[500x375]
БЕЗВЕТРИЕ
Я чувствую какие-то прозрачные пространства,
Далеко в беспредельности, свободной от всего;
В них нет ни нашей радуги, ни звездного убранства,
В них все хрустально-призрачно, воздушно и мертво.
Безмерными провалами небесного Эфира
Они как бы оплотами от нас ограждены,
И, в центре мироздания, они всегда вне мира,
Светлей снегов нетающих нагорной вышины.
Нежней, чем ночью лунною дрожанье паутины,
Нежней, чем отражения перистых облаков,
Чем в замысле художника рождение картины,
Чем даль навек утраченных родимых берегов.
И только те, что в сумраке скитания земного
Об этих странах помнили, всегда лишь их любя,
Оттуда в мир пришедшие, туда вернутся снова,
Чтоб в царствии Безветрия навек забыть себя.
Константин БАЛЬМОНТ
Любопытны мне оценки творчества "среднего" Бальмонта: исписался, повторяется... Но ведь ЭТО писано в начале века и поздние критики, такие даже, как великий Брюсов, повторялись в его глубине и первозданных смыслах пусть и прекрасными, но... перепевами. Такая вот миниатюра просто была закрыта для взора и таланта даже Брюсова и титана Волошина, писавшего вначале так скверно с точки зрения ЕГО более поздних расцветных поэз, что до 1905 года его вообще не печатали, как поэта. А это писано в 1902-м году, когда только Бальмонт подхватил стариков уже Фета и Майкова, а до этого проделал грандиозную работу в литературе и переводах! И даже когда Брюсов в конце 1910-го года прямо заявил, что маг повторяется, Бальмонт, изгнанный за свой ВОЛЬНЫЙ СТИХ из пределов Империи, собирал свой самоцветный десятитомник, который был издан с помощью того же Брюсова сразу по возвращении Бальмонта, что "даровало" ему самодержавие в кровавой смятке 1-й мировой. Вот тогда, изрядно поздно, что куда лучше, чем никогда, и Брюсов, и Волошин, и Гумилёв со товарищи поняли и признали всю глубину и разнообразие его творческих посылов Миру. И это навсегда заставило меня признать великими без градаций всех "серебряных", оставив для себя недосягаемую вершину за Бальмонтом и Ахматовой, явлениями тысячелетия!
[показать]