Вчера совершенно случайно по телевизору увидела фильм, рассказывающий об аварии в Петербургском метрополитене во время строительства перегона между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества". Для тех, кто не знает - во время сторительства в тоннель прорвалась вода из находящегося на пути проходчиков плывуна, древнего русла реки Невы. Из-за этого на площади Мужества и прилегающих к ней улицах стали образовываться провалы и рушиться здания. Было затоплено около 1 км тоннеля, после чего пришлось осуществлять повторную проходку, но уже с применением сверхнизких температур - порода замораживалась жидким азотом. Этот метод применялся впервые в мировой практике. Тоннель просуществовал 20 лет, после чего плывун снова дал о себе знать. Но это уже совсем другая история. Фильм называется "Прорыв" и снят аж в 1986-м году. Я раньше даже и не подозревала о существовании художественного фильма на эту тему. Естественно, он мог быть мало кому интересен, кроме жителей Санкт-Петербурга, поэтому заняты в фильме преимущественно петербургские актеры - Олег Борисов (вряд ли кто не видел его в роли Свирида Петровича Голохвастого в комедии "За двумя зайцами"), Юрий Кузнецов (Мухомор из "Улиц разбитых фонарей"), Андрей Краско (у него в фильме две роли - проходчики братья-близнецы Костромины). Приглашенными "звёздами" были актер Андрей Ростоцкий и группа Машина Времени в лице Макаревича, Кутикова и Зайцева, написавших музыку к фильму. Впрочем, музыка как раз меня и не впечатлила, а одна мелодия была крайне похожа на марш из "В зоне особого внимания". А сам фильм в целом оказался довольно интересен. Если снятый годом раньше "Поезд вне расписания", с Владимиром Шевельковым в главной роли, называли "первым советским фильмом-катастрофой", то "Прорыв" по праву может носить звание второго. Естественно кинолента была изрядно приправлена советским пафосом вроде "страна поможет и все будет сдано в срок", но героизм метросторевцев вызывает искреннее уважение. Лично мне становилось жутковато, когда я представляла себя глубоко под землей в затопленном тоннеле, без электричества и вентиляции. Какое там "Метро 2033", нет уж на фиг.
Самым интересным было то, что создатели фильма достаточно точно соблюли достоверность историческую, а с географической все было сложнее. Думаю, всё из-за того, что метро как было, так и остается стратегическим объектом и негоже разглашать секретную информацию.
Для начала - станция называется "Петровской", хотя к тому времени уже была открыта "Петроградская" и станция с похожим названием появиться не могла. Вход в шахту снимали на Финском заливе где-то рядом с Дамбой. Панорама 2-й Пионерской улицы - очень похожа на дома в районе улиц Седова и Бабушкина. Разрушение дома на 2-й Пионерской улице снимали на Марата, там засветился очень заметный домик. А вообще в Санкт-Петербурге не существует 2-й Пионерской улицы, так же как и 3-й улицы Строителей. Вот такая конспирация. Вот такое кино.