Диалог, случайно подслушенный в женском туалете кинотеатра:
- Хороший фильм, но с изображением зверств они переборщили.
- Нет, с изображением зверств они как раз таки недоборщили...
Заметила я такую тенденцию - исторические фильмы о допетровских временах России-матушки оказываются какими-то совершенно не историческими. Царствование Петра Ляксеича и эпоха дворцовых переворотов в отечественном кино, не без участия замечательной Светланы Дружининой, отображены вполне подробно. А вот с тем, что было до - сплошное смущение умов несчастных школьников. И если прошлогодний "1612" оказался откровенной развлекухой в не самом лучшем смысле этого слова, то картина "Царь" совсем иное дело. Не ищите в ней исторической достоверности, она здесь ни к чему. Опричнина, и разворачивающиеся на ее фоне непростые отношения Ивана IV и митрополита Филиппа, для Лунгина лишь средство, но никак не цель. Впрочем, у меня желание копаться в исторических подробностях вскоре отпало окончательно. Актерский состав был восхитителен как никогда. Про Петра Мамонова и Олега Ивановича Янковского можно даже не говорить - гениальный тандем. Остается лишь в который раз тихо погрустить об ушедшем от нас прекрасном артисте. Остальные исполнители - на своих местах, и каждый открылся с новой, неизвестной доселе, стороны. Особенно хочется отметить Ивана Охлобыстина - сыграть настолько отвратительного персонажа, это еще нужно уметь. Тем более, если учесть некоторые факты его биографии.
У меня лишь одно "но" - возможно, я не доросла еще до современного российского авторского кино, потому что впечатление от фильма все же осталось тягостное, совершенно непохожее на ощущение сладостного катарсиса, например, после "Сталкера". И его мучительно хотелось заесть шоколадкой.