[показать]Удивительна судьба оперы Жака Оффенбаха (20 июня 1819 - 5 октября 1880 )«Сказки Гофмана». Как писал один из друзей композитора, Альберт Вольф: «В эту партитуру маэстро вложил всю свою душу. Она должна была стать увенчанием его жизни, последним словом его искусства».
Эта опера потребовала от него огромных усилий, он работал очень тяжело, был в то время серьезно болен и молился, чтобы не умереть, не увидев оперу на сцене. Он дожил до того момента, когда опера была исполнена в домашней обстановке под аккомпанемент фортепиано, затем он забрал рукопись, чтобы переписать партию Гофмана, которая была сочинена для баритона, а теперь он хотел, чтобы это был тенор. Но он не дожил до того дня, когда опера была впервые представлена публике и имела огромный успех; он не успел даже закончить оркестровку. Первое действие он оркестровал сам; остальное суждено было сделать Эрнсту Гиро.
Было 5 октября 1880 года, когда в дом Оффенбаха зашел его старый друг – комик Леонс и осведомился: как чувствует себя хозяин. «Господин Оффенбах тихо уснул и ничего не заметил», – ответил швейцар. «То-то он удивится, когда заметит», – мрачно сказал комик.
История создания оперы на этом не закончилась. Она вообще не закончилась. Изменения в партитуру вносились ещё в течение длительного периода, что не мешало постановкам оперы. А в конце 1940-х годов были найдены еще музыкальные материалы, написанные Оффенбахом для этого произведения.
Опера «Сказки Гофмана» – это музыкальное завещание композитора, его «лебединая песнь». Это реквиемом человеку, который посвятил свою жизнь оперетте.
"Сказки Гофмана" — британский художественный фильм-мюзикл, снятый в 1951 году режиссёрами Майклом Пауэллом и Эмерихом Прессбургером по мотивам оперы Жака Оффенбаха на основе произведений Э. Т. А. Гофмана. В фильме снимались звёзды балета Мойра Ширер, Людмила Черина, Леонид Мясин и Роберт Хелпман , знаменитый тенор Роберт Рансвилль , а также балетмейстер Фредерик Аштон, который и создал всю хореографию. Фильм полностью снят на английском языке, хотя оригинальная опера была на французском.
Сюжет фильма достаточно близко следует опере Оффенбаха, с небольшими изменениями. История разворачивается в Нюрнберге начала XIX столетия. Молодой поэт Гофман рассказывает студентам и своему другу Никлаусу, пирующим в таверне Лютера, истории о трех своих возлюбленных. Каждая из которых олицетворяет собой его пассию — балерину Стеллу, в которую также влюблен городской советник Линдорф.
Акт 1: «Олимпия»
В этом акте Гофман влюбляется в механическую куклу Олимпию, созданную изобретателем Спаланцани и оптиком Коппелиусом. Коппелиус продает Гофману волшебные очки, в которых неживые предметы кажутся живими, и в которых Гофман видит Олимпию живой и привлекательной. Коппелиус требует плату за глаза куклы, и Спаланцани дает ему чек на лопнувший банк. На балу, устроенным Спаланцани, Гофман признается Олимпии в любви, но случайно выводит из строя ее механизм. Она ломает очки поэта и пытается убежать, но на нее нападает разъяренный Коппелиус. Он, вместе с попытавшимся спасти Олимпию Спаланцани, разрывает куклу на куски, к ужасу Гофмана.
Акт 2: «Джульетта»
Гостя в Венеции, Гофман встречает куртизанку Джульетту, которой покровительствует демонический колдун доктор Дапертутто. Он приказывает Джульетте похитить для него отражение Гофмана, как она похитила тень ее любовника Питера Шлемиля. Джульетта убеждает Гофмана что она — его любовь, пока Дапертутто крадет у него отражение в большом зеркале. Увидев поэта и Джульетту вместе, Шлемиль зовет Гофмана на дуэль, где поэт успешно убивает его при помощи Дапертутто, и забирает у него ключ от будуара куртизанки. Но когда Гофман возвращается, он видит что Джульетта уплыла в гондоле, в объятиях демона.
Акт 3: «Антония»
После долгих поисков, Гофман находит свою возлюбленную Антонию, уединенно живущую со своим отцом Креспелем и глухим слугой Францем на греческом острове. Антония — дочь известной певицы, которая получила от матери странную болезнь, убивающую ее во время пения. К Креспелю приходит инфернальный доктор Миракль, утверждающий, что если Антония попробует петь, то умрет. Подслушавший их разговор Гофман передает его Антонии, и вместе они клянутся навсегда отказаться от музыки и карьеры. Когда Антония остается одна, появляется Миракль и с помощью магии вызывает дух матери Антонии. Антония начинает петь вместе с ним, пока не падает мертвая на глазах у Гофмана и Креспеля.
В таверну Лютера приходит Стелла, чтобы встретить Гофмана, но находит его окончательно захмелевшим и потому уходит вместе с появившемся Линдорфом. Злой рок, преследовавший поэта в его сказках, сбылся в реальной жизни.
Фильм занял место среди выдающихся произведений мирового кинематографа.
Призы: Специальный приз за адаптацию музыкального произведения (4-й Каннский кинофестиваль, 1951), «Серебряный медведь» за лучший мюзикл (1-й Берлинский кинофестиваль, 1951), Номинация в категории «Лучшая работа художника-постановщика в цветном кинофильме» и Номинация в категории «Лучший дизайн костюмов в цветном кинофильме» (24-я церемония вручения наград премии «Оскар», 1952)