освящен второй придел - священномученика Власия.
[700x525]
Что касается топографии села, то Братеево располагалось параллельно руслу реки Москвы по склону Братеевского холма с юго-запада на восток. В конце XIX в. здесь существовали улицы Шмелевка, Гора, Паромная, Слободка. По берегу реки шла безымянная улица. Самым высоким местом села была юго-западная окраина, здесь стояла топографическая вышка. Восточную окраину замыкала улица Слободка, расположенная перпендикулярно к Москве-реке (ныне на ее месте улица Паромная). Старая Паромная улица шла параллельно Москве-реке от паромного причала до улицы Гора. Паромную переправу в Братееве построил в конце XIX в. уроженец села Софьино, бывший московский приказчик по имени Федор Антонович, который обслуживал ее вместе с сыновьями. Эта переправа просуществовала до 1934 г. В 1911-1913 гг. улицы Гора и Паромная были замощены камнем.
Относительный упадок садоводства в этом районе в конце XIX в., связанный с начавшейся конкуренцией подвозимых по железной дороге с юга ягод, а также с частыми заморозками и нашествиями вредителей, мало коснулся благосостояния жителей Братеева, так как наличие обширных “заводей” по берегу Москвы-реки давало возможность засаживать эти плодородные земли овощными культурами, такими же выгодными, как и плодовые. Среди овощей преобладали капуста, огурцы, свекла, редька (первые три занимали в 1911 г. соответственно 9,9%, 7 4%. 2,4% засаживаемых земель), причем капусту выращивали и на семена. Сады же занимали в 1911 г. всего 6,7% засаживаемых земель, причем основной культурой стала малина (78,58% всех садовых посадок). Следует также учитывать, что у Братеева береговой вал был невысок и полого спускался к югу, образуя мало защищенные от северных ветров котловины. Из-за опасности вымерзания сажать сады можно было только на южных склонах этих котловин, что во многом ограничивало развитие садоводства в Братееве. Основные площади занимал картофель (60,1%), зерновых было совсем мало. Капусту квасили на зиму в кадках и в дошниках - громадных кадках из сосновых досок, врываемых в землю почти в уровень с поверхностью, вместимостью 1200-1500 пудов (их имела почти четверть хозяйств). Для плотности укладки в дошник влезал человек в сапогах, обернутых чистыми мешками, и утаптывал капусту. Эта капуста шла на продажу, причем дошниковая считалась хуже кадочной.
В 1900 г. напротив церкви открыли начальную церковно-приходскую школу. Она была устроена в прекрасном по тем временам деревянном на каменном основании здании с тремя классными комнатами, приемной, раздевальней и квартирой учительницы. Дети учились в ней три года. Главными предметами в ней кроме Закона Божьего и церковного пения являлись письмо, чтение и арифметика. Девочек кроме этого обучали еще и рукоделию. При школе для местных крестьян периодически устраивали народные чтения с “туманными картинками” (как тогда называли слайды) на духовно-патриотические темы. После революции школа, изменившись в соответствии с новыми порядками, продолжала служить делу просвещения, а ее здание просуществовало вплоть до 1966 г.
В 1911 г. в Братееве числились 323 мужчины и 306 женщин. Отмечены трактир 3-го разряда и 2 овощные лавки. 55 хозяйств нанимали сельскохозяйственных рабочих (по сравнению с окружающими селениями это небольшая доля), использовались они на таких трудоемких работах, как прополка капусты, окопка садов, сбор урожая, в основном это были женщины, приходившие из южных губерний, которых называли “пололки”. Промыслами занималось всего 39 человек.
По данным 1926 г., население села составило 837 человек. В 1930-е годы в Братееве был организован колхоз “Путь Ильича”, о жизни в котором у старожилов Братеева остались весьма нелестные воспоминания. Церковь была в 1930 г. закрыта и отдана под клуб (ее настоятелем тогда был отец Илья Зайцев).
Когда фашисты подошли к Москве, на склонах Братеевского холма были сооружены артпулеметные точки, а рядом расположилась зенитная батарея, участвовавшая в отражении налетов фашистской авиации. Ожесточенные бомбежки привели к тому, что местный храм был полностью разрушен.
В 1950 г. все окрестные колхозы объединились в единый колхоз им. Ленина, причем первоначально планировалось, что его центральной усадьбой станет Братеево. Однако в итоге правление разместилось в соседнем Борисове.
В 1960 г. Братеево вошло в черту Москвы, но вплоть до 1980-х годов, когда здесь началась массовая застройка, продолжало существовать как сельское поселение.
А вот строящийся торгово-развлекательный центр.
[700x525]
[700x525]
Когда отстроится, покажу, что из энтих прутьев получилось:))