Итальянское Balleto, от которого произошло и русское слово Балет, означают лишь одно - это танец. Родиной балета считают Италию, но все же первый настоящий спектакль-балет был поставлен во Франции в 1581 году и назывался он "Комедийный балет Королевы". Франция в дальнейшем и стала "законодательницей" балета и балетной моды. Сначала это были больше маскарадные представления, феерически красивые, с массой шикарных костюмов, чтением стихов и с фантастическими сюжетами, но слишком громоздкие и совсем не похожие на современный балет. К середине XVIII века балет постепенно завоевал почти всю Европу и каждый монарх считал обязательным иметь свой придворный театр, в котором давались балетные представления. Постепенно преобразовывался и балетный костюм. XVIII век подарил нам такое направление в искусстве как романтизм, его в какой-то степени можно считать основным в классическом балете, который мы имеем счастье видеть сейчас. А это пуанты (которые первой освоила знаменитая Мария Тальони) и пачки (и это тоже опять Мария Тальони), теперь это обязательные атрибуты балета. Многие художники мира не могут равнодушно пройти мимо сюжетов из балетов, мимо прекрасных образов балерин, мимо магии танца и балетного костюма. И конечно же - мимо прекрасных женщин в театре и театральной жизни.
Пал Фрид Балерина в лиловой пачке
Одним из таких художников стал американский художник венгерского происхождения Пал Фрид (Pal Fried), получивший свое художественное образование в Париже под руководством Моне и Симона. Начинал художник с обязательного освоения техники рисования обнаженной натуры, а дальше были путешествия по миру и целая серия картин в восточном стиле. Но Париж, есть Париж и его богемная жизнь в результате и стала главной в творчестве художника.
Пал Фрид Балерина (в желтом костюме)
Пал Фрид Три балерины
Пал Фрид Балерина (в розовом костюме)
В коллекциях многих музеев мира хранятся картины Пала Фрида на темы балета и театра: это портреты танцовщиц перед спектаклями, на сцене, в богемной жизни. Полотная Фрида были настолько популярными, что он или вынужден был, или так хотели заказчики, дублировал по несколько раз один и тот же сюжет, меняя лишь цвет костюма или фона полотна. Поэтому существуют целые серии работ, которые можно объединить в циклы "Балерина и пуанты", "Театральная дама и перчатки", "Танец"...
Пал Фрид Танцовщица с белыми перчатками
Пал Фрид Дама с черными перчатками
Пал Фрид Гранд Опера
Пал Фрид Дама и черные перчатки
Пал Фрид Балерина в голубой пачке с белыми перчатками
Пал Фрид Балерина и белые перчатки
Пал Фрид Танцовщица в желтом с черными перчатками
Пал Фрид Танцовщица с белыми перчатками
Серия работ под условным названием "Балерина и пуанты"
Пал Фрид Балерина в голубом
Пал Фрид Балерина в розовом
Пал Фрид Балерина
Пал Фрид Балерина в зеленом
Пал Фрид Балерина в нежно-розовом
Пал Фрид Балерина
Пал Фрид Балерина
Пал Фрид Балерина
Пал Фрид Балерина в желтом с цветами
Пал Фрид Балерина, завязывающая пуанты
Пал Фрид Балерина в белом
И еще немного о художнике: после Второй Мировой войны в 1947 году Пал Фрид эмигрировал в Америку и стал там преподавать в Академии искусств в Нью-Йорке. В 50-х годах стал одним из популярных живописцев Голливуда. Так известны портреты Мерлин Монро и сестер Гарбо работы Фрида Пала. Он также много и охотно пишет в это время портреты дам из высшего общества, сенаторов и много работ в стиле "ню". Также можно найти и редкие его работы, где он выступает как маринист и любитель скачек. Художник умер в 1976 году в Нью-Йорке в возрасте 82 лет, спустя четыре дня после кончины его любимой жены Евы. Вот поистине смерть как в пословице "... и умерли они в один день". А он так любил женщин....
Пал Фрид Танцовщица
Пал Фрид Две балерины
Пал Фрид Перед выступлением
Пал Фрид Четыре балерины
Пал Фрид Юные балерины
Пал Фрид Балетный класс
Пал Фрид Перед выступлением
Пал Фрид Балерина в голубом
Пал Фрид Пируэт
ТАНЕЦ
Пируэт и ещё пируэт.
Ложь владычества гордого танца.
Опрокинулся сном силуэт
освещённого рампой пpостранства.
Разлеглась одинокая тень
криком рвущей сознание скрипки.
В этой силе сплетение вен
и могущество робкой улыбки.
Grand battement, Grand jete и в огонь
разноцветного платья Жизели -
сквозь века пронесённая боль
на огромной небесной качели.
Задохнулась желаньем. Балет,
мне б в тебе словно в сказке остаться.
Пируэт и ещё пируэт.
Ложь владычества гордого танца.
Г. Сергеева
P.S. Все представленные изображения кликабельны и большая часть увеличивается до большого размера.
Серия сообщений "Балет и танцы в живописи":
Часть 1 - Феерия танца...
Часть 2 - О, сколько разлук в том танце...
Часть 3 - Балетная тема З.Е.Серебряковой
Часть 4 - Мир театра и балета художника Пала Фрида (Pal Fried)