[300x322] Исторические корни.
Как и первые два Спаса - медовый и яблочный - ореховый первохристиане позаимствовали у Рода. Такова давняя традиция новодела: авторитет молодой веры в среде прозелитов подкреплять более древней Традицией. Но русы и славяне никогда не было прозелитами: все притопы и прихлопы иудо-христианская религия (не путать с верой) позаимствовала из арийских Вед. Я писал об это м по поводу праздников Купалы
здесь и Перуна
здесь. А об истинных корнях Спаса я
здесь. писал.
Вот как трактует Западная Церковь третий Спас, даже не представляя корней этого святого слова и, ничтоже сусмняшеся, получая его сокращением от Спаситель. А нерукотворным его, якобы сделало то, что образ Христа был запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия) Авгаря V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой. Перенесе́ние из Еде́ссы в Константино́поль Нерукотво́рного О́браза Го́спода нашего Иису́са Христа́, также Третий Спас (греч. Μνήμη της εξ Εδέσσης ανακομιδής του αγίου Μανδηλίου του Κυρίου ημών Ιησού Χριστού, обычно греч. Ανακομιδή του αγίου Μανδηλίου) ныне — православный праздник, совершаемый Церковью 29 августа (16 августа по старому стилю) в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя.
"Не рыдай мне мати во гробе": Западный вариант.
Западный вариант легенды возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» — терновый венец на голове Спасителя. Ну как тут католикам не связать Нерукотворный образ Спасителя с другой известной христианской реликвией - Туринской плащаницей?! Связали и весьма нагло! Плащаница, якобы, представляет собой ростовое изображение Христа на холсте. Выставляемый в Эдессе и Константинополе плат с изображением лика Спасителя, согласно теориям, мог быть плащаницей, сложенной несколько раз, т.е, оригинальная икона могла быть не утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и обретена в Турине. Один из изводов Нерукотворного Образа, «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати» (Христос во гробе) "исследователями" возводится к плащанице, как к историческому прототипу.
Русо-славянская традиция.
У русов и славян 3-й Спас назывался "ореховым" или "полотняным". У умницы Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, можно найти совершенно оригинальный взгляд, с которым нельзя не согласиться: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб.» Возвращаясь к названию третьего Спаса, называемого «хлебным» или «орешным», народ отмечал его как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!».
[показать]